Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2017 N 09АП-46610/2017 ПО ДЕЛУ N А40-62561/17

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. N 09АП-46610/2017

Дело N А40-62561/17

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сазоновой Е.А.,
судей Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2017 г.
по делу N А40-62561/17, принятое судьей Селиверстовой Н.Н. (шифр судьи 6-572)
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ОГРН 1157700003230, 101000, г. Москва, ул. Маросейка, д. 11/4, стр. 3)
к Государственному унитарному предприятию г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (ОГРН 1037739468909, 127576, г. Москва, ул. Новгородская, д. 14А)
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Зачиняева Е.Н. по доверенности от 12.09.2017;
- от ответчика: Глебов В.А. по доверенности от 23.05.2017, Яренкова Е.А. по доверенности от 16.05.2017;
- от третьего лица: не явился, извещен;

- установил:

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Государственному унитарному предприятию г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" о взыскании задолженности на капитальный ремонт в размере 350 311 руб. 50 коп., пени в размере 33 840 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что в хозяйственном ведении ответчика находится защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вешняковская, д. 14,корп. 1.
Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке финансирования содержатся в главе 15 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя, в том числе плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Понятие фонда капитального ремонта и способы его формирования установлены в статье 170 ЖК РФ, согласно которой фонд капитального ремонта составляют суммы взносов на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты за просрочку их уплаты собственниками помещений, а также проценты, начисленные банком за пользование находящимися на специальном счете средствами.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома аккумулируются в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта, выбранного самостоятельно собственниками помещений многоквартирного дома в порядке, установленном в статье 170 ЖК РФ.
Понятие общего имущества многоквартирного дома дано в части 1 статьи 36 ЖК РФ. Состав общего имущества конкретизирован в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов:
- - на текущее содержание общего имущества (уборка, техническое обслуживание, текущий ремонт т.п.);
- - на капитальный ремонт общего имущества, под которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ понимается восстановление строительных конструкций (элементов таких конструкций), замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов.
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их совокупности следует, что состав общего имущества многоквартирного дома для текущего содержания и для капитального ремонта является одинаковым, но различным являются порядок уплаты средств на капитальный ремонт и текущее содержание общего имущества дома, суммы взносов, их периодичность и адресат для перечисления взносов.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - ФКР Москвы), являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы. Поскольку в установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" размер взносов составляет 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Сумма начисленных взносов за период с июля 2015 по март 2017 составляет 350 311 руб. 50 коп., которая ответчиком не оплачена.
В рамках досудебного (претензионного) урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию N ФКР-28-1004/7 от 17.03.2017, которая не была удовлетворена, что явилось основанием для предъявления настоящего требования.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.2012 года N 271-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Между тем, из изложенных выше нормативных положений следует, что обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе уплата взносов на капитальный ремонт, может быть возложена на собственника нежилого помещения только в отношении встроенно-пристроенного нежилого помещения, если данное помещение и многоквартирный дом являются единым объектом капитального строительства.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае, спорный объект, принадлежащий ответчику, является самостоятельным объектом вещных прав, не имеет общего имущества с многоквартирным домом, и по своему назначению является защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО). ЗС ГО по определению не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", СНиП 2.01.51-90 (раздел 2 защитные сооружения гражданской обороны), что подтверждается судебной практикой по арбитражным делам (N А40-31734/2007, А40-54016/2013).
Так из материалов дела следует, что ЗС ГО не имеет общих конструктивных элементов (стен, фундамента, потолков) с жилым домом и является отдельным автономным объектом капитального строительства. ЗС ГО является защитным сооружением класса II и построено по отдельно разработанному проекту А-II-43/2240-80/1 МНИИТЭП. Инженерные системы ЗС ГО не связаны с инженерными системами жилого дома. ЗС ГО расположено ниже уровня поверхности земли. Часть ЗС ГО находится под техническим этажом жилого дома серии П44/17.
