Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 02АП-3231/2017 ПО ДЕЛУ N А28-14668/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А28-14668/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Шиховой Е.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
представителя ответчика - Подлевских В.Н., действующего на основании доверенности от 27.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2017 по делу N А28-14668/2016, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области
о признании недействительным предписания от 07.11.2016 N 40-22-10/3 в части,
установил:

некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - заявитель, Фонд, НКО "Фонд капитального ремонта") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, Казначейство) от 07.11.2016 N 40-22-10/3 в части оплаты работ по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги.
Решением суда от 21.03.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, НКО "Фонд капитального ремонта" обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.
По мнению заявителя, судом допущено несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Фонд указывает, что предписание в обжалуемой части содержит ссылки на конкретные нормы права, которые не могли быть нарушены заявителем, поскольку указанные нормы не содержат запрета на осуществление Фондом восстановления имущества собственников, вред которому причинен при осуществлении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Заявитель отмечает, что в отсутствие норм законодательства, прямо регулирующих отношения по финансированию работ по восстановлению (замене) имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которому причинен вред при осуществлении капитального ремонта общего имущества в этом доме (предотвращение причинения вреда), судом сделан необоснованный вывод о нарушении Фондом требований жилищного законодательства. Податель жалобы ссылается на то, что замена групповых (этажных) щитов на современные, отвечающие требованиям технических стандартов и регламентов, без замены измерительных приборов учета с технической точки зрения невозможна. Так, габаритные размеры советских приборов учета не соответствуют современным размерам и креплениям, а в тех случаях, когда установлены современные приборы учета, необходима их повторная опломбировка. Ссылаясь на положения части 2 статьи 7, пункты 2 и 4 части 2 статьи 168, части 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 1064, 1065, 1081, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Фонд отмечает, что включение спорных затрат в проектную и сметную документацию в целях возмещения (предотвращения) причинения вреда собственникам помещений не противоречит действующему законодательству. Заявитель считает, что вывод суда о возможности применения к спорным отношениям положений статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), не соответствует статье 20.1 указанного Закона. Отмечает, что оспариваемым предписанием нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку основной целью Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта, достижение которой при невозмещении вреда имуществу собственников, причиненному в ходе выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, затрудняется. В письменных дополнениях к апелляционной жалобе Фонд в подтверждение собственной позиции по делу ссылается на письмо Минстроя России от 15.05.2017 N 16756-ЕС/06, полученное заявителем после принятия решения судом первой инстанции. Более подробно доводы НКО "Фонд капитального ремонта" изложены в жалобе.
В дополнение к апелляционной жалобе Фонд представил письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.052017 N 16756-ЕС/06, адресованное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Протокольным определением суда от 05.06.2017 указанное письмо приобщено к материалам дела.
Казначейство представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" создан в соответствии с Законом Кировской области от 02.07.2013 N 299-ЗО "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" распоряжением Правительства Кировской области от 26.08.2013 N 263 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области".
10.02.2014 запись о создании Фонда внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1144300000118, основным видом деятельности заявителя является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (т. 1 л.д. 18-25).
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 02.12.2015 N 30 утвержден устав Фонда (новая редакция), в пункте 1.1 раздела I которого установлено, что Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющий деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
29.08.2016 и.о. руководителя УФК по Кировской области издан приказ N 284 о проведении выездной проверки использования средств НКО "Фонд капитального ремонта", полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2015 году, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (т. 1 л.д. 107-114).
Приказом Казначейства от 15.09.2016 N 302 к проведению контрольного мероприятия в отношении НКО "Фонд капитального ремонта" для проведения строительно-технической экспертизы выполненных работ привлечены специалисты общества с ограниченной ответственностью "Кировская экспертно-строительная организация" (т. 1 л.д. 118-119).
В период с 30.08.2016 по 23.09.2016 специалистами Казначейства в отношении Фонда проведена выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2015 году.
В ходе проведения проверки Казначейством установлены следующие обстоятельства.
13.08.2015 Фондом (Заказчик) с публичным акционерным обществом "Омутнинский строительный трест" (Подрядчик) заключен договор N 6-2015/р на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Стороны договора в пункте 1.1 раздела 1 указанного Договора согласовали его предмет, по условиям которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в соответствии с техническим заданием и проектной документацией работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Омутнинск, ул. Набережная, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10; г. Омутнинск, ул. Октябрьская, 10; г. Омутнинск, ул. Пролетарская, 21; г. Омутнинск, ул. Профсоюзная, 14, 26; г. Омутнинск, ул. Свободы, 13, 30, 76; г. Омутнинск, ул. Северная, 58, 83; г. Омутнинск, ул. Стальская, 103, 126; г. Омутнинск, ул. Трудовых Резервов, 82, 84; г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, 33.
