Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2017 N 80-АПГ17-9

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. N 80-АПГ17-9


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. N 06-26 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением на территории Ульяновской области" по апелляционной жалобе Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 04 мая 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. N 06-26 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением на территории Ульяновской области".
Решением Ульяновского областного суда от 04 мая 2017 г. заявленное требование удовлетворено. Суд сделал вывод о необоснованном применении расчетного метода при установлении нормативов, а также указал на недопустимость их дифференциации в зависимости от этажности многоквартирных домов.
Не согласившись с решением суда, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представители некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом", Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области и прокуратуры Ульяновской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав, заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Министерством экономического развития Ульяновской области (в настоящее время - Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области) (далее - министерство), действующим в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерств развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П, 26 января 2015 г. принят приказ N 06-26, которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением на территории Ульяновской области (приложение N 1) и нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета на территории Ульяновской области (приложение N 2).
Указанные нормативы введены в действие с 01 февраля 2015 г. (пункт 4 приказа от 26 января 2015 г. N 06-26).
Рассматривая доводы административного истца о несоответствии оспариваемого приказа требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 в части использования расчетного метода вместо метода аналогов, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
Согласно формуле 2 приложения N 1 в Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
В силу пункта 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Пунктом 37 Правил N 306 предусмотрено, что в отношении электроснабжения показания приборов учета снимаются - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Между тем, в качестве обоснования невозможности применения метода аналогов министерство ссылалось на отсутствие сведений о показаниях приборов учета по состоянию на 1 и 30 июня 2015 г.
Однако указанные причины применения расчетного метода при установлении нормативов не свидетельствуют о невозможности применения метода аналогов.
Согласно материалам дела 10 июля 2014 г. Губернатором Ульяновской области утверждена Дорожная карта по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению с применением методов аналогов.
Указанная Дорожная карта предусматривала необходимость снятия ресурсоснабжающими организациями показаний общедомовых приборов учета электроэнергии 1 и 30 ноября 2014 г. и 1 и 30 июня 2015 г. с предоставлением до 1 августа 2015 г. информации с уполномоченный орган; по результатам анализа информации, предоставленной ресурсоснабжающими организациями, устанавливался метод установления нормативов (срок исполнения 1 октября 2015 г.); срок принятия нормативов (срок исполнения 1 января 2016 г.).
Реализуя положения Дорожной карты, 31 июля 2014 г. утвержден План организации работ по снятию показаний приборов учета, подготовленный министерством.
Однако в полном объеме и в установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил N 306, Дорожной картой и Планом организации работ по снятию показаний приборов учета, министерством не осуществлены.
Поскольку министерством не предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов, суд сделал правомерный вывод о необоснованном применении расчетного метода.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о неправомерности дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в зависимости от количества этажей многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем в силу пункта 4 Правил N 306 такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения.
В отношении электроснабжения дифференциация по названному критерию не предусмотрена.
Кроме того, пунктом 37 приложения к Правилам N 306 установлена формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, в которой отсутствует такой показатель дифференциации, как этажность.
Правила N 306 имеют приоритетное значение перед приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. N 283, на основании которого устанавливались оспариваемые нормативы, поскольку указанным приказом не регулируются вопросы установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую для использования общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, определяя общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных ломах, административный ответчик необоснованно использовал предоставленные ООО "Региональный информационный центр" данные только по городу Ульяновску, тогда как норматив по электроснабжению утверждается на общедомовые нужды населения на территории Ульяновской области.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ульяновского областного суда от 04 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)