Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представителя Киямовой А.Л. (доверенность от 10.01.2017),
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" - представителя Романовой А.В. (доверенность от 17.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (ОГРН 1051633107547, ИНН 1658069275), Республика Татарстан, г. Казань, к государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798), Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" (ОГРН 1111690041957, ИНН 1660154930), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26 августа 2016 года N 04-08/22725,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК Комсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании отказа во включении в реестр о признании незаконным отказа государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - госжилинспекция Республики Татарстан, жилищная инспекция) во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново, Республика Татарстан, выраженного в письме от 26 августа 2016 года исх. N 04-08/22725; обязании устранить нарушение прав заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК Комсервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, признать незаконным отказ жилищной инспекции во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново, Республика Татарстан, выраженного в письме от 26 августа 2016 года исх. N 04-08/22725. При этом ООО "УК Комсервис" ссылается на то, что ответчик, самостоятельно сделав вывод о нарушении порядка при проведении общего собрания жильцов, превысил свои полномочия, подменив собой судебный орган. Заявитель приложил протокол общего собрания, на котором принималось решение о смене управляющей компании (протокол заочного голосования). На очном собрании не принималось решение о смене УК, поэтому в соответствии с приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 года N 938/пр не было необходимости в его приложении. Если жилищная инспекция не согласна с протоколом заочного голосования, то она может оспорить его, но он является действующим документом, пока иное не установлено судом. Кроме того, заявитель указывает, на то, что у жилищной инспекции имелся протокол очного собрания.
В письменных пояснениях жилищная инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК Комсервис" - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В апелляционной жалобе ООО "УК Жилсервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК Жилервис", ссылаясь на непривлечение его к участию в деле, в то время как в настоящий момент ООО "УК Жилсервис" продолжает выполнять функции управляющей компании по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, предоставляет жилищно-коммунальные услуги, выставляет счета-фактуры, имеет сведения об управлении названными домами в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан. В случае удовлетворения требований ООО "УК Комсервис" и возложения на госжилинспекцию обязанности устранить нарушения прав заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, жилищная инспекция будет обязана внести в реестр лицензий РТ сведения о том, что деятельность по управлению спорными многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина осуществляет ООО "УК Комсервис", и исключить сведения об управлении названными домами из лицензии ООО "УК Жилсервис", что непосредственно затронет права и интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 февраля 2017 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 40 мин 15 марта 2017 года, поскольку в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 31 января 2017 года поступила вторая апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, ООО "УК Жилервис", которая определением суда от 01 февраля 2017 года принята к производству. Кроме того, от ООО "УК Жилервис" 01 февраля 2017 года поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела. В связи с необходимостью предоставить возможность обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис", государственной жилищной инспекции Республики Татарстан подготовить свои возражения (при их наличии) на апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, ООО "УК Жилервис".
Определением суда от 14 марта 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Кувшинова В.Е. на судью Корнилова А.Б. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 марта 2017 года объявлялся перерыв до 10 час 00 мин 22 марта 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 22 марта 2017 года.
Определением суда от 28 марта 2017 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК Жилервис", по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно заявлению 19 октября 2015 года собственники многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Республики Татарстан, (далее - многоквартирные дома) приняли решение отказаться от договора на управление многоквартирными домами с ООО "УК Жилсервис" с 31 октября 2015 года, выбрать управляющей организацией многоквартирного дома с 01 ноября 2015 года ООО "УК Комсервис".
Заявитель 11 августа 2016 года обратился в госжилинспекцию Республики Татарстан с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению указанными многоквартирными домами (вх. NN 6256, 6253).
Госжилинспекция Республики Татарстан 26 августа 2016 года отказала во внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Республики Татарстан в связи с непредставлением документов: копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрании и (к заявлению приложен протокол (оформления результатов) заочного голосования собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Осиново, ул. Гайсина, д. 3; Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Осиново, ул. Гайсина, д. 5); копии акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
В письме от 26 августа 2016 года N 24-08/22725, в котором был выражен отказ, госжилинспекция Республики Татарстан сослалась также на судебные акты по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд. В обоснование требований заявитель указал на отсутствие оснований для принятия отказа.
