Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2016
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы", г. Воронеж (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987):
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж: Лытневой Ж.В., представителя по доверенности N 04-юр от 01.04.2016;
- представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 по делу N А14-182/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы", г. Воронеж (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж по делу об административном правонарушении N 923 от 15.12.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" (далее - заявитель, ООО "УК Бульвар Победы") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, административный орган) по делу об административном правонарушении N 923 от 15.12.2015 г. о привлечении к административной ответственности по основаниям статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Данное дело рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК Бульвар Победы" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность административным органом наличия вины ООО "УК Бульвар Победы" в совершении правонарушения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "УК Бульвар Победы" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда области незаконным и необоснованным, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ГЖИ Воронежской области о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Как следует из материалов дела, 12.11.2015 в связи с поступившей жалобой гр. Еновой Т.Ф., на основании приказа N 2885 от 09.11.2015, Управлением муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК Бульвар Победы".
Проведенной управлением муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж 12.11.2015 проверкой установлено, что ООО "УК Бульвар Победы", являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустило нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила), в отношении многоквартирного дома N 138 по ул. Беговой г. Воронежа, которые заключаются в следующем:
- не обеспечена надлежащая работа системы отопления, имеется неравномерный прогрев трубопровода системы отопления (стояка) и нагревательного прибора в жилой комнате N 115 (пункт 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1).
Данные нарушения отражены в акте проверки N 2885 от 12.11.2015, составленном в присутствие представителя ООО "УК Бульвар Победы" Щекунских В.Н. действующего по доверенности N 1 от 01.01.2015.
По результатам проверки, 17.11.2015 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 338 по основаниям статьи 7.22 КоАП РФ.
Представитель Общества на рассмотрение протокола не явился, извещен уведомлением от 12.11.2015 N 4583431, вх N 1407 от 12.11.2015.
Управление муниципального жилищного контроля направило материалы проверки и протокол об административном правонарушении N 338 от 17.11.2015 по подведомственности в ГЖИ по Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Уведомлением от 01.12.2015 инспекция сообщила ООО "УК Бульвар Победы" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (15.12.2015 в 17 час. 00 мин).
Данное уведомление получено Обществом 07.12.2015 вх. N 1158.
Постановлением государственной жилищной инспекции Воронежской области от 15.12.2015 N 923 ООО "УК Бульвар Победы" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, ООО "УК Бульвар Победы" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд области пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) "УК Бульвар Победы" состава вменяемого правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе административного преследования Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пунктов 5.1.1, 5.1.2 Правил N 491 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
- - проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;
- - своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;
- - совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
- - внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем;
- - широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 491 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- - поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- - поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- - равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- - поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- - герметичность;
- - немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- - ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- - коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- - наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Пунктом 13 Правил N 491 установлено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В силу п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда для обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовой территории, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Вышеназванные правила являются нормативным правовым актом. Устанавливающим общеобязательные нормативы по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории (то есть общего имущества), эти нормативы должны выполняться всеми организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, обязательные требования, установленные законодательством, применяются независимо от желания (договоренностей) участников публичных правоотношений.
Факт допущенных ООО "УК Бульвар Победы" нарушений содержания жилого дома подтверждается актом проверки от 12.11.2015 N 2885 (л.д. 17-19), протоколом об административном правонарушении от 17.11.2015 N 338 (л.д. 20-22) и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совершенное Обществом правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения правил обслуживания жилого фонда.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению Обществом установленных законодательством обязанностей в ходе текущих работ, а также принятия всех необходимых мер к выявлению и устранению дефектов до начала проверки, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно согласился с выводом административного органа о наличии в действиях ООО "УК Бульвар Победы" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях инспекции не установлено.
Апелляционная инстанция отмечает, что ГЖИ по Воронежской области за совершенное правонарушение Обществу назначено минимальное наказание, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, а именно административный штраф в размере 40 000 руб.
