Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 15АП-5953/2017 ПО ДЕЛУ N А53-613/2017

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N 15АП-5953/2017

Дело N А53-613/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Рябов В.Б. по доверенности от 17.07.2017 г., представитель Аксюк И.В. по доверенности от 10.02.2017 г.
от заинтересованного лица: представитель Колтунова Н.А. по доверенности от 25.07.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.03.2017 по делу N А53-613/2017
по заявлению Шкрылевой Татьяны Валентиновны
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области
о признании незаконным решения
принятое в составе судьи Бутенко З.П.
установил:

Шкрылева Татьяна Валентиновна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области о признании незаконным решения налогового органа N 1355 от 06.05.2016, о признании незаконными действия по внесению записи об исключении из ЕГРЮЛ, об обязании восстановить запись в ЕГРЮЛ.
Решением суда от 10.03.2017 г. признано незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области N 1355 от 06.05.2016 г. Признаны незаконными действия Межрайонного инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области по внесению записи от 29.08.2016 об исключении юридического лица - товарищества собственников жилья "Созидатель" из Единого государственного реестра юридических лиц, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области возложена обязанность принять решение об аннулировании записи об исключении юридического лица - товарищества собственников жилья "Созидатель" из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.08.2016 и внести в ЕГРЮЛ запись о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц записи о товариществе собственников жилья "Созидатель", как действующем юридическом лице.
Судебный акт мотивирован тем, что представленными документами подтвержден факт осуществления ТСЖ "Созидатель" хозяйственной деятельности, доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция ФНС N 26 по Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не учет неоднократные нарушения налогового законодательства, допущенные ТСЖ "Созидатель", ТСЖ и Шкрылева имели возможность получить информацию о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, нарушений законодательства РФ инспекцией не допущено.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, товарищество собственников жилья "Созидатель" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2002 Администрацией города Ростова-на-Дону, регистрационный номер, присвоенный до 01.07.2002-2280-КР, дата присвоения основного государственного регистрационного номера 1026103168068-02.12.2002, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области 06.05.2016 г. принято решение N 1355 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Товарищества собственников жилья "Созидатель" ИНН 6163064361, ОГРН 1026103168068.
06.05.2016 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ГРН 2166196512898. 29.08.2016 г. Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области внесена запись ГРН 2166196958277 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего деятельность на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Считая незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона).
Пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона).
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно материалам дела, принимая решение и совершая действия об исключении ТСЖ из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, налоговый орган исходил из наличия данных, свидетельствующих о признаках недействующего юридического лица, а именно: непредставление налоговой отчетности, отсутствие открытых банковских счетов.
Из анализа приведенных норм следует, что при отсутствии хотя бы одного из признаков, указанных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Как установлено судом, в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 06.05.2016 г. о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и до фактического исключения из реестра (29.08.2016), ТСЖ "Созидатель" осуществляло свою деятельность, что подтверждается протоколами общего собрания ТСЖ "Созидатель" N 1/15 от 09.07.2015, N 2/15 от 29.07.2015, договором на управление МКД ООО УК "ЮГ-ТТ" от 01.08.15 г., соглашением о расторжении договора от 21.09.2015 г., договором управления МКД N 6 от 21.09.15 г. с ООО "УК Военвед", актом осмотра объекта - МКД по ул. М. Горького 214/101 от 22.09.15 г., договором N 7 управления МКД с ООО "УК Ростов - Дом" от 21.09.16 г., перепиской с коммерческими организациями и органами государственной власти.
Данные обстоятельства инспекцией не опровергнуты.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ "Созидатель" является некоммерческой организацией.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к некоммерческой относится организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. По смыслу пункта 3 статьи 3 указанного Закона открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.
В этой связи факт отсутствия у ТСД "Созидатель" как некоммерческой организации открытых в банках счетов не может служить достаточным основанием для вывода о наличии у него одного из признаков недействующего юридического лица, а, следовательно, и для исключения его из ЕГРЮЛ.
Факт непредставления налоговой отчетности, послуживший одним из оснований для принятия оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий, заявителем не отрицается. На данное обстоятельство инспекция указывает в апелляционной жалобе.
Между тем, непредставление налоговой отчетности влечет за собой привлечение виновного юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение, но не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.
Таким образом, регистрирующий орган, установив наличие формальных признаков недействующего юридического лица на основании соответствующих справок, не учел специфику деятельности ТСЖ и цели его создания, что привело к принятию обжалуемого решения и совершению действий по исключению ТСЖ "Созидатель" из ЕГРЮЛ, не соответствующих требованиям Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2017 по делу N А53-613/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)