Вентиляционные оголовки, входы и выходы из ЗС ГО отдельно стоящие и расположены на выделенном земельном участке, находящемся на расстоянии от жилого дома.
Общая площадь ЗС ГО составляет 1112,1 кв. м, из которых 848,9 кв. м (помещения в гермозоне) размещаются под техническим этажом многоквартирного дома, помещения площадью 263,2 кв. м располагаются на отдельном земельном участке, на удалении от многоквартирного дома. ЗС ГО и многоквартирный дом не имеют общих входов/выходов, проходы из ЗС ГО в помещения многоквартирного дома и соответственно обратно отсутствуют. Все входы/выходы в ЗС ГО расположены на значительном удалении от многоквартирного дома. ЗС ГО полностью автономно и не входит в состав нежилых помещений многоквартирного дома.
Между Ответчиком и Департаментом земельных ресурсов города Москвы заключен договор земельного участка от 27.11.2006 N М-03-027598 в отношении земельных участков, на которых расположено ЗС ГО, по адресу: ул. Вешняковская, вл. 14, корп. 1. Земельный участок предоставлен в пользование ГУП СППМ на условиях аренды для эксплуатации ЗС ГО. ГУП СППМ выполняет работы по благоустройству прилегающей территории, условия эксплуатации городских подземных и наземных коммуникаций, сооружений, дорог и проездов и т.п., расположенных на земельном участке.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 и Положением о техническом обслуживании и ремонте защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, утвержденным 18.10.2004 первым заместителем Мэра Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Аксеновым П.Н. и календарным планом-графиком, проводятся работы по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту строительных конструкций, инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО.
ЗС ГО имеет независимые от жилого дома вводы тепло и водоснабжения.
ГУП СППМ самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями (ПАО "Мосэнергосбыт", ПАО "Мосэнерго", АО "Мосводоканал", ПАО МГТС и др.) и полностью обслуживает ЗС ГО.
Содержание и использование ЗС ГО в мирное время осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время". ГУП СППМ самостоятельно выполняет работы по подготовке и сдаче системы теплоснабжения ЗС ГО к отопительному сезону, по очистке пристенного дренажа, проводит мероприятия по приведению в порядок территорий и помещений, выполняет замену оборудования, аварийные и другие работы. ЗС ГО не является помещением в многоквартирном доме.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Госстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, нежилое помещение многоквартирного дома это, помещение, которое не является жилым помещением и/или общедолевым имуществом собственников, которое встроено (находящееся) в многоквартирном доме или пристроено и имеет с многоквартирным домом общий фундамент и (или) крышу.
Вместе с тем, ЗС ГО не имеет с многоквартирным домом общего фундамента и (или) крыши, многоквартирный дом надстроен над ЗС ГО, которое имеет собственный фундамент, и в отношении, которого в свою очередь, как следует из письма истца от 14.09.2016 N ФКР-04-7021/6, истец не будет проводить работы по капитальному ремонту.
Согласно законодательству Российской Федерации ЗС ГО по определению не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", СНиП 2.01.51-90 (раздел 2 защитные сооружения гражданской обороны).
В силу п. 3.4 СП 88.13330.2014 (Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны СНиП 11-11-77*) защитное сооружение гражданской обороны специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника.
Ответчик самостоятельно осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и выполняет работы, связанные с содержанием и ремонтом всех инженерных систем и оборудования ЗС ГО.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что указанное ЗС ГО полностью автономно и не может входить в состав нежилых помещений жилого дома. ЗС ГО имеют отдельные входы/выходы, инженерные системы, конструктивные элементы (стены, фундамент, потолки) за содержание которых собственники имущества многоквартирного дома взносы не осуществляют.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Требование о взыскании пени является акцессорным (дополнительным) по отношению к основному требованию, поэтому подлежит автоматическому отклонению в связи с отказом в удовлетворении основного требования.
Суд не принимает во внимание довод заявителя жалобы о том, что ГУП СППМ не представило документов, подтверждающих, что защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) не входит в состав многоквартирного дома, не имеет какой-либо конструктивной связи с жилыми помещениями многоквартирного дома, а также не связаны между собой ни функционально, ни технологически.
Ответчиком представлены документы, подтверждающие, что ЗС ГО не входит в состав многоквартирного дома, не имеет какой-либо конструктивной связи с жилыми помещениями многоквартирного дома, а также не связаны между собой ни функционально, ни технологически.