Судом первой инстанции установлено, что с 01 ноября 2015 года изменен перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель. Согласно решениям общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся с.Осиново, Зеленодольский район Республики Татарстан, принятых в форме заочного голосования 19 октября 2015 года, в указанных многоквартирных домах была сменена управляющей компании на ООО "УК Комсервис".
Часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/п "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ" (далее - Порядок).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
На основании части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Статьей 44.1 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 данного Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
Согласно части 1 статьи 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Таким образом, проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме в форме заочного голосования возможно только в случае, если общее собрание собственников в форме очного голосования не имело установленного кворума.
Из материалов дела следует, что обществом к заявлению о внесении изменений в реестр были приложены копии бюллетеней голосования собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования. При этом документы, свидетельствующие об отсутствии кворума на очном голосовании, обществом представлены не были.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих соблюдение установленного положениями ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах, у инспекции имелись основания для принятия отказа.
Однако изложенное в письме от 26 августа 2016 года требование госжилинспекции Республика Татарстан к заявителю представить копию акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, не основано на законе.
В соответствии с пунктом 3 Порядка данные документы представляются только в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра. В данном случае, общество с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра не обращалось.
На момент совершения оспариваемого отказа судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, не было.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав доказательства, суд первой инстанции установил наличие основания для отказа в удовлетворении заявления, так как обществом в адрес инспекции не были представлены документы, подтверждающие соблюдение установленного положениями ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах.
Между тем следует принять во внимание, что оспариваемое решение суда затрагивает права и законные интересы ООО "УК Жилсервис" (ОГРН 1111690041957, ИНН 1660154930), которое в рассмотрении дела не участвовало.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности ООО "УК Жилсервис", поскольку до настоящего времени ООО "УК Жилсервис" на законных основаниях продолжает выполнять функции управляющей компании по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, оказывая жилищно-коммунальные услуги жильцам указанных домов, выставляя соответствующие счета-фактуры. При этом сведения об управлении названными домами содержатся в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, что также отражено в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан.
В данном деле требования заявителя (ООО "УК Комсервис") включают в себя требование о возложении на госжилинспекцию Республики Татарстан обязанности устранить нарушения прав заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, что потребует внесения в указанный реестр лицензий сведений о том, что деятельность по управлению спорными многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина осуществляет ООО "УК Комсервис", и исключения сведений об управлении указанными домами ООО "УК Жилсервис", что непосредственно влияет права и интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению общим имуществом многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта РФ включает в себя раздел со сведениями об одном или нескольких адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая компания.
Согласно ч. 4 ст. 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи. В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Таким образом, для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом необходимо выполнить требования закона о размещении сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.
Следовательно, в случае внесения сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" указанной деятельности в реестр лицензий Республики Татарстан ООО "УК Жилсервис" будет лишено возможности осуществлять данную деятельность в отношении домов N 3, 5 по ул. Гайсина.
При таких обстоятельствах, при наличии судебных споров о праве осуществлять деятельность по управлению вышеназванными многоквартирными домами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что привлечение ООО "УК Жилсервис" к участию в настоящем деле необходимо для обеспечения интересов ООО "УК Жилсервис", осуществляющего в настоящее время функции управляющей организации в отношении указанных домов.
Согласно ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением суда от 18 апреля 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Кувшинова В.Е. в связи с нахождением в очередном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 апреля 2017 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 00 мин 22 мая 2017 года.
Определением суда от 19 мая 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В. в связи с его нахождением в очередном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "УК Комсервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "УК Жилервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель жилищной инспекции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб и просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев данное дело по правилам рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, выслушав пояснения представителей жилищной инспекции, ООО "УК Жилсервис", арбитражный апелляционный суд полагает, что в удовлетворении заявления ООО "УК Комсервис" следует отказать на том основании, что заявителем при обращении в жилищную инспекцию не был представлен полный пакет документов, необходимых для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан.
Исходя из ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Частью 1 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 данного Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
Частью 1 статьи 47 ЖК РФ установлено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Следовательно, общее собрание собственников в многоквартирном доме в форме заочного голосования легитимно только в случае, если предыдущее общее собрание собственников в форме очного голосования, причем с такой же повесткой дня, не имело установленного кворума.
