Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В. Гуляевой, Е.С. Потокиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
апелляционное производство N 05АП-2854/2017
на решение от 07.03.2017
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-5472/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
- о признании недействительным и отмене предписания от 11.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, Общество, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 11.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что представителем ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в акте проверки указано, что план текущего ремонта жильцами не согласован. На 2015-2016 года долг жителей составляет 1013127,41 руб. В подъезде жилого дома наблюдаются сухие следы затечности. Косметический ремонт не является аварийным ремонтом, выполняется по согласованию с собственниками. План начислений на 01.11.2016-945505,05 руб. С учетом запланированных работ на 01.11.2016 баланс жилого дома составляет -244453,65 руб.
Кроме того, как видно из представленного на обозрение суда акта проверки, в нем не указан номер квартиры, в которой проводилось обследование, а, следовательно, у инспектора ГЖИ отсутствовали основания в предписании ссылаться на квартиру N 40. В акте также не указано, что квартира угловая и температура воздуха составляет +19 °C при температуре наружного воздуха - 5 °C; наоборот, указано, что температура наружного воздуха составляет +5 °C.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 18.05.2017 до 11 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловске-Камчатском.
На основании обращения жительницы названного жилого дома Булатовой Т.А. от 12.10.2016, ГЖИ Камчатского края в соответствии с приказом от 21.10.2016 N 1879 ЛК в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в квартире N 40, дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловске-Камчатском:
- - температура поверхности радиаторов отопления составила: в жилой комнате (дворовый фасад) от + 49 °C; в кухне + 44 °C. Перед радиаторами отопления вентилей и перемычек нет;
- - в совмещенном санузле полотенцесушитель холодный. Температура воздуха в помещении + 19 °C;
- - в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома наблюдается загрязнение, повреждение, отслоение окрасочного слоя.
Результаты проверки оформлены актом от 03.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж.
11.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 1879 ЛК/1-6ж, возлагающее на Общество обязанность в срок до 05.12.2016 выполнить следующие мероприятия:
- - обеспечить достаточный, равномерный прогрев радиаторов отопления, поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком регулирования температуры воды в системе отопления и температуру внутреннего воздуха в квартире не ниже + 20 °C (для угловых квартир);
- - восстановить работу стояка полотенцесушителя в ванной комнате квартиры N 40;
- - выполнить ремонт отделочных покрытий в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома.
Не согласившись с полученным предписанием, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела усматривается, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 116 по улице Ленинградская в городе Петропавловске-Камчатском на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2010 N 325-ДУ-10, соответственно, на обществе как на управляющей организации проверяемым многоквартирным домом лежит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункт 8 Правил N 354).
Подпунктом "е" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 этих же Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- - предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а"); самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (подпункт "в").
Из подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 следует, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C (пункт 5 раздела II приложения I Правил N 354).
Аналогичные требования к температуре горячей воды в местах водоразбора установлены пунктом 5.3.1 Правил N 170.
Из пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам N 354 следует, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах не ниже +20 °C).
В силу пункта 5.2.1 Правила N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Как подтверждается материалами дела, в ходе внеплановой проверки качества оказания обществом коммунальных услуг было зафиксировано, что температура поверхности радиаторов отопления составила: в жилой комнате (дворовый фасад) от + 49 °C; в кухне + 44 °C. Перед радиатором отопления вентилей и перемычек нет; в совмещенном санузле полотенцесушитель холодный. Температура воздуха в помещении + 19 °C.
Как отмечалось выше, управление многоквартирным домом N 116 по ул. Ленинградская в г. Петропавловске-Камчатском осуществляет общество, соответственно, оно, как управляющая компания, обязано обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений в жилом доме коммунальные услуги, отвечающие параметрам качества, количества, надежности и экологической безопасности.
С учетом изложенного выводы государственной жилищной инспекции, поддержанные судом первой инстанции, о несоблюдении обществом надлежащей температуры поверхности радиаторов отопления, полотенцесушителя и температуры внутреннего воздуха в квартире N 40 спорного дома, как следствие, о наличии оснований для вынесения оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2 в целях устранения выявленных нарушений Правил N 354, пункта 5.2.1 Правил N 170 являются правильными.
Допущенные административным органом нарушения в ходе составления акта проверки в виде отсутствия номера квартиры, неверное указание температуры наружного воздуха, отсутствие сведений о том, что квартира является угловой, обоснованно расценены судом первой инстанции как технические опечатки, которые не влияют на суть выявленных нарушений.
Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных материалов проверки (заявления Булатовой Т.А.) представляется возможным установить, что квартира N 40 дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловск-Камчатский является угловой.
Также из пункта 1 акта проверки от 03.11.2016 N 1879 ЛК/1-6Ж следует, что проверка проведена в квартире N 40 многоквартирного дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловск-Камчатский.
Пунктом 3 оспариваемого предписания обществу предписано выполнить ремонт отделочных покрытий в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 170, содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
На основании пункта 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В ходе проверки уполномоченный орган установил наличие загрязнения, повреждения, отслоение окрасочного слоя в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском, что является нарушением положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Как отмечалось выше, общество является ответственным лицом за содержание и ремонт жилого дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском, а также за соответствие его технического состояния обязательным требованиям и нормам действующего законодательства, в связи с чем заявитель обязан произвести необходимые работы и устранить нарушение, указанное в пункте 3 оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о том, что выявленные в предписании замечания относятся к текущему ремонту, который должен осуществляться в плановом порядке на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (по согласованию жильцов), а также ссылка на задолженность собственников и нанимателей перед ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в размере 1 048 309 рублей 58 копеек, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку обязанности управляющей компании по проведению ремонта общего имущества предусмотрена действующим законодательством. Отсутствие решения собственников о необходимости проведения ремонта, а также наличие задолженности по плате за выполнение работ не освобождает управляющую компанию от выполнения обязанностей, которые возложены на нее договором управления и действующим законодательством.
Довод заявителя о невозможности исполнения оспариваемого предписания в срок по 05.12.2016 в связи с его получением 05.12.2016 также обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Общество не лишено возможности обратится в Инспекцию с заявлением о продлении срока исполнения оспариваемого предписания. Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество обращалось с соответствующим заявлением в Инспекцию, а Инспекция отказала в продлении указанного срока, в материалы не представлены. При этом срок для исполнения предписания нормативно не определен.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что формулировка оспариваемого предписания является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.03.2017 по делу N А24-5472/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2017 N 05АП-2854/2017 ПО ДЕЛУ N А24-5472/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А24-5472/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В. Гуляевой, Е.С. Потокиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
апелляционное производство N 05АП-2854/2017
на решение от 07.03.2017
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-5472/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
- о признании недействительным и отмене предписания от 11.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, Общество, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 11.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что представителем ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в акте проверки указано, что план текущего ремонта жильцами не согласован. На 2015-2016 года долг жителей составляет 1013127,41 руб. В подъезде жилого дома наблюдаются сухие следы затечности. Косметический ремонт не является аварийным ремонтом, выполняется по согласованию с собственниками. План начислений на 01.11.2016-945505,05 руб. С учетом запланированных работ на 01.11.2016 баланс жилого дома составляет -244453,65 руб.
Кроме того, как видно из представленного на обозрение суда акта проверки, в нем не указан номер квартиры, в которой проводилось обследование, а, следовательно, у инспектора ГЖИ отсутствовали основания в предписании ссылаться на квартиру N 40. В акте также не указано, что квартира угловая и температура воздуха составляет +19 °C при температуре наружного воздуха - 5 °C; наоборот, указано, что температура наружного воздуха составляет +5 °C.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 18.05.2017 до 11 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловске-Камчатском.
На основании обращения жительницы названного жилого дома Булатовой Т.А. от 12.10.2016, ГЖИ Камчатского края в соответствии с приказом от 21.10.2016 N 1879 ЛК в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в квартире N 40, дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловске-Камчатском:
- - температура поверхности радиаторов отопления составила: в жилой комнате (дворовый фасад) от + 49 °C; в кухне + 44 °C. Перед радиаторами отопления вентилей и перемычек нет;
- - в совмещенном санузле полотенцесушитель холодный. Температура воздуха в помещении + 19 °C;
- - в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома наблюдается загрязнение, повреждение, отслоение окрасочного слоя.
Результаты проверки оформлены актом от 03.11.2016 N 1879ЛК/1-6ж.
11.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 1879 ЛК/1-6ж, возлагающее на Общество обязанность в срок до 05.12.2016 выполнить следующие мероприятия:
- - обеспечить достаточный, равномерный прогрев радиаторов отопления, поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком регулирования температуры воды в системе отопления и температуру внутреннего воздуха в квартире не ниже + 20 °C (для угловых квартир);
- - восстановить работу стояка полотенцесушителя в ванной комнате квартиры N 40;
- - выполнить ремонт отделочных покрытий в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома.