Согласно пункту 1.2 раздела I Договора общая стоимость работ по договору определяется по результатам конкурса и в соответствии с локальными сметными расчетами, которые являются приложениями к настоящему договору, составляет 7 449 928 рублей 23 копейки.
Срок выполнения работ 109 дней, для системы теплоснабжения 48 дней (пункт 1.4 Договора).
Согласно приложению к техническому заданию на выполнение капитального ремонта в доме по адресу: г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, необходимо провести работы по капитальному ремонту крыши, системы электроснабжения, системы газоснабжения, системы теплоснабжения (т. 2 л.д. 17-18).
13.08.2015 генеральным директором Фонда утверждена локальная смета N 26-37-02 на капитальный ремонт электроснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, на общую сумму 245 467 рублей 14 копеек (т. 2 л.д. 25-31).
30.11.2015 составлен акт приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома N 15 по ул. Юных Пионеров города Омутнинск Кировской области. Согласно акту приемочная комиссия решила принять в эксплуатацию указанный жилой дом, стоимость капитального ремонта системы электроснабжения составила 245 467 рублей 14 копеек (т. 2 л.д. 22-24, л.д. 33-38).
30.11.2015 Подрядчиком выставлен счет-фактура N 0000699 на оплату выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, на сумму 2 013 218 рублей 06 копеек по договору от 13.08.2015 N 6-2015/р (т. 2 л.д. 32).
01.12.2016 Заказчик и Подрядчик подписали дополнительное соглашение N 1 к договору от 13.08.2015 N 6-2015/р, согласно которому фактическая стоимость и объем работ, произведенных в доме по адресу: г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15 (капитальный ремонт крыши, капитальный ремонт системы электроснабжения, капитальный ремонт системы теплоснабжения), составил 2 013 218 рублей 06 копеек (т. 2 л.д. 21).
04.12.2015 Фонд произвел перечисление денежных средств платежным поручением N 130 по счету-фактуре N 699 на расчетный счет подрядчика (т. 2 л.д. 40).
03.09.2015 Фондом (Заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная профессиональная компания" (Подрядчик) заключен договор N 10-2015/р на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (т. 1 л.д. 55-66).
В пункте 1.1. раздела I стороны согласовали предмет настоящего Договора, по условиям которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в соответствии с техническим заданием и проектной документацией работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Московская, 157; г. Киров, ул. Московская, 1А; г. Киров, ул. Октябрьская, 5 (Нововятский район).
Общая стоимость работ по договору определяется по результатам конкурса и в соответствии с локальными сметными расчетами, которые являются приложениями к настоящему Договору, составляет 7 116 401 рублей 00 копеек, в том числе по объектам: г. Киров, ул. Московская, 157-6 169 571 рубль 00 копеек; г. Киров, ул. Московская, 1А - 846 445 рублей 00 копеек; г. Киров, ул. Октябрьская, 5 (Нововятский район) - 100 385 рублей 00 копеек.
В пункте 1.4 раздела I Договора установлен срок выполнения работ 89 дней.
Согласно приложению к техническому заданию на выполнение капитального ремонта в многоквартирном доме N 157 по улице Московской города Кирова необходимо провести капитальный ремонт крыши, фасада, системы электроснабжения, системы теплоснабжения (т. 1 л.д. 66).
11.12.2015 сторонами Договора составлен акт N 1 о приемке выполненных работ, согласно которому капитальный ремонт электроснабжения жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Московская, 157, составил 693 909 рублей 00 копеек (т. 1 л.д. 91-99).
В соответствии с актом приемки от 11.12.2015 в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома по адресу: г. Киров, ул. Московская, 157, приемочная комиссия решила принять в эксплуатацию названный объект (т. 1 л.д. 104-106). Стоимость работ по капитальному ремонту системы электроснабжения составила 693 909 рублей 00 копеек.
16.12.2015 Подрядчиком выставлен счет-фактура N 42 на оплату выполненных работ по договору в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Московская, 157, на сумму 4 862 750 рублей (т. 1 л.д. 90).