Однако ООО "УК Комсервис" к заявлению о внесении изменений в реестр были приложены лишь копии бюллетеней голосования собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, при этом документы, свидетельствующие об отсутствии кворума на собрании, проведенном с очном голосованием, с той же самой повесткой дня заявителем в жилищную инспекцию представлены не были.
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих соблюдение установленного нормами ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах, что подтвердило бы легитимность собрания, проведенного в форме заочного голосования, госжилинспекция была не вправе внести изменения в реестр лицензий РТ в отношении управления многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан.
При этом ООО "УК Комсервис" не исполнены требования жилищного законодательства РФ о размещении сведений в информационной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 года N 45056-АТ/04 разъяснено, что согласно частям 2 и 4 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора (ГЖН), в том числе с использованием системы.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 декабря 2015 года N 41173-ОЛ/04 в настоящее время обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации, указанной в статье 198 ЖК РФ, возникает у управляющей организации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет такая организация, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом. Обязанность по размещению сведений, предусмотренных частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в отношении управляющих организаций возникает с 01 августа 2015 года и, соответственно, с этой же даты возникает административная ответственность за неразмещение в ГИС ЖКХ сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотренная статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подп. "д" п. 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
В силу п. 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РФ от 02.03.2016 по делу N А65-29881/2015 установлено, что в нарушение части 2 статьи 198 ЖК РФ обществом не представлены доказательства размещения соответствующих сведений на официальном сайте для раскрытия информации.
Отсутствие информации о внесении сведений о заключении договоров управления многоквартирными жилыми домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, в системе ГИС ЖКХ является основанием для возвращения заявления ООО "УК Комсервис" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан.
При этом согласно сведениям реестра лицензий Республики Татарстан управление многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, осуществляется ООО "УК Жилсервис".
По утверждению жилищной инспекции, фактически до настоящего времени управление многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, осуществляет ООО "УК Жилсервис"; договоры на поставку холодной воды, электроэнергии, тепловой энергии, водоотведение, заключенные заявителем с поставщиками ресурсов, и договоры с организациями по содержанию и ремонту жилых помещений не прекращены.
Между тем в соответствии с п. 9. ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Что касается такого основания для отказа во внесении изменений об осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирными домами в реестр лицензий Республики Татарстан, как непредставление копии акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, суд апелляционной инстанции полагает его незаконным, поскольку законодательством (в частности, пунктом 3 Порядка N 938/пр) такое требование предусмотрено только в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра, что не относится к рассматриваемой ситуации.
Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспоренного отказа жилищной инспекции в целом и наличии у госжилинспекции обязанности внести изменения в реестр лицензий Республики Татарстан сведения, которые требует заявитель.
Кроме того, наличие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными жилыми домами, является самостоятельным основанием для отказа госжилинспекции во внесении изменений в реестр лицензий, что вытекает из подп. "г" п. 5 Порядка N 938/пр, согласно которому в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
В силу п. 9 Порядка N 938/пр основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка.
Между тем на момент принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново, выраженного в письме от 26.08.2016 исх. N 04-08/22725, и по настоящее время имеется ряд судебных споров относительно наличия у ООО "УК Комсервис" правомочий по управлению указанными многоквартирными жилыми домами: 1) дело N А65-7918/2016 по исковому заявлению ООО "УК Комсервис" о понуждении ООО "УК Жилсервис" передать ООО "УК Комсервис" техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, находящиеся в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; 2) дело N А65-15443/2016 по заявлению ООО "УК Комсервис" о запрете ООО "УК Жилсервис" вмешиваться в деятельность ООО "УК Комсервис" по управлению многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, об обязании ООО "УК Жилсервис" прекратить выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги; о признании незаконными действий ООО "УК Жилсервис" по выставлению счетов-фактур собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги в период с ноября 2015 года по сентябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2017 года по делу N А65-7918/2016 исковые требования ООО "УК Комсервис" удовлетворены. Суд обязал ООО "УК Жилсервис" передать ООО "УК Комсервис" техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома N 1,2,3,4,5,6,7,9,11 по ул. Гайсина, с. Осиново. В законную силу указанный судебный акт еще не вступил. На данное решение ООО "УК Жилсервис" 25 мая 2017 года направило апелляционную жалобу.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А65-15443/2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 декабря 2016 года по делу N А65-15443/2016, которым суд обязал ООО "УК Жилсервис" прекратить выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 1,2,3,4,5,6,7,9,11 по ул. Гайсина, N 1,2,3,4,5,8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящихся в с. Осиново РТ, счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги; суд признал незаконными действия ООО "УК Жилсервис" по выставлению счетов - фактур собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящихся в с. Осиново РТ на оплату за жилищно-коммунальные услуги в период с ноября 2015 года по сентябрь 2016 года, отменено в части удовлетворения исковых требований и в части распределения государственной пошлины. Судом апелляционной инстанции принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО "УК Комсервис" отказано.