Не согласившись с полученным предписанием, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела усматривается, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 116 по улице Ленинградская в городе Петропавловске-Камчатском на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2010 N 325-ДУ-10, соответственно, на обществе как на управляющей организации проверяемым многоквартирным домом лежит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункт 8 Правил N 354).
Подпунктом "е" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 этих же Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- - предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а"); самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (подпункт "в").
Из подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 следует, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C (пункт 5 раздела II приложения I Правил N 354).
Аналогичные требования к температуре горячей воды в местах водоразбора установлены пунктом 5.3.1 Правил N 170.
Из пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам N 354 следует, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах не ниже +20 °C).
В силу пункта 5.2.1 Правила N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
Как подтверждается материалами дела, в ходе внеплановой проверки качества оказания обществом коммунальных услуг было зафиксировано, что температура поверхности радиаторов отопления составила: в жилой комнате (дворовый фасад) от + 49 °C; в кухне + 44 °C. Перед радиатором отопления вентилей и перемычек нет; в совмещенном санузле полотенцесушитель холодный. Температура воздуха в помещении + 19 °C.
Как отмечалось выше, управление многоквартирным домом N 116 по ул. Ленинградская в г. Петропавловске-Камчатском осуществляет общество, соответственно, оно, как управляющая компания, обязано обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений в жилом доме коммунальные услуги, отвечающие параметрам качества, количества, надежности и экологической безопасности.
С учетом изложенного выводы государственной жилищной инспекции, поддержанные судом первой инстанции, о несоблюдении обществом надлежащей температуры поверхности радиаторов отопления, полотенцесушителя и температуры внутреннего воздуха в квартире N 40 спорного дома, как следствие, о наличии оснований для вынесения оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2 в целях устранения выявленных нарушений Правил N 354, пункта 5.2.1 Правил N 170 являются правильными.
Допущенные административным органом нарушения в ходе составления акта проверки в виде отсутствия номера квартиры, неверное указание температуры наружного воздуха, отсутствие сведений о том, что квартира является угловой, обоснованно расценены судом первой инстанции как технические опечатки, которые не влияют на суть выявленных нарушений.
Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных материалов проверки (заявления Булатовой Т.А.) представляется возможным установить, что квартира N 40 дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловск-Камчатский является угловой.
Также из пункта 1 акта проверки от 03.11.2016 N 1879 ЛК/1-6Ж следует, что проверка проведена в квартире N 40 многоквартирного дома N 116 по ул. Ленинградской в г. Петропавловск-Камчатский.
Пунктом 3 оспариваемого предписания обществу предписано выполнить ремонт отделочных покрытий в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 жилого дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 170, содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
На основании пункта 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В ходе проверки уполномоченный орган установил наличие загрязнения, повреждения, отслоение окрасочного слоя в коридорах и лестничной клетке подъезда N 1 дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском, что является нарушением положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Как отмечалось выше, общество является ответственным лицом за содержание и ремонт жилого дома N 116 по ул. Ленинградская, в г. Петропавловске-Камчатском, а также за соответствие его технического состояния обязательным требованиям и нормам действующего законодательства, в связи с чем заявитель обязан произвести необходимые работы и устранить нарушение, указанное в пункте 3 оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о том, что выявленные в предписании замечания относятся к текущему ремонту, который должен осуществляться в плановом порядке на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (по согласованию жильцов), а также ссылка на задолженность собственников и нанимателей перед ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в размере 1 048 309 рублей 58 копеек, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку обязанности управляющей компании по проведению ремонта общего имущества предусмотрена действующим законодательством. Отсутствие решения собственников о необходимости проведения ремонта, а также наличие задолженности по плате за выполнение работ не освобождает управляющую компанию от выполнения обязанностей, которые возложены на нее договором управления и действующим законодательством.
Довод заявителя о невозможности исполнения оспариваемого предписания в срок по 05.12.2016 в связи с его получением 05.12.2016 также обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Общество не лишено возможности обратится в Инспекцию с заявлением о продлении срока исполнения оспариваемого предписания. Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество обращалось с соответствующим заявлением в Инспекцию, а Инспекция отказала в продлении указанного срока, в материалы не представлены. При этом срок для исполнения предписания нормативно не определен.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что формулировка оспариваемого предписания является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.03.2017 по делу N А24-5472/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)