Платежными поручениями от 30.12.2015 N 214, 215 Фондом произведено перечисление денежных средств по счету-фактуре N 42 на расчетный счет Подрядчика (т. 1 л.д. 101-102).
Ответчиком установлено, что при проведении капитального ремонта систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Московская, 157, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, Фондом также были проведены и оплачены работы по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги.
Стоимость выполненных работ по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Московская, 157, составила 99 952 рублей.
Стоимость выполненных работ по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, составила 31 532 рублей.
Установив указанные обстоятельства, Казначейство пришло к выводу о неправомерном расходовании средств на общую сумму 131 484 рублей 00 копеек, из которых: 99 952 рублей 00 копеек - средства, поступившие из государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и средств муниципальных образований, 31 532 рублей 00 копеек - средства собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку при ремонте системы электроснабжения, проводимом в рамках капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) Фонда, не предусмотрена замена индивидуальных приборов учета.
По результатам проверки Фонд признан нарушившим требования статьи 210 ГК РФ, статьи 166, части 1 статьи 174 ЖК РФ, части 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ, части 1 статьи 9 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области", пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки Фонда от 30.09.2016 (т. 1 л.д. 119-153).
07.11.2016 Казначейство выдало Фонду предписание N 40-22-10/3, в том числе содержащее требование в срок до 01.01.2017: возместить стоимость неправомерно оплаченных работ по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет N 40703810427000000115 в общей сумме 131 484 рублей 00 копеек (т. 1 л.д. 13-16).
Полагая, что выданное ответчиком предписание от 07.11.2016 N 40-22-10/3 в указанной части не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Фонд обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его недействительным в части (т. 1 л.д. 6-10).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Фонда как регионального оператора выездной проверки в рамках контроля в финансово-бюджетной сфере (часть 2 статьи 186 ЖК РФ, пункты 6, 70 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092).
По смыслу части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений Закона Кировской области от 02.07.2013 N 299-ЗО "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" и положений Устава, Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
К функциям регионального оператора, в том числе относятся аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Перечень общего имущества многоквартирного дома определен в пункте 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В части 1 статьи 166 ЖК РФ закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области" (далее - Закон N 298-ЗО) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада, утепление фасада, требующего утепления; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 7) разработка проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); 8) проведение государственной экспертизы проектной документации (в случае, если ее проведение требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); 9) проведение строительного контроля; 10) изготовление технического паспорта многоквартирного дома, осуществляемое один раз в течение срока реализации региональной программы в отношении многоквартирного дома, включенного в региональную программу.
Таким образом, финансирование за счет средств фонда капитального ремонта работ, не относящихся к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, противоречит вышеназванным правовым нормам жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) определено понятие "капитальный ремонт многоквартирного дома", под которым следует понимать проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации положений Закона N 185-ФЗ установлен частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
Согласно части 3.2 статьи 15 Закона N 185-ФЗ капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Исходя из приложения N 8 Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, замена индивидуальных приборов учета электрической энергии не относится к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при ремонте систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Московская, 157, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, 15, проводимом в рамках капитального ремонта многоквартирных домов, были проведены работы по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги.
Между тем, в силу изложенных положений действующего законодательства работы по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги не могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В рассматриваемом случае работы по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги были приняты и оплачены Фондом, что подтверждается актом проверки от 30.09.2016; договорами от 03.09.2015 N 10-2015/р, от 13.08.2015 N 6-2015/р; актами о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 11.12.2015 N 1, от 30.11.2015 N 27; платежными поручениями от 30.12.2015 N 214, 215, от 04.12.2015 N 130; экспертными заключениями от 23.09.2016 N ЭЗ-447/2309, N ЭЗ-449/2309 и заявителем по существу не оспариваются.
Общая стоимость указанных работ по установке поквартирных счетчиков электрических однофазных составила 131 484 рублей 00 копеек, из которой: 99 952 рублей 00 копеек - средства, поступившие из государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и средств муниципальных образований, 31 532 рублей 00 копеек - средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Принимая во внимание указанные фактические обстоятельства и требования обязательных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном расходовании Фондом средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
В связи с этим суд апелляционной инстанции признает требование предписания Казначейства от 07.11.2016 N 40-22-10/3 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в части оплаты работ по установке (замене) индивидуальных приборов учета (счетчиков электрических однофазных) потребления коммунальной услуги правомерным и обоснованным. Иного из материалов дела не следует.