При таких обстоятельствах с учетом судебных споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции (на что также указывали участники процесса) вопрос о наличии полномочий на управление указанными многоквартирными жилыми домами у заявителя или третьего лица до настоящего времени окончательно не разрешен.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "УК Комсервис" требований.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "УК Комсервис" суд апелляционной инстанции не усматривает, исходя из вышеприведенных обстоятельств.
На основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 20 декабря 2016 года следует отменить; принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления ООО "УК Комсервис" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на ООО "УК Комсервис" как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт. В этой связи, учитывая предоставление отсрочек по уплате госпошлины, надлежит взыскать с ООО "УК Комсервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 6000 рублей, в том числе в связи за подачу заявления и апелляционной жалобы - 3000 руб. и 1 500 руб. соответственно, а также вследствие отсрочки уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы, предоставленной судом апелляционной инстанции ООО "УК Жилсервис", в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, ч. 6.1 ст. 268 - 269, ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2016 года по делу N А65-20776/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 11АП-1654/2017, 11АП-19185/2016 ПО ДЕЛУ N А65-20776/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А65-20776/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представителя Киямовой А.Л. (доверенность от 10.01.2017),
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" - представителя Романовой А.В. (доверенность от 17.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (ОГРН 1051633107547, ИНН 1658069275), Республика Татарстан, г. Казань, к государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798), Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" (ОГРН 1111690041957, ИНН 1660154930), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26 августа 2016 года N 04-08/22725,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК Комсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании отказа во включении в реестр о признании незаконным отказа государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - госжилинспекция Республики Татарстан, жилищная инспекция) во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново, Республика Татарстан, выраженного в письме от 26 августа 2016 года исх. N 04-08/22725; обязании устранить нарушение прав заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК Комсервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, признать незаконным отказ жилищной инспекции во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново, Республика Татарстан, выраженного в письме от 26 августа 2016 года исх. N 04-08/22725. При этом ООО "УК Комсервис" ссылается на то, что ответчик, самостоятельно сделав вывод о нарушении порядка при проведении общего собрания жильцов, превысил свои полномочия, подменив собой судебный орган. Заявитель приложил протокол общего собрания, на котором принималось решение о смене управляющей компании (протокол заочного голосования). На очном собрании не принималось решение о смене УК, поэтому в соответствии с приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 года N 938/пр не было необходимости в его приложении. Если жилищная инспекция не согласна с протоколом заочного голосования, то она может оспорить его, но он является действующим документом, пока иное не установлено судом. Кроме того, заявитель указывает, на то, что у жилищной инспекции имелся протокол очного собрания.
В письменных пояснениях жилищная инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК Комсервис" - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В апелляционной жалобе ООО "УК Жилсервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК Жилервис", ссылаясь на непривлечение его к участию в деле, в то время как в настоящий момент ООО "УК Жилсервис" продолжает выполнять функции управляющей компании по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, предоставляет жилищно-коммунальные услуги, выставляет счета-фактуры, имеет сведения об управлении названными домами в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан. В случае удовлетворения требований ООО "УК Комсервис" и возложения на госжилинспекцию обязанности устранить нарушения прав заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, жилищная инспекция будет обязана внести в реестр лицензий РТ сведения о том, что деятельность по управлению спорными многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина осуществляет ООО "УК Комсервис", и исключить сведения об управлении названными домами из лицензии ООО "УК Жилсервис", что непосредственно затронет права и интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 февраля 2017 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 40 мин 15 марта 2017 года, поскольку в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 31 января 2017 года поступила вторая апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, ООО "УК Жилервис", которая определением суда от 01 февраля 2017 года принята к производству. Кроме того, от ООО "УК Жилервис" 01 февраля 2017 года поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела. В связи с необходимостью предоставить возможность обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис", государственной жилищной инспекции Республики Татарстан подготовить свои возражения (при их наличии) на апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, ООО "УК Жилервис".
