Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2017 N 12АП-4424/2017 ПО ДЕЛУ N А57-28168/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А57-28168/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2017 года по делу N А57-28168/2016 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" (ОГРН 1126439002304, ИНН 6439080116),
о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданное Государственной жилищной инспекцией Саратовской области 353/0 от 08.09.2016, протокола N 60 об административном правонарушении от 08.09.2016,
Заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" (далее - ООО УЖК "Вектор+", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданное Государственной жилищной инспекцией Саратовской области (далее - Инспекция, административный орган) N 353/0 от 08.09.2016, протокола N 60 об административном правонарушении от 08.09.2016.
Решением от 01 марта 2017 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО УЖК "Вектор+" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, На основании обращения гражданина, инспекцией проведена проверка качества предоставляемой коммунальной услуги "горячее водоснабжение", по результатам которой составлен акт, что температура горячей воды составляет 28,7 градусов, что ниже допустимого норматива установленного СанПиН 2.1.4.2496-09.
В адрес ООО УЖК Вектор+ вынесено предписание об устранении недостатков от 04.04.2016 года и составлен протокол N 22/0 от 06.04.2016 г. об административном правонарушении, также выдано Предписание от 04.04.2016 года.
В качестве мероприятий, подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений лицензионных требований было указано: "Восстановить предоставление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в кв. 92 соответствующего качества в соответствии с установленными требованиями".
Срок исполнения предписания установлен срок до 04.07.2016.
На основании распоряжения от 01.07.2016 проведена проверка исполнения предписания, по результатам которой составлен акт от 06.07.2016 о неисполнении предписания от 04.04.2016, обществу выдано новое предписание N 39/0 от 06.07.2016.
На основании распоряжения от 05.09.2016 N 684/0 в отношении общества с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" проведена проверка исполнения выданного ранее предписания N 39/0 от 06.07.2016.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки Государственной жилищной инспекцией Саратовской области от 08.09.2016 N 684/0.
По результатам проверки обществу с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" было выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 53/0 от 08.09.2016, которым заявителю в срок до 06.11.2016 предписано: "Восстановить предоставление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в кв. 92 соответствующего качества в соответствии с установленными требованиями".
Кроме того, в отношении генерального директора ООО УЖК "Вектор+" Шевинского М.В. составлен протокол об административном правонарушении N 60/0 от 08.09.2016, действия директора квалифицированы по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным предписанием, а также протоколом об административном правонарушении N 60/0 от 08.09.2016, ООО УЖК "Вектор+" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, полагая, что требования предписания не основаны на законе и необоснованно возлагают на заявителя обязанности, кроме того, реальная возможность исполнить предписание отсутствует.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования ООО УЖК "Вектор+" удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о технического регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе:
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирном доме, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациям договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" осуществляет управление многоквартирным домом 140 по ул. Братьев Захаровых г. Балаково.
В соответствии с п. 3.1.4. договора управления от 11.02.2014, заключенного между ООО УЖК "Вектор+" и собственниками многоквартирного дома N 140 по ул. Братьев Захаровых г. Балаково, ООО УЖК "Вектор+" обязуется выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, представлять и защищать права Заказчиков в ресурсоснабжающих и других организациях на получение коммунальных ресурсов, отвечающих требованиям действующих Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах присоединенной сети в жилое помещение, относятся к числу коммунальные услуг, предоставляемых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащей качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил N 354).
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д" пункта 3 Правил N 354).
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 3.1.10. СанПиН 2.1.4.2496-09 при эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60 °C, статическом давлении не менее 0,05 мПа при заполненных трубопроводах и водонагревателях водопроводной водой.
Заявитель, в апелляционной жалобе указывает, что отсутствие в системе циркуляции горячего водоснабжения происходит из-за отсутствия циркуляционного трубопровода. Обязанность по восстановлению циркуляционного трубопровода лежит на собственнике, либо лице, которому оно передано по договору.
Собственником данного трубопровода является Администрация Балаковского муниципального района.
Договор на поставку коммунального ресурса горячее водоснабжение был заключен между ресурсоснабжающей организацией и собственниками МКД, следовательно, по мнению заявителя, управляющая организация не может нести ответственность за качество предоставления коммунальных услуг в границах внутридомовых сетей системы горячего водоснабжения в силу того, что уже получает услугу ненадлежащего качестве на границе сетей.
По мнению заявителя, в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований санитарного законодательства.
Согласно письму от администрации Балаковского муниципального района N 3117/01.1-18 от 04.06.2013 в бюджете Балаковского муниципального района не предусмотрены средства на реконструкцию объектов теплоэнергетики, в том числе на восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения.
ООО УЖК "Вектор+" для решения вопроса с восстановлением циркуляционного трубопровода обращались в администрацию БМР с письмом N 270 от 11.07.2016, но получили ответ с отказом N 4340/04-19 от 01.08.2016, в котором сказано, что передать для обслуживания указанный циркуляционный трубопровод не представляется возможным.
Судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку, в соответствии с п. 3.1.4. договора управления от 11.02.2014, заключенного между ООО УЖК "Вектор+" и собственниками многоквартирного дома N 140 по ул. Братьев Захаровых г. Балаково, ООО УЖК "Вектор+" обязуется выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, представлять и защищать права Заказчиков в ресурсоснабжающих и других организациях на получение коммунальных ресурсов, отвечающих требованиям действующих Правил предоставления коммунальных услуг, ООО УЖК "Вектор+" является лицом, ответственным за оказание потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил.
Материалами дела подтверждено, что подача горячей воды производилась с нарушениями требований СанПиН 2.1.4.2496-09.
Именно ООО УЖК "Вектор+" при оказании услуг по содержанию имущества в многоквартирных домах должно обеспечивать для жителей выполнение санитарных правил и нормативов в отношении поступающей в квартиры горячей воды.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства того, что многоквартирные дома уже получают услугу ненадлежащего качества на границе сетей.
Доказательств того, что при отсутствии восстановления циркуляционных трубопроводов, технически вопрос по повышению температуры воды не может быть решен, в материалы дела также не представлены.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки общества на принятые меры со стороны общества по соблюдению требований действующего законодательства, поскольку они являются неэффективными и не результативными, в судебные органы за реализацией своего права управляющая компания не обращалась.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о принятии обществом (его коллективом, администрацией, должностными лицами) всех зависящих от него мер для соблюдения требований санитарного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о законности оспариваемого предписания.
Таким образом, требования Государственной жилищной инспекции Саратовской области, изложенные в предписании N 53/0 от 08.09.2016, являются законными и обоснованными.
В части требований о признании незаконным и отмене протокола N 60/0 об административном правонарушении от 08.09.2016. производство по делу правомерно прекращено по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под ненормативным правовым актом понимается документ уполномоченного субъекта, адресованный определенному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания, распоряжения, требования, и направленный на установление, изменение или прекращение правовых отношений.
Протокол об административном правонарушении не отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого они изданы, и не направлены на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий.
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственного органа является наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Протокол об административном правонарушении не порождает для заявителя каких-либо правовых или юридически значимых последствий, препятствующих осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, а также изменяющих или нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере управления многоквартирными домами.
Кроме того, судом первой инстанции проверена процедура вынесения оспариваемого предписания. Нарушений не установлено.
Апелляционная жалоба доводов относительно решения суда в данной части не содержит.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО УЖК "Вектор+" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2017 года по делу N А57-28168/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УЖК "Вектор+" государственную пошлину в размере 1500 рублей, подлежащую уплате за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)