Оценивая содержание оспариваемого пункта предписания, а равно имеющиеся в деле материалы проверки, по результатам которой ответчиком выдано данное предписание, в совокупности с документами, представленными заявителем, вопреки доводам жалобы, следует признать доказанным факт изложенных в нем нарушений требований действующего законодательства, являющихся обязательными.
Доводы Фонда о несогласии с оспариваемым решением суда в этой части основаны на неправильном применении изложенных выше норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Позиция заявителя о неприменении к рассматриваемым отношениям положений части 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ признается несостоятельной. Часть 3 статьи 15 указанного Закона определяет перечень видов работ, которые для целей указанного Закона могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов. Кроме того из статьи 20.1 Закона N 185, на которую ссылается податель жалобы, не следует, что к правоотношениям по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, возникшим в спорный период, не могут быть применены указанные положения.
Ссылка Фонда в жалобе на то, что порядок предоставления государственной поддержки определяется статьей 15.1 Закона N 185-ФЗ, также не свидетельствует о неправильном применении норм права.
Часть 3 статьи 15.1 Закона N 185-ФЗ устанавливает императивное требование о том, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в пределах минимального объема, установленного частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в части 1 статьи 166 ЖК РФ и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 2 статьи 166 ЖК РФ.
В части 1 статьи 166 ЖК РФ речь идет о финансировании за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, услуг и (или) работ по капитальному ремонту только общего имущества в многоквартирном доме. Указанные услуги (работы) по существу соответствуют перечню работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренному частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ.
В рассматриваемом случае часть денежных средств, поступивших из государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств муниципальных образований, а также средств собственников помещений в многоквартирных домах была направлена на финансирование работ по установке (замене) поквартирных счетчиков электрических однофазных.
По смыслу вышеуказанных норм жилищного и гражданского законодательства, Правил N 491 имущество, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
Между тем расходы на установку индивидуальных приборов учета электрической энергии не являются расходами на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Указанные расходы в силу статьи 210 ГК РФ несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Позиция Фонда о том, что нормативный правовой акт, регламентирующий декомпозицию установленных частью 1 статьи 166 ЖК РФ работ до их состава, отсутствует, не обоснована. Действующее законодательство определяет как перечень общего имущества в многоквартирном доме, так и перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, финансирование которых осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта.
Доводы Фонда о том, что включение спорных затрат, носящих восстановительный характер, в целях возмещения (предотвращения) причинения вреда собственникам помещений в многоквартирных домах в проектно-сметную документацию основано на положениях действующего жилищного законодательства (в том числе статьях 1064, 1065, 1081, 1082 ГК РФ) являются несостоятельными.
Указанные в жалобе нормы законодательства не содержат положений, позволяющих использовать средства фонда капитального ремонта для оплаты работ по установке индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в том числе в связи с восстановлением имущества собственников помещений в многоквартирном доме, поврежденного в ходе выполнения поименованных в Жилищном кодексе Российской Федерации работ.
Аргументы заявителя о невозможности замены групповых (этажных) щитов без замены измерительных приборов учета (габаритные размеры приборов учета старых (советского образца) не соответствуют современным размерам и креплениям); о необходимости их повторной опломбировке в тех случаях, когда установлены современные приборы учета (при замене щита для осуществления коммутации опломбировка счетчиков нарушается), судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как не опровергающие надлежащим образом изложенных выводов.
Ссылка в жалобе на то, что предписание нарушает права и законные интересы Фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для заявителя в осуществлении деятельности, признается судом бездоказательной.
При изложенных обстоятельствах с учетом указанных норм права у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для удовлетворения требований заявителя.
Оценив письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.052017 N 16756-ЕС/06, представленное Фондом в дополнение к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Указанный документ адресован конкретному субъекту и направлен в ответ на конкретный запрос, который в материалы дела не представлен. Оно носит информационный (рекомендательный) характер и не является тем нормативным правовым актом, который в силу статьи 13 АПК РФ применяется судом при рассмотрении дела. Более того, в силу прямого указания в тексте данного документа письма Минстроя и его структурных подразделений, содержащие разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов, не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний.
Приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы не могут служить основанием для отмены принятого решения в части спорных выводов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предписания Казначейства от 07.11.2016 N 4022-10/3 и правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов Арбитражного суда Кировской области и не свидетельствуют о правомерности позиции Фонда, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2017 по делу N А28-14668/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2017 по делу N А28-14668/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.МИНАЕВА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)