Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.12.2017 ПО ДЕЛУ N 33-15973/2017

Требование: О признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу были назначены меры социальной поддержки, но затем ответчиком приостановлено предоставление льгот в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а в дальнейшем - прекращено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. по делу N 33-15973


Судья: ФИО2
070г

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.,
с участием прокурора: Назаркина В.П.,
при секретаре: К.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах А., к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске,
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 09 октября 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах А., удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг <данные изъяты> А.
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска предоставить <данные изъяты> А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 октября 2016 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска в защиту прав и интересов А. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки. Требования прокурор мотивировал тем, что А., <данные изъяты> с октября 2015 г. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилищно-коммунальных услуг. С 01 октября 2016 г. предоставление А. мер социальной поддержки было приостановлено в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. С 01 ноября 2016 г. предоставление мер социальной поддержки прекращено. Принятые Управлением решения о приостановлении и прекращении предоставления А. мер социальной поддержки являются незаконными. В этой связи прокурор просил суд признать незаконными решения о приостановлении с 01 октября 2016 г. и прекращении с 01 ноября 2016 г. предоставления А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, возложить на ответчика обязанность предоставить <данные изъяты> А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01 ноября 2016 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание А., представитель УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске, представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части признания незаконным решения УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске о приостановлении А. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг подлежащим отмене, в части возобновления предоставления А. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01 октября 2016 г. - изменению, в остальной части - оставлению без изменения.
Из материалов дела видно, что А. с 06 октября 2015 г. установлена 1 <данные изъяты> она является собственником 1/2 доли жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...> "б", кв. 51.
Управлением социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске А., <данные изъяты>, на основании ее заявления, с 01 декабря 2015 г. предоставлялись субсидии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 7 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов.
С 01 октября 2016 г. выплата субсидий А. была приостановлена в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца.
Письмом от 12 октября 2016 г. А. была уведомлена о приостановлении предоставления субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 октября 2016 г. на основании п. 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". Ей было разъяснено о необходимости погашения задолженности в течение месяца либо заключения соглашения о реструктуризации долга с региональным фондом или предоставления документа, подтверждающего уважительную причину образования задолженности. Также ей было разъяснено, что при непогашении задолженности или несогласовании срока погашения задолженности предоставление мер социальной поддержки будет прекращено.
В связи с непогашением указанной задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, непредставлении соглашения по погашению задолженности, а также документа, подтверждающего уважительность причины образования задолженности, выплата субсидий А. была прекращена с 01 ноября 2016 г. на основании п. п. "в" п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, о чем в адрес истицы было направлено уведомление от 15 ноября 2016 г.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, исходил из того, что предоставление инвалиду такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевой назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на инвалида обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Правовые гарантии, установленные Федеральным законом "О социальной поддержке инвалидов", направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что решения ответчика о приостановлении, а затем и о прекращении предоставления А. мер социальной поддержки не соответствуют требованиям действующего законодательства, являются незаконными, и возложил на ответчика обязанность по устранению нарушений прав А. путем возобновления предоставления соответствующих мер с 01 октября 2016 г.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда в части признания незаконным решения ответчика о прекращении предоставления А. мер социальной поддержки и возложении на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона Красноярского края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образованию). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следовательно, наличие у А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения в предоставлении ей, <данные изъяты> мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату этих услуг.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ответчика о прекращении предоставления А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В связи с тем, что А. меры социальной поддержки были прекращены с 01 ноября 2016 г., судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части даты возобновления предоставления мер социальной поддержки, возложив на ответчика обязанность предоставить <данные изъяты> А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 ноября 2016 г.
В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в указанной части, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда в этой части и не могут явиться основанием для отмены решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о признании незаконным решения ответчика о приостановлении А. на один месяц с 01 октября 2016 г. предоставления мер социальной поддержки, поскольку никаких ограничений для приостановления инвалидам предоставления мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Красноярска, заявленных в интересах А., о признании незаконным решения УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 09 октября 2017 г. в части признания незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске по приостановлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг <данные изъяты> А. отменить.
Принять в этой части по делу новое решение.
В удовлетворении искового требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах А., к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> А. отказать.
Решение в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске предоставить <данные изъяты> А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 октября 2016 г. изменить, возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г. Красноярске предоставить <данные изъяты> А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 ноября 2016 г.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя УСЗН Администрации Ленинского района в г. Красноярске Д. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)