Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 18АП-8348/2016 ПО ДЕЛУ N А07-3384/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. N 18АП-8348/2016

Дело N А07-3384/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2016 по делу N А07-3384/2016 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 26.04.2016),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 8 от 01.02.2016), Титенко Т.А. (доверенность N 22 от 28.03.2016).

24.02.2016 открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖКХ Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным п. 13801001 предписания N ЦО-15-186-060 от 20.11.2015 выданного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - административный орган, Комитет), обязывающего произвести корректировку платы за отопление многоквартирного жилого дома N 10 по улице Архитектурной города Уфы.
Предписание является незаконным, проведенная Комитетом проверка ограничилась одним лицевым счетом жильца, начисление и порядок оплаты других собственников не изучались.
Предписание является неисполнимым, корректировка оплаты невозможна, т.к. дом оборудован Индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП), по которому в соответствии с постановлением Администрации г. Уфы N 3727 от 24.08.2012 и с учетом особенностей его эксплуатации невозможно разграничить объем тепловой энергии затраченной на отопление и приготовление горячей воды. В счетах ресурсоснабжающих организаций эти показатели разграничиваются с использованием специального расчета и по нормативам. В связи с этим предписание является неисполнимым и не законным (т. 1 л.д. 6-9).
Комитет возражал против заявленных требований, ссылался на законность выданного предписания (т. 2 л.д. 98-99, 100-103).
Решением суда первой инстанции от 12.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
В ходе проверки Комитет установил, что жилой дом по адресу: г. Уфа, ул. Архитектурной 10 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим одновременно расход тепловой энергии на отопление и приготовление горячей воды. Прибор находится в исправном состоянии, используется при учете тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) установлен порядок определения платы за отопление исходя из среднемесячного количества потребления энергии за отопление за предыдущий год с проведением ежегодной корректировки.
На дату проведения проверки - ноябрь 2015 года корректировка платы не была произведена, что является нарушением закона, т.к. не установлен фактический размер потребленной жильцами тепловой энергии и взыскана излишняя оплата. В связи, с чем предписание является законным и подлежит применению (т. 3 л.д. 111-122).
24.06.2016 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
Указывая размер потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в размере 271,1604 Гкал, суд не учел потребление воды на общехозяйственные нужды. Неверным является произведенный судом расчет, применена не действующая формула, следует учесть, что по Правилам N 307 корректировка платы на горячее водоснабжение не предусматривается. Неосновательны ссылки на положения постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - Правила N 354), не действующих в Республике Башкортостан.
Исходя из фактических обстоятельств показатели, необходимые для корректировки, не могут быть получены расчетным путем.
Неверен довод о принадлежности прибора учета к общедомовому имуществу, т.к. он установлен за счет городского бюджета (т. 2 л.д. 134-136).
Представитель Комитета возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Калининское УЖКХ" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 18.12.2008 (т. 1 л.д. 17-41), является управляющей организацией, с жильцами дома по адресу: г. Уфа, ул. Архитектурная 10 заключен договор управления многоквартирным домом.
Актом от 23.11.2010 в доме в эксплуатацию запущен узел учета тепловой энергии, составлены акты его повторного допуска (т. 1 л.д. 42-44).
В Комитет поступила жалоба Матвеевой Г.П. на несоответствие установленным нормативам температуры горячей воды и отсутствие в доме единого прибора учета (т. 1 л.д. 47). 20.10.2015 руководителем Комитета издано распоряжение о проведении проверки по жалобе (т. 1 л.д. 48), по результатам составлен акт проверки N 15-9123-186 от 20.11.2015, установивший излишнее начисление оплаты за тепловую энергию при отсутствии корректировки оплаты за услуги отопления (т. 1 л.д. 55-59).
20.11.2015 выдано предписание N ЦО-15-186-060, где в п. 13801001 содержится требование произвести корректировку (возврат) оплаты за услуги отопления за 2014 год по лицевым счетам, установлен срок - до 20.12.2015 (т. 1 л.д. 11-13).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, пришел к неверному выводу о законности предписания. Им неправильно определен размер тепловой энергии по формуле, имеются противоречия в мотивировочной части судебного решения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ).
Формами контроля являются проведение внеплановых выездных и документарных проверок.
По ч. 2 ст. 10 Закона 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). При обнаружении нарушений может быть выдано предписание.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии... регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила 307).
В ходе проверки Комитетом установлено, что жилой дом N 10 по ул. Архитектурная в г. Уфа оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии марки ВКТ-7 N 93188, учитывающий расход тепловой энергии на услуги отопление и приготовление горячей воды. Данный прибор опломбирован, находится в рабочем состоянии, согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета от 22.01.2014.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах применяются Правила N 307. Положения Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, на которое ссылается общество, не предусматривающие обязательность проведения корректировки, применению не подлежат.
Согласно пп. б) п. 2.1 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам 307 должен определяться исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, данный порядок исключает значительное увеличение финансовой нагрузки на жителей непосредственно в отопительный период и удобства производимых расчетов.
Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам 307. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.
В ходе проверки также было установлено, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" не производилась корректировка размера платы по услуге отопление в 2015 году за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений д. 10 по ул. Архитектурная г. Уфы в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам 307, что является нарушением этих правил и основанием для выдачи обязательного предписания.
Не нашли подтверждения иные доводы апелляционной жалобы. Точный размер тепловой энергии, стоимости энергии, и методика его определения по формуле не является существенным при определении вопроса о законности предписания. Неясности и противоречия в мотивировочной части судебного решения могут быть устранены путем обращения в суд первой инстанции в порядке ст. 179 АПК РФ.
В соответствии с п. п. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 0491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, котельные, тепловые пункты (бойлерные), элеваторные узлы и другое инженерное оборудование, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома. ИТП являются частью системы инженерной инфраструктуры жилых домов и используются для обслуживания более одного помещения в одном доме, данное имущество по своему функциональному назначению является общим имуществом собственников помещений одного многоквартирного дома. Следовательно, ИТП, расположенное в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством, относится к внутридомовому инженерному оборудованию общего пользования, которое необходимо для экономии потребления энергоресурсов в интересах потребителей одного конкретного дома. Источник финансирования установки прибора учета существенным для определения его принадлежности не является.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2016 по делу N А07-3384/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.А.ИВАНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)