Иные доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 по делу N А14-182/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2016 N 19АП-1736/2016 ПО ДЕЛУ N А14-182/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. по делу N А14-182/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2016
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы", г. Воронеж (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987):
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж: Лытневой Ж.В., представителя по доверенности N 04-юр от 01.04.2016;
- представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 по делу N А14-182/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы", г. Воронеж (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж по делу об административном правонарушении N 923 от 15.12.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" (далее - заявитель, ООО "УК Бульвар Победы") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, административный орган) по делу об административном правонарушении N 923 от 15.12.2015 г. о привлечении к административной ответственности по основаниям статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Данное дело рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК Бульвар Победы" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность административным органом наличия вины ООО "УК Бульвар Победы" в совершении правонарушения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "УК Бульвар Победы" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда области незаконным и необоснованным, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ГЖИ Воронежской области о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Как следует из материалов дела, 12.11.2015 в связи с поступившей жалобой гр. Еновой Т.Ф., на основании приказа N 2885 от 09.11.2015, Управлением муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК Бульвар Победы".
Проведенной управлением муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж 12.11.2015 проверкой установлено, что ООО "УК Бульвар Победы", являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустило нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила), в отношении многоквартирного дома N 138 по ул. Беговой г. Воронежа, которые заключаются в следующем:
- не обеспечена надлежащая работа системы отопления, имеется неравномерный прогрев трубопровода системы отопления (стояка) и нагревательного прибора в жилой комнате N 115 (пункт 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1).
Данные нарушения отражены в акте проверки N 2885 от 12.11.2015, составленном в присутствие представителя ООО "УК Бульвар Победы" Щекунских В.Н. действующего по доверенности N 1 от 01.01.2015.
По результатам проверки, 17.11.2015 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 338 по основаниям статьи 7.22 КоАП РФ.
Представитель Общества на рассмотрение протокола не явился, извещен уведомлением от 12.11.2015 N 4583431, вх N 1407 от 12.11.2015.
Управление муниципального жилищного контроля направило материалы проверки и протокол об административном правонарушении N 338 от 17.11.2015 по подведомственности в ГЖИ по Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Уведомлением от 01.12.2015 инспекция сообщила ООО "УК Бульвар Победы" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (15.12.2015 в 17 час. 00 мин).
Данное уведомление получено Обществом 07.12.2015 вх. N 1158.
Постановлением государственной жилищной инспекции Воронежской области от 15.12.2015 N 923 ООО "УК Бульвар Победы" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, ООО "УК Бульвар Победы" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд области пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) "УК Бульвар Победы" состава вменяемого правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе административного преследования Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пунктов 5.1.1, 5.1.2 Правил N 491 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
- - проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;
- - своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;
- - совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
- - внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем;
- - широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 491 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- - поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- - поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- - равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- - поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- - герметичность;
- - немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- - ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- - коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- - наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Пунктом 13 Правил N 491 установлено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В силу п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда для обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовой территории, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Вышеназванные правила являются нормативным правовым актом. Устанавливающим общеобязательные нормативы по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории (то есть общего имущества), эти нормативы должны выполняться всеми организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, обязательные требования, установленные законодательством, применяются независимо от желания (договоренностей) участников публичных правоотношений.
Факт допущенных ООО "УК Бульвар Победы" нарушений содержания жилого дома подтверждается актом проверки от 12.11.2015 N 2885 (л.д. 17-19), протоколом об административном правонарушении от 17.11.2015 N 338 (л.д. 20-22) и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совершенное Обществом правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения правил обслуживания жилого фонда.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению Обществом установленных законодательством обязанностей в ходе текущих работ, а также принятия всех необходимых мер к выявлению и устранению дефектов до начала проверки, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно согласился с выводом административного органа о наличии в действиях ООО "УК Бульвар Победы" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях инспекции не установлено.
Апелляционная инстанция отмечает, что ГЖИ по Воронежской области за совершенное правонарушение Обществу назначено минимальное наказание, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, а именно административный штраф в размере 40 000 руб.
Иные доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.03.2016 по делу N А14-182/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)