Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2016 по делу N А32-43620/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
принятое судьей Маркиной Т.Г.
установил:
открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2015 N 001258 о привлечении ОАО "АТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 01.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ТСЖ "Калымчане" систематически нарушает сроки оплаты поставляемой тепловой энергии; общество реализовало право на ограничение поставки теплоэнергии с учетом требований, установленных Правилами N 354; инспекцией пропущен срок привлечения к административной ответственности.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.08.2015 N 3364 инспекция провела внеплановую выездную проверку товарищества собственников жилья "Калымчане" (далее - товарищество), по результатам которой составлен акт проверки от 17.08.2015 N 2530.
При проведении проверки 17.08.2015 в 16 часов 00 минут в многоквартирном жилом доме N 262 по ул. Ставропольская в г. Краснодаре в деятельности общества выявлены нарушения нормативов обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению. Административным органом установлен факт прекращения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме в период с 18.06.2015 по 06.07.2015 сверх допустимой продолжительности перерыва, что не соответствует требованиям пункта 4 раздела II Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Исполнителем коммунальной услуги по горячем водоснабжению для потребителей указанного дома является товарищество, которое не обеспечило соблюдение подпункта "а" пункта 31 Правил N 354.
Уведомлением инспекции от 31.08.2015 назначено место и время составления протокола об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), согласно которого обществу предлагалось прибыть 04.09.2015 по месту совершения правонарушения по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 262, для его составления, данное уведомление вручено обществу 02.09.2015, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 5713.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса, должностное лиц административного органа в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного, составило протокол об административном правонарушении от 04.09.2015 N 2826.
Протоколом об административном правонарушении от 04.09.2015 N 2826 назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.09.2015 с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, кабинет N 15 (4 этаж). Данный протокол получен обществом 04.09.2015, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 5760.
Извещением инспекции от 15.10.2015 назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.10.2015 с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут. Данное извещение составлено в присутствии представителя общества по доверенности - Костиной Л.Л., о чем свидетельствует ее подпись в самом документе.
Рассмотрев материалы проверки, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, административный орган вынес постановление от 20.10.2015 N 001258 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Считая незаконным постановление от 20.10.2015 N 001258, общество обратилось в арбитражный суд с требованием об его отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 3 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальные услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к указанным Правилам.
В силу пункта 5 приложения N 1 Правил N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, определено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0 часов 00 минут до 5 часов 00 минут) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5 часов 00 минут до 0 часов 00 минут) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что общество является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги горячего водоснабжения потребителям многоквартирного дома N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре на основании договора от 08.08.2011 N 205 на поставку тепловой энергии, заключенного между ТСЖ "Калымчане" и обществом.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что горячее водоснабжение в доме N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре отсутствовало в связи с виновными действиями общества.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не оспаривается введение ограничения (приостановления) горячего водоснабжения.
В апелляционной жалобе общество указывает, что товарищество систематически нарушает сроки оплаты поставляемой тепловой энергии и общество реализовало право на ограничение поставки теплоэнергии с учетом требований, установленных Правилами N 354.
Вместе с тем, в материалы дела обществом "АТЭК" не представлено доказательств наличия у потребителей дома N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре задолженности по оплате потребленной услуги теплоснабжения и надлежащего уведомления соответствующих потребителей коммунальной услуги о необходимости погашения задолженности и возможности введения ограничения теплоснабжения.
Суд полагает, что общество не представлено доказательств принятия всех необходимых и исчерпывающих мер по недопущению нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В частности, обществом не представлено доказательств обращения в суд и правоохранительные органы, в жилищную инспекцию с требованием об обязании управляющей компании предоставить информацию о потребителях, ненадлежащим образом исполняющих обязанность по оплате потребленного коммунального ресурса, и уведомления указанных потребителей о необходимости оплаты задолженности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что инспекцией доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод общества о пропуске инспекцией срока давности привлечения к административной ответственности, судом первой инстанции обоснованно отклонены в связи со следующим.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 21 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В особенной части Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Права граждан (потребителей) на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и механизм реализации этих прав установлен законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Пунктом 5 статьи 4 указанного закона установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Требования к качеству коммунальных услуг и порядок их предоставления установлены Правилами N 354.
Пунктом 3 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг.
Следовательно, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 01.02.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 01.02.2016 по делу N А32-43620/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2016 N 15АП-3045/2016 ПО ДЕЛУ N А32-43620/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. N 15АП-3045/2016
Дело N А32-43620/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2016 по делу N А32-43620/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
принятое судьей Маркиной Т.Г.
