Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-9962/2016

Требование: Об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки прокуратуры выявлены выбоины, трещины, просадки, выкрашивание асфальтобетонного покрытия. Обследованная проезжая часть и пешеходный тротуар относятся к объектам общего пользования, их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N 33-9962/2016г.


Судья Телепнева А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сокуровой Ю.А.,
судей: Козлова О.А., Цыгулева В.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш.,
с участием: прокурора П.С.К., представителя администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода - Р.О.А., представителя ООО "Наш Дом" - Т.Д.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Нижнего Новгорода, апелляционному представлению прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 апреля 2016 года по иску прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Наш Дом" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве,
которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района города Нижнего Новгорода действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Наш Дом" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Цыгулева В.Т.,
установила:

Первоначально прокурор обратился в суд с указанным иском к Администрации города Нижнего Новгорода. В ходе рассмотрения дела, по ходатайству прокурора, судом произведена замена ответчика в лице Администрации города Нижнего Новгорода на ООО "Наш Дом".
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Автозаводского района города Нижнего Новгорода по обращению С.Н.А. проведена проверка по надлежащему содержанию асфальтового покрытия внутри дворового проезда и пешеходного тротуара около дома N по улице <адрес>, в ходе которой выявлены выбоины, трещины, просадки, выкрашивание асфальтобетонного покрытия, что является нарушением п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, состояние указанной территории неудовлетворительное, что подтверждается актом обследования к фотографиями.
Обследованная проезжая часть и пешеходный тротуар относятся к объектам общего пользования, их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просила обязать ООО "Наш Дом" организовать работы по ремонту асфальтового покрытия проезда и тротуара на придомовой территории дома N по улице <адрес> в соответствии с нормативными требованиями безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - помощник прокурора И.В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика ООО "Наш Дом" Ч.С.В., Т.Д.Е., с иском не согласились, представили письменные возражения.
Представитель третьего лица Администрации города Нижнего Новгорода и Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода Р.А.О. исковые требования поддержала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Нижнего Новгорода просит решение суда отменить, указывая на то, что суд не принял во внимание, что тротуар и проезд расположены в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с чем управляющая организация должна выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. ООО "Наш Дом" являясь организацией по обслуживанию дома N, по <адрес> и получающая от собственников помещений плату обязана исполнять обязанность по ремонту асфальтового покрытия на придомовой территории, внутри дворового проезда, и пешеходных тротуаров.
Аналогичные доводы и требования содержаться в апелляционном представлении прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.
В возражениях ООО "Наш Дом" просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор П.С.К., представитель администрации г. Нижнего Новгорода и администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода - Р.О.А., требования и доводы изложенные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель ООО "Наш Дом" - Т.Д.Е. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Иные лица участвующие в рассмотрении дела в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения уведомлены должным образом.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений относительно их.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) к улицам и дорогам местного назначения относит проезды - подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Судом установлено, прокуратурой Автозаводского района города Нижнего Новгорода проведена проверка по надлежащему содержанию асфальтового покрытия дворового проезда и пешеходного тротуара около дома N по улице <адрес>.
Согласно Акту проверки от 27.10.2015 года на проезжей части и пешеходной дорожки (тротуара) выявлены разрушения пешеходной дорожки, многочисленные выбоины, превышающие предельно допустимые требования п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 на дворовой территории, а именно: 3 м x 3 м x 6 см, 3 м x 2,3 м x 8,9 см, 3 м x 2,91 м x 7 см (л.д. 6 - 20).
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
С доводами апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что суд не принял во внимание, что тротуар и проезд расположены в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с чем ООО "Наш Дом" являясь организацией по обслуживанию <адрес>, по <адрес> и получающая от собственников помещений плату обязана исполнять обязанность по ремонту асфальтового покрытия на придомовой территории, внутри дворового проезда, и пешеходных тротуаров, судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) закрепляется, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
В силу прямого указания п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования проезды, автомобильные дороги.
Установлено, что земельный участок под многоквартирным домом 5 по улице <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет 05.09.2010 года (л.д. 65 - 67).
Участок проезжей части дороги, пешеходный тротуар о ремонте которых указано в исковом заявлении прокурора, фактически являются объектами транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, предназначены для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, и относятся к объектам общего пользования, в силу закона не могут подлежать приватизации. Следовательно, их ремонт не может осуществляться за счет средств собственников жилых помещений дома N по улице <адрес>. Поэтому требования о возложении обязанности по ремонту спорных объектов на ООО "Наш Дом" являются не обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Нижнего Новгорода, апелляционное представление прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)