Определением суда от 14 марта 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Кувшинова В.Е. на судью Корнилова А.Б. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 марта 2017 года объявлялся перерыв до 10 час 00 мин 22 марта 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 22 марта 2017 года.
Определением суда от 28 марта 2017 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК Жилервис", по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно заявлению 19 октября 2015 года собственники многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Республики Татарстан, (далее - многоквартирные дома) приняли решение отказаться от договора на управление многоквартирными домами с ООО "УК Жилсервис" с 31 октября 2015 года, выбрать управляющей организацией многоквартирного дома с 01 ноября 2015 года ООО "УК Комсервис".
Заявитель 11 августа 2016 года обратился в госжилинспекцию Республики Татарстан с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению указанными многоквартирными домами (вх. NN 6256, 6253).
Госжилинспекция Республики Татарстан 26 августа 2016 года отказала во внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся в с.Осиново Республики Татарстан в связи с непредставлением документов: копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрании и (к заявлению приложен протокол (оформления результатов) заочного голосования собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Осиново, ул. Гайсина, д. 3; Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Осиново, ул. Гайсина, д. 5); копии акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
В письме от 26 августа 2016 года N 24-08/22725, в котором был выражен отказ, госжилинспекция Республики Татарстан сослалась также на судебные акты по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд. В обоснование требований заявитель указал на отсутствие оснований для принятия отказа.
Судом первой инстанции установлено, что с 01 ноября 2015 года изменен перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель. Согласно решениям общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина, находящихся с.Осиново, Зеленодольский район Республики Татарстан, принятых в форме заочного голосования 19 октября 2015 года, в указанных многоквартирных домах была сменена управляющей компании на ООО "УК Комсервис".
Часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/п "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ" (далее - Порядок).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
На основании части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Статьей 44.1 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 данного Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
Согласно части 1 статьи 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Таким образом, проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме в форме заочного голосования возможно только в случае, если общее собрание собственников в форме очного голосования не имело установленного кворума.
Из материалов дела следует, что обществом к заявлению о внесении изменений в реестр были приложены копии бюллетеней голосования собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования. При этом документы, свидетельствующие об отсутствии кворума на очном голосовании, обществом представлены не были.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих соблюдение установленного положениями ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах, у инспекции имелись основания для принятия отказа.
Однако изложенное в письме от 26 августа 2016 года требование госжилинспекции Республика Татарстан к заявителю представить копию акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, не основано на законе.
В соответствии с пунктом 3 Порядка данные документы представляются только в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра. В данном случае, общество с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра не обращалось.
На момент совершения оспариваемого отказа судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, не было.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав доказательства, суд первой инстанции установил наличие основания для отказа в удовлетворении заявления, так как обществом в адрес инспекции не были представлены документы, подтверждающие соблюдение установленного положениями ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах.
Между тем следует принять во внимание, что оспариваемое решение суда затрагивает права и законные интересы ООО "УК Жилсервис" (ОГРН 1111690041957, ИНН 1660154930), которое в рассмотрении дела не участвовало.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности ООО "УК Жилсервис", поскольку до настоящего времени ООО "УК Жилсервис" на законных основаниях продолжает выполнять функции управляющей компании по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, оказывая жилищно-коммунальные услуги жильцам указанных домов, выставляя соответствующие счета-фактуры. При этом сведения об управлении названными домами содержатся в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, что также отражено в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан.