В материалах дела имеется Паспорт ЗС ГО который подтверждает, что ЗС ГО является защитным сооружением класса II и построено по отдельно разработанному проекту AII-1200 МНИИТЭП, в связи с чем ЗС ГО не может иметь какой-либо конструктивной связи с жилыми помещениями многоквартирного дома ни функционально, ни технологически.
Вентиляционные оголовки, входы и выходы из ЗС ГО отдельно стоящие и расположены на выделенном земельном участке, находящемся на расстоянии от жилого дома, что подтверждается договором аренды земли от 27/11/2006, а также фотографиями (имеются в материалах дела). При проектировании расчет расположения входов и выходов применялся согласно Приложению 1 к СНиП II-11-77 (секретно). Согласно проекту ЗС ГО имеет один аварийный и два основных выхода, находящиеся на удалении от жилого дома, что подтверждается инвентаризационной карточкой ЗС ГО, паспортом ЗС ГО, актом обследования ЗС ГО и фотографиями ЗС ГО.
Доводы Истца, что заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями не являются основанием для освобождения от участия в расходах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку содержание собственного помещения не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, не соответствуют материалам дела.
Представленные ГУП СППМ документы, включая акт обследования ЗС ГО, инвентаризационная карточка ЗС ГО, договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями (ПАО "Мосэнергосбыт", ПАО "Мосэнерго" и др.), свидетельствуют не только о том, что ГУП СППМ осуществляет содержание собственного помещения, но и о том, что ЗС ГО имеет независимые от жилого дома вводы коммуникации. ГУП СППМ самостоятельно осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и выполняет работы, связанные с содержанием и ремонтом всех инженерных систем и оборудования ЗС ГО.
ЗС ГО не является помещением в многоквартирном доме. В соответствии с ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, нежилое помещение многоквартирного дома это, помещение, которое не является жилым помещением и/или общедолевым имуществом собственников, которое встроено (находящееся) в многоквартирном доме или пристроено и имеет с многоквартирным домом общий фундамент и (или) крышу.
ЗС ГО имеет отдельный фундамент и отдельное верхнее перекрытие, что подтверждается актом обследования ЗС ГО, проведенного специалистами ГУП СППМ на основании свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих осуществляющих строительство "ЦентрРегион" о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельством некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Объединение инженеров проектировщиков" о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (имеются в материалах дела).
Габариты фундамента жилого дома, выполненного по отдельному типовому проекту П44/17, меньше габаритов верхнего перекрытия ЗС ГО, что подтверждается актом обследования ЗС ГО, экспликацией и свидетельством о государственной регистрации права.
На основании п. 1.13 СНиП II-11-77 Прокладка транзитных линий водопровода, канализации, отопления, электроснабжения, а также трубопроводов сжатого воздуха, газопроводов и трубопроводов с перегретой водой через помещения убежищ не допускается.
Во встроенных убежищах прокладка указанных линий инженерных коммуникаций, связанных с системами зданий (сооружений), в которые встроены убежища, допускается при условии установки отключающих и других устройств, исключающих возможность нарушения защитных свойств убежищ. Канализационные стояки должны быть заключены в стальные трубы или железобетонные короба, надежно заделанные в покрытие и пол убежища.
Сети водоснабжения, отопления и канализации здания, проходящие над покрытием встроенного убежища, должны прокладываться в специальных коллекторах (бетонных или железобетонных каналах), доступных для осмотра и производства ремонтных работ при эксплуатации этих сетей в мирное время. Коллекторы должны иметь уклон 2-3% в сторону стока.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 N 359, на который ссылается Истец, только подтверждает, что ЗС ГО не входит в состав основного здания, поскольку предназначено для иных целей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", СНиП 2.01.51-90 (раздел 2 защитные сооружения гражданской обороны).
В соответствии с п. 3.4 СП 88.13330.2014 (Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны СНиП II-11-77) защитное сооружение гражданской обороны специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника.
Довод Истца о том, что часть нежилых помещений ЗС ГО сдана в аренду и, следовательно, используется не как ЗС ГО является необоснованным, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Правила эксплуатации ЗС ГО и порядок содержания и использования ЗС ГО в мирное время, в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, определены приказами МЧС России от 15.12.2002 N 583 и от 21.07.2005 N 575. То, что ЗС ГО в мирное время могут использоваться в определенных целях, не меняет их назначения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2017 по делу N А40-62561/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.А.САЗОНОВА

Судьи
Н.В.ЮРКОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)