установил:
открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2015 N 001258 о привлечении ОАО "АТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 01.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ТСЖ "Калымчане" систематически нарушает сроки оплаты поставляемой тепловой энергии; общество реализовало право на ограничение поставки теплоэнергии с учетом требований, установленных Правилами N 354; инспекцией пропущен срок привлечения к административной ответственности.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.08.2015 N 3364 инспекция провела внеплановую выездную проверку товарищества собственников жилья "Калымчане" (далее - товарищество), по результатам которой составлен акт проверки от 17.08.2015 N 2530.
При проведении проверки 17.08.2015 в 16 часов 00 минут в многоквартирном жилом доме N 262 по ул. Ставропольская в г. Краснодаре в деятельности общества выявлены нарушения нормативов обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению. Административным органом установлен факт прекращения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме в период с 18.06.2015 по 06.07.2015 сверх допустимой продолжительности перерыва, что не соответствует требованиям пункта 4 раздела II Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Исполнителем коммунальной услуги по горячем водоснабжению для потребителей указанного дома является товарищество, которое не обеспечило соблюдение подпункта "а" пункта 31 Правил N 354.
Уведомлением инспекции от 31.08.2015 назначено место и время составления протокола об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), согласно которого обществу предлагалось прибыть 04.09.2015 по месту совершения правонарушения по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 262, для его составления, данное уведомление вручено обществу 02.09.2015, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 5713.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса, должностное лиц административного органа в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного, составило протокол об административном правонарушении от 04.09.2015 N 2826.
Протоколом об административном правонарушении от 04.09.2015 N 2826 назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.09.2015 с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, кабинет N 15 (4 этаж). Данный протокол получен обществом 04.09.2015, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 5760.
Извещением инспекции от 15.10.2015 назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.10.2015 с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут. Данное извещение составлено в присутствии представителя общества по доверенности - Костиной Л.Л., о чем свидетельствует ее подпись в самом документе.
Рассмотрев материалы проверки, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, административный орган вынес постановление от 20.10.2015 N 001258 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Считая незаконным постановление от 20.10.2015 N 001258, общество обратилось в арбитражный суд с требованием об его отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 3 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальные услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к указанным Правилам.
В силу пункта 5 приложения N 1 Правил N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, определено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0 часов 00 минут до 5 часов 00 минут) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5 часов 00 минут до 0 часов 00 минут) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что общество является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги горячего водоснабжения потребителям многоквартирного дома N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре на основании договора от 08.08.2011 N 205 на поставку тепловой энергии, заключенного между ТСЖ "Калымчане" и обществом.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что горячее водоснабжение в доме N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре отсутствовало в связи с виновными действиями общества.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не оспаривается введение ограничения (приостановления) горячего водоснабжения.
В апелляционной жалобе общество указывает, что товарищество систематически нарушает сроки оплаты поставляемой тепловой энергии и общество реализовало право на ограничение поставки теплоэнергии с учетом требований, установленных Правилами N 354.
Вместе с тем, в материалы дела обществом "АТЭК" не представлено доказательств наличия у потребителей дома N 262 по ул. Ставропольской в г. Краснодаре задолженности по оплате потребленной услуги теплоснабжения и надлежащего уведомления соответствующих потребителей коммунальной услуги о необходимости погашения задолженности и возможности введения ограничения теплоснабжения.
Суд полагает, что общество не представлено доказательств принятия всех необходимых и исчерпывающих мер по недопущению нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В частности, обществом не представлено доказательств обращения в суд и правоохранительные органы, в жилищную инспекцию с требованием об обязании управляющей компании предоставить информацию о потребителях, ненадлежащим образом исполняющих обязанность по оплате потребленного коммунального ресурса, и уведомления указанных потребителей о необходимости оплаты задолженности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что инспекцией доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод общества о пропуске инспекцией срока давности привлечения к административной ответственности, судом первой инстанции обоснованно отклонены в связи со следующим.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 21 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В особенной части Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Права граждан (потребителей) на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и механизм реализации этих прав установлен законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Пунктом 5 статьи 4 указанного закона установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Требования к качеству коммунальных услуг и порядок их предоставления установлены Правилами N 354.
Пунктом 3 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг.
Следовательно, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 01.02.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 01.02.2016 по делу N А32-43620/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)