В данном деле требования заявителя (ООО "УК Комсервис") включают в себя требование о возложении на госжилинспекцию Республики Татарстан обязанности устранить нарушения прав заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, что потребует внесения в указанный реестр лицензий сведений о том, что деятельность по управлению спорными многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина осуществляет ООО "УК Комсервис", и исключения сведений об управлении указанными домами ООО "УК Жилсервис", что непосредственно влияет права и интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению общим имуществом многоквартирных домов N 3, 5 по ул. Гайсина.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта РФ включает в себя раздел со сведениями об одном или нескольких адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая компания.
Согласно ч. 4 ст. 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи. В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Таким образом, для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом необходимо выполнить требования закона о размещении сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.
Следовательно, в случае внесения сведений об осуществлении ООО "УК Комсервис" указанной деятельности в реестр лицензий Республики Татарстан ООО "УК Жилсервис" будет лишено возможности осуществлять данную деятельность в отношении домов N 3, 5 по ул. Гайсина.
При таких обстоятельствах, при наличии судебных споров о праве осуществлять деятельность по управлению вышеназванными многоквартирными домами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что привлечение ООО "УК Жилсервис" к участию в настоящем деле необходимо для обеспечения интересов ООО "УК Жилсервис", осуществляющего в настоящее время функции управляющей организации в отношении указанных домов.
Согласно ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением суда от 18 апреля 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Кувшинова В.Е. в связи с нахождением в очередном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 апреля 2017 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 00 мин 22 мая 2017 года.
Определением суда от 19 мая 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В. в связи с его нахождением в очередном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "УК Комсервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "УК Жилервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель жилищной инспекции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб и просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев данное дело по правилам рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, выслушав пояснения представителей жилищной инспекции, ООО "УК Жилсервис", арбитражный апелляционный суд полагает, что в удовлетворении заявления ООО "УК Комсервис" следует отказать на том основании, что заявителем при обращении в жилищную инспекцию не был представлен полный пакет документов, необходимых для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан.
Исходя из ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Частью 1 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 данного Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
Частью 1 статьи 47 ЖК РФ установлено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Следовательно, общее собрание собственников в многоквартирном доме в форме заочного голосования легитимно только в случае, если предыдущее общее собрание собственников в форме очного голосования, причем с такой же повесткой дня, не имело установленного кворума.
Однако ООО "УК Комсервис" к заявлению о внесении изменений в реестр были приложены лишь копии бюллетеней голосования собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, при этом документы, свидетельствующие об отсутствии кворума на собрании, проведенном с очном голосованием, с той же самой повесткой дня заявителем в жилищную инспекцию представлены не были.
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих соблюдение установленного нормами ЖК РФ порядка проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах, что подтвердило бы легитимность собрания, проведенного в форме заочного голосования, госжилинспекция была не вправе внести изменения в реестр лицензий РТ в отношении управления многоквартирными домами N 3, 5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан.
При этом ООО "УК Комсервис" не исполнены требования жилищного законодательства РФ о размещении сведений в информационной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 года N 45056-АТ/04 разъяснено, что согласно частям 2 и 4 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора (ГЖН), в том числе с использованием системы.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 декабря 2015 года N 41173-ОЛ/04 в настоящее время обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации, указанной в статье 198 ЖК РФ, возникает у управляющей организации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет такая организация, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом. Обязанность по размещению сведений, предусмотренных частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в отношении управляющих организаций возникает с 01 августа 2015 года и, соответственно, с этой же даты возникает административная ответственность за неразмещение в ГИС ЖКХ сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотренная статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подп. "д" п. 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
В силу п. 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РФ от 02.03.2016 по делу N А65-29881/2015 установлено, что в нарушение части 2 статьи 198 ЖК РФ обществом не представлены доказательства размещения соответствующих сведений на официальном сайте для раскрытия информации.
Отсутствие информации о внесении сведений о заключении договоров управления многоквартирными жилыми домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, в системе ГИС ЖКХ является основанием для возвращения заявления ООО "УК Комсервис" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан.
При этом согласно сведениям реестра лицензий Республики Татарстан управление многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, осуществляется ООО "УК Жилсервис".
По утверждению жилищной инспекции, фактически до настоящего времени управление многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, осуществляет ООО "УК Жилсервис"; договоры на поставку холодной воды, электроэнергии, тепловой энергии, водоотведение, заключенные заявителем с поставщиками ресурсов, и договоры с организациями по содержанию и ремонту жилых помещений не прекращены.
