Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2016 N 15АП-15017/2016 ПО ДЕЛУ N А32-27645/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. N 15АП-15017/2016

Дело N А32-27645/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Соловьевой М.В., Сурмалян Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекция Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.08.2016 по делу N А32-27645/2015, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании недействительным предписания от 28.05.2015 N 1792.
Решением суда от 05.08.2016 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не рассмотрен отказ общества от заявленных требований.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 22.05.2015 по 28.05.2015, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21.05.2015 N 2232, жилищной инспекцией проведена проверка в отношении общества.
Проверка проводилась с целью рассмотрения обращения Гуртовой Л.П. и других граждан (вх. 075-13067 от 07.05.2015) о фактах нарушения прав потребителей в части ненадлежащего предоставления (прекращения предоставления) исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58,59 по улице Новостройка, а также N 5 в пер. Северном в поселке Джубга Туапсинского района, а также о нарушении порядка начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в данных многоквартирных домах.
По результатам проверки жилищной инспекцией был составлен акт проверки от 28.05.2015 N 2951, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области предоставления коммунальных услуг.
В указанном акте отражено выявленное нарушение, в том числе и по жилому дому по ул. Новостройка д. 54 выразившееся в нарушении пункта 5 и 100 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно: отопительный период 2014-2015 год в Туапсинском районе на основании распоряжения администрации Джубгского городского поселения от 30.03.2015 N 17-р окончен 30.03.2015, однако начисления за отопление за апрель 2015 года в многоквартирном доме N 54 по ул. Новостройка выставлены в полном объеме, что противоречит действующему законодательству.
По результатам проверки жилищной инспекцией было вынесено предписание от 28.05.2015 N 1792.
Указанным предписанием обществу предписывалось до 07.08.2015 устранить выявленные нарушения, выразившиеся в начислении за отопление за апрель 2015 года по дому расположенному по адресу: п. Джубга, ул. Новостройка, д. 54 полной суммы оплаты исходя из нормативов потребления коммунальной услуги за месяц, когда отопительный сезон 2014 - 2015 г.г. в Туапсинском районе на основании распоряжения администрации Джубского городского поселения от 30.03.2015 N 17-р окончен 30.03.2015. Предписано выполнить перерасчет начисления платы за апрель 2015 г. в соответствии с действующим законодательством, исходя из продолжительности фактического предоставления данной коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Считая предписание незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд установил, что многоквартирные дома N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 и N 59 по улице Новостройка и многоквартирный дом N 5 по переулку Северному в поселке Джубга Туапсинского района не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2014-2015 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, имеется ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
С целью применения Правил с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Правительством Российской Федерации 27.08.2012 принято постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с названным постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется на основании положений подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал)).
Таким образом, оплата за отопление производится исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, тарифа на тепловую энергию и распределяется пропорционально площади жилого помещения.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Правила N 307 также предусматривают ежемесячное в течение года внесение равных платежей за тепловую энергию, рассчитанную на основании нормативов потребления.
Суд установил, что на указанной территории норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгинского городского поселения от 16.10.2006 N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м2 в отопительный период, равный 166 дням (Приложение N 3).
Тариф на тепловую энергию установлен приказом Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2014 N 56/2014-т и составляет 2592,74 руб. /Гкал.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива, зависит в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению.
При этом продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода, и без выяснения вопроса о способе расчета норматива не может определять продолжительность периода, в течение которого должен применяться этот норматив для полной оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Согласно пункту 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми приорами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края принят приказ от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)", которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.
Администрация Краснодарского края приняла решение о применении в 2012-2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка, установленного Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012.
Суд установил, что согласно распоряжению администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.10.2014 N 50-р отопительный сезон 2014-2015 годов начат с 01.11.2014. Распоряжением администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р отопительный сезон 2014-2015 годов окончен 30.03.2015.
Согласно приказу от 03.04.2015 N 66 общество прекратило отопление жилых домов с 06.04.2015.
Суд обоснованно указал, что при расчете норматива потребления для Джубгинского городского поселения Туапсинского района применяется 166 суток отопительного периода, что соответствует 5,5 месяцам (166/30.2), то есть с 01.11.2014 по 15.04.2015. Норматив расчета учитывает количество дней отопительного периода, который составляет 166 календарных дней, но с оплачиваемым периодом 5,5 месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, 1/2 апреля).
Суд обоснованно счел, что уменьшение отопительного периода распоряжением администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии, поскольку пунктами 21, 23 Правил N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета, а при его отсутствии она не производится.
Сходный подход сформирован и в разъяснениях Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.11.2015 N 57-9526/15-13, исходя из которых перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению не является правомерным.
При этом суд правильно указал, что изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления, установленного решением Совета Джубгинского городского поселения от 16.10.2006 N 70. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Суд также отметил, что разъяснения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края соответствуют выводам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенным в письме от 10.06.2015 N 17948-ОД/04.
Ссылка инспекции на пункт 100 Правил N 354 подлежит отклонению, поскольку он подлежит применению в случаях изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (раздел IX Правил N 354). Такие обстоятельства по делу не установлены.
С учетом изложенных норм права суд первой инстанции обоснованно отклонили довод инспекции о необходимости перерасчета потребления тепловой энергии в зависимости от количества дней отопительного периода, признав предписание инспекции незаконным, а расчет обществом платы за отопление в отсутствие прибора учета за период с 01.11.2014 по 15.04.2015 - соответствующим приведенным правилам расчета и оплаты потребленной тепловой энергии в отсутствие общедомового прибора учета.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Доводы инспекции о нарушении судом процессуальных прав истца путем нерассмотрения ходатайства о прекращении производства по делу, апелляционным судом отклоняются как необоснованные. Из текста ходатайства (л.д. 69) не усматривается, что общество, заявляя его, было знакомо с последствиями прекращения производства по делу. Ссылки на это в ходатайстве, равно как и ссылок на нормы АПК РФ, регламентирующие прекращение производства по делу, не имеется.
Заявленное в письменном виде ходатайство обществом устно не поддержано. На нарушение своих процессуальных прав решением от 05.08.2016 г. общество не указывает, решение суда заявителем по делу не обжаловано.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2016 по делу N А32-27645/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)