Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2016 N 13АП-7748/2016 ПО ДЕЛУ N А21-8443/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2016 г. N 13АП-7748/2016

Дело N А21-8443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Добрияник Е.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7748/2016) ООО "Градспецстрой" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2015 по делу N А21-8443/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Градспецстрой"
к ГЖИ (Службе) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Градспецстрой" (ОГРН 1083914000873, ИНН 3914120673, место нахождения: 238151, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 9А; далее - ООО "Градспецстрой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (ОГРН 1023901020021, ИНН 3906042319, место нахождения: 236006, Калининградская область, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Инспекция, Служба, ГЖИ) о признании недействительным предписания от 11.09.2015 N 434/К-2971 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 22.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Градспецстрой" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает заявитель, договор управления от 26.09.2011 заключался в рамках действующего законодательства, собственники на общем собрании изменений в него не вносили, плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН) не изменяли, договор не оспорен, недействующим не признан, в этой связи пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013, вступившей в силу 01.06.2013, к возникшим правоотношениям не применим. Инспекция при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН применяет Приложение N 3 к приказу Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28.11.2012 N 109-01э/12, действующему на будущее время и к ранее возникшим правоотношениям не применимый, и берет в расчет только площадь подвального помещения, не имея схемы электроснабжения дома, а также без учета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, что является нарушением действующего законодательства.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ от 02.09.2015 N 1213 с целью проверки доводов обращения гражданки Калиновской Л.М. по вопросу начисления платы за электроэнергию на ОДН в отношении ООО "Грандспецстрой" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт N 1213 ЛЛС от 10.09.2015, в котором ГЖИ был сделан вывод о неверном начислении Обществом за февраль - июль 2015 года гражданке Калиновской Л.М., проживающей по адресу: г. Черняховск, ул. Гоголя, д. 2, платы сверх установленного норматива, что является нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
На основании акта Обществу выдано предписание N 434/К-2971 от 11.09.2015, в соответствии с которым в срок до 10.12.2015 необходимо произвести перерасчет начисления платы по квартире N 6 многоквартирного дома (далее - МКД) N 2 по ул. Гоголя в г. Черняховске за электроэнергию на ОДН с февраля по июль 2015 года в части превышения расчета по нормативу потребления коммунальной услуги электроснабжение на ОДН в МКД.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
В силу частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным согласно законодательству Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с применением нормативов потребления коммунальных услуг (пункты 7, 19 Правил N 307 и подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
Согласно пункту 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
То есть, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления МКД, целей и способов управления МКД следует, что законодатель разграничил функции управления МКД и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление МКД, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в МКД не принято иное решение, - направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению МКД (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и другое) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Вышеуказанные выводы сформулированы Верховным Судом Российской Федерации в решениях от 11.06.2013 по делу N АКПИ13-205, от 16.10.2013 N АКПИ13-862, определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2.
Как усматривается из материалов дела, приказом руководителя (директора) Службы от 02.09.2015 N 1213 у Общества запрошены документы и сведения, необходимые для проверки правомерности применяемого Обществом порядка расчета платы, в том числе площади жилых, нежилых помещений, помещений, входящих в состав общего имущества собственников МКД.
Проведенная Инспекцией проверка показала, что рассматриваемый МКД является единым 3-этажным строением, не оборудован лифтом, оборудован двумя общедомовыми приборами учета электроэнергии, нежилые помещения отсутствуют. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 629,2 кв. м. Подтверждающие документы (технический паспорт МКД, справка БТИ и т.п.) не предоставлены.
Спорный МКД находится в управлении заявителя, то есть, собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, заключен договор управления с управляющей организацией от 26.09.2011, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Доказательств принятия собственниками помещений МКД на общем собрании решения о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме не выявлено, что отражено в акте проверки и заявителем путем представления такого оформленного решения не опровергнуто.
Между тем заявитель в письме исх. N 538 от 10.09.2015 пояснил ГЖИ, что объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, рассчитывается и распределяется между потребителями именно пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого помещения в МКД.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в сфере жилищного контроля.
В рассматриваемом случае внеплановая проверка проведена Инспекцией с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя МКД. Предписание выдано 11.09.2015 с достаточным (обратного заявитель не приводит и не аргументирует) сроком исполнения - до 10.12.2015, на неисполнимость и неясность самой обязанности (способа устранения нарушений) заявитель не ссылается.
В связи с непредставлением заявителем к проверке документов, подтверждающих данные о площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, должностным лицом Службы для расчета размера платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН, применены данные, размещенные ООО "Градспецстрой" по данному МКД на официальном интернет-сайте www.reformagkh.ru.
Договор управления не содержит принятых на общем собрании собственниками положений о распределении объема в размере превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади помещения.
Следовательно, расчет платы по нормативу производится по соответствующей формуле; согласно такому расчету, по квартире N 6 дома N 2 по ул. Гоголя в г. Черняховске должно начисляться к оплате 38,95 кВтч; 42,73 кВтч; 46,81 кВтч (с января по июль 2015 года).
При этом фактически начислено в феврале 2015 года - 553,355 кВтч; в марте 2015 года - 388,445 кВтч; в апреле 2015 года - 519,875 кВтч; в мае 2015 года - 600,56 кВтч; в июне 2015 года - 135,168 кВтч; в июле 2015 года - 126,85 кВтч.
Из представленных Инспекцией квитанций, собственнику квартиры N 6 дома N 2 по ул. Гоголя в городе Черняховске ежемесячно начислялась плата сверх установленного норматива, что является нарушением прав указанного собственника. Факт начисления платы сверх установленного норматива Службой действительно установлен, оспариваемое предписание правомерно содержит в себе требование о перерасчете в части превышения установленного норматива.
Поскольку данное предписание не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы. В то же время неисполнение предписанных мер по устранению нарушений законодательства приводит к продолжению нарушения прав собственника жилого помещения на внесение коммунальных платежей в законном размере.
Заявитель в любом случае не подтвердил в суде правильность своего расчета, выставляемого к оплате указанному жильцу, кроме того, предписание не содержит указания на сумму пересчета, что не ущемляет прав заявителя на такой перерасчет согласно требованиям законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины в связи с излишней уплатой при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2015 по делу N А21-8443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Градспецстрой" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 19.01.2016 N 11.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)