Между тем в соответствии с п. 9. ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Что касается такого основания для отказа во внесении изменений об осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирными домами в реестр лицензий Республики Татарстан, как непредставление копии акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, суд апелляционной инстанции полагает его незаконным, поскольку законодательством (в частности, пунктом 3 Порядка N 938/пр) такое требование предусмотрено только в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра, что не относится к рассматриваемой ситуации.
Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспоренного отказа жилищной инспекции в целом и наличии у госжилинспекции обязанности внести изменения в реестр лицензий Республики Татарстан сведения, которые требует заявитель.
Кроме того, наличие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными жилыми домами, является самостоятельным основанием для отказа госжилинспекции во внесении изменений в реестр лицензий, что вытекает из подп. "г" п. 5 Порядка N 938/пр, согласно которому в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
В силу п. 9 Порядка N 938/пр основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка.
Между тем на момент принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан об осуществлении ООО "УК Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 3,5 по ул. Гайсина, находящимися в с.Осиново, выраженного в письме от 26.08.2016 исх. N 04-08/22725, и по настоящее время имеется ряд судебных споров относительно наличия у ООО "УК Комсервис" правомочий по управлению указанными многоквартирными жилыми домами: 1) дело N А65-7918/2016 по исковому заявлению ООО "УК Комсервис" о понуждении ООО "УК Жилсервис" передать ООО "УК Комсервис" техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, находящиеся в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; 2) дело N А65-15443/2016 по заявлению ООО "УК Комсервис" о запрете ООО "УК Жилсервис" вмешиваться в деятельность ООО "УК Комсервис" по управлению многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящимися в с.Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, об обязании ООО "УК Жилсервис" прекратить выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги; о признании незаконными действий ООО "УК Жилсервис" по выставлению счетов-фактур собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги в период с ноября 2015 года по сентябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2017 года по делу N А65-7918/2016 исковые требования ООО "УК Комсервис" удовлетворены. Суд обязал ООО "УК Жилсервис" передать ООО "УК Комсервис" техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома N 1,2,3,4,5,6,7,9,11 по ул. Гайсина, с. Осиново. В законную силу указанный судебный акт еще не вступил. На данное решение ООО "УК Жилсервис" 25 мая 2017 года направило апелляционную жалобу.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А65-15443/2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 декабря 2016 года по делу N А65-15443/2016, которым суд обязал ООО "УК Жилсервис" прекратить выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 1,2,3,4,5,6,7,9,11 по ул. Гайсина, N 1,2,3,4,5,8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящихся в с. Осиново РТ, счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги; суд признал незаконными действия ООО "УК Жилсервис" по выставлению счетов - фактур собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 по ул. Гайсина, N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, N 1 по ул. Спортивная, находящихся в с. Осиново РТ на оплату за жилищно-коммунальные услуги в период с ноября 2015 года по сентябрь 2016 года, отменено в части удовлетворения исковых требований и в части распределения государственной пошлины. Судом апелляционной инстанции принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО "УК Комсервис" отказано.
При таких обстоятельствах с учетом судебных споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции (на что также указывали участники процесса) вопрос о наличии полномочий на управление указанными многоквартирными жилыми домами у заявителя или третьего лица до настоящего времени окончательно не разрешен.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "УК Комсервис" требований.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "УК Комсервис" суд апелляционной инстанции не усматривает, исходя из вышеприведенных обстоятельств.
На основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 20 декабря 2016 года следует отменить; принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления ООО "УК Комсервис" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на ООО "УК Комсервис" как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт. В этой связи, учитывая предоставление отсрочек по уплате госпошлины, надлежит взыскать с ООО "УК Комсервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 6000 рублей, в том числе в связи за подачу заявления и апелляционной жалобы - 3000 руб. и 1 500 руб. соответственно, а также вследствие отсрочки уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы, предоставленной судом апелляционной инстанции ООО "УК Жилсервис", в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, ч. 6.1 ст. 268 - 269, ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2016 года по делу N А65-20776/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)