Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от МУП "Водоканал": Ведева Е.В., представитель, доверенность от 01.01.2015 N 6/37-4;
- от ТСЖ "Большая, д. 103": Акимов Д.В., представитель, доверенность от 05.05.2015 N 1-Д;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Большая, 103"
на решение от 19.10.2015
по делу N А73-4159/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к товариществу собственников жилья "Большая, д. 103"
об урегулировании разногласий при заключении единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000 ИНН 2700001300, далее - МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к товариществу собственников жилья "Большая, д. 103" (ОГРН 1142724004763 ИНН 2724191360, далее - ТСЖ "Большая, д. 103") об урегулировании разногласий при заключении единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21.07.2015 N 953 в редакции истца (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 19.10.2015 пункты 3, 7, 8, 16, 18, 20, 48, раздел X договора (пункты 29 - 34), приложения N 3, 4, 5 к договору приняты в редакции организации водопроводно-канализационного хозяйства; пункты 4, 7.1, 44 приняты в редакции ТСЖ; абзац 2 пункта 4 исключен; пункт 47 принят в редакции суда.
Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ТСЖ "Большая, д. 103", в которой просит решение суда отменить, принять судебный акт о заключении договора на условиях ТСЖ.
В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что на поступивший в адрес МУП "Водоканал" проект договора возражения не поступали. Считает, что не является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, считает, предметом договора с истцом могут быть лишь коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в МКД.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Водоканал" отклонило приведенные в жалобе доводы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТСЖ "Большая, д. 103" и МУП "Водоканал" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что МУП "Водоканал" оказываются коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Большая, д. 103.
ТСЖ "Большая, д. 103" по акту приема-передачи от 23.07.2014 приняло в управление от ООО "ЖКХ-Сервис" указанный МКД.
Письмом от 07.11.2014 N 3128/31-1 МУП "Водоканал" направило в адрес ТСЖ "Большая, д. 103" для подписания проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2014 N 953.
Как следует из имеющейся в материалах дела переписки сторон, при заключении МУП "Водоканал" с ТСЖ "Большая, д. 103" договора холодного водоснабжения и водоотведения между сторонами возникли разногласия.
Договор от 01.10.2014 N 953 сторонами не подписан, что послужило основанием для обращения МУП "Водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении исковых требований МУП "Водоканал", в суде первой инстанции ТСЖ "Большая, д. 103" представлен свой проект договора холодного водоснабжения и водоотведения, который рассмотрен истцом, и в связи с несоответствием предмета договора, организацией ВКХ направлен новый проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно представленного ответчиком проекта договора, у сторон имеются разногласия в отношении пунктов 3, 4, 7, 7.1, 8, 16, 18, 20, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 47, 48, а также Приложений N 3, 4, 5 к договору.
В силу статьи 426 ГК РФ договор холодного водоснабжения и водоотведения является публичным, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить соответствующие работы не допускается.
Согласно статье 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Суд первой инстанции, принимая пункт 7.1 в редакции ТСЖ, исходил из того, что предложенная абонентом редакция наиболее точно соответствует положениям пункта 27 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124. Устанавливая в пункте 44 ответственность за нарушение условий договора в редакции абонента, суд первой инстанции пришел к выводу, что предложенная ответчиком редакция соответствует ответственности устанавливаемой для жильцов (пункт 14 статьи 155 ЖК РФ), а изложенное в абзаце 2 пункта 4 договора не имеет со стороны истца нормативного обоснования, в связи с чем подлежит исключению.
Принимая пункты 3, 7, 8, 16, 18, 20, 48, раздел X договора (пункты 29 - 34), приложения N 3, 4, 5 к договору в редакции организации ВКХ, суд первой инстанции исходил из соответствия редакции истца пунктам 7, 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении", пункту 23 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, пунктам 135, 154, 155, 161 ЖК РФ, пунктам 2, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункту 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, статьям 5, 10 раздела 2 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
ТСЖ "Большая 103", не соглашаясь с решением суда, указало на то, что не является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе создавать товарищество собственников жилья.
Доводы ответчика о том, что уставом ТСЖ не предусмотрена обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам, апелляционной инстанцией отклоняется исходя из следующего.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Из положений пункта 2.1 Устава ТСЖ "Большая, д. 103", следует, что ТСЖ создано в целях совместного управления общим имуществом в МКД; обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в МКД; осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества; осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.
Таким образом, целью создания ТСЖ "Большая д. 103" является управление МКД.
По смыслу пунктов 15, 17 Правил N 354 товарищество, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации.
Пункт 13 Правил N 354 устанавливает, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил N 354.
Таким образом, ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг уполномоченным на заключение с МУП "Водоканал", как с ресурсоснабжающей организацией, договора.
Кроме того, письмом Министерства регионального развития РФ от 23.03.2007 N 4989-СК/07 также разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В силу своего статуса ТСЖ обязано приобретать коммунальный ресурс у организации ВКХ.
В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом ТСЖ действующим законодательством не предусмотрены.
В данном случае внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно МУП "Водоканал", на основании принятого 24.07.2014 на собрании собственников помещений решения, также не свидетельствует, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ТСЖ, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 и соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены существенные условия договора водоснабжения.
Существенные условия договора водоотведения установлены в пункте 5 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Статьей 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что спорные пункты договора, принятые в редакции организации ВКХ соответствуют действующему законодательству, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для принятия их в редакции абонента. Доводов в части несогласия с принятием спорных пунктов в редакции истца, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2015 года по делу N А73-4159/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА
Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
А.В.ШЕВЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 N 06АП-6698/2015 ПО ДЕЛУ N А73-4159/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. N 06АП-6698/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от МУП "Водоканал": Ведева Е.В., представитель, доверенность от 01.01.2015 N 6/37-4;
- от ТСЖ "Большая, д. 103": Акимов Д.В., представитель, доверенность от 05.05.2015 N 1-Д;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Большая, 103"
на решение от 19.10.2015
по делу N А73-4159/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к товариществу собственников жилья "Большая, д. 103"
об урегулировании разногласий при заключении единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000 ИНН 2700001300, далее - МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к товариществу собственников жилья "Большая, д. 103" (ОГРН 1142724004763 ИНН 2724191360, далее - ТСЖ "Большая, д. 103") об урегулировании разногласий при заключении единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21.07.2015 N 953 в редакции истца (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 19.10.2015 пункты 3, 7, 8, 16, 18, 20, 48, раздел X договора (пункты 29 - 34), приложения N 3, 4, 5 к договору приняты в редакции организации водопроводно-канализационного хозяйства; пункты 4, 7.1, 44 приняты в редакции ТСЖ; абзац 2 пункта 4 исключен; пункт 47 принят в редакции суда.
Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ТСЖ "Большая, д. 103", в которой просит решение суда отменить, принять судебный акт о заключении договора на условиях ТСЖ.
В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что на поступивший в адрес МУП "Водоканал" проект договора возражения не поступали. Считает, что не является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, считает, предметом договора с истцом могут быть лишь коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в МКД.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Водоканал" отклонило приведенные в жалобе доводы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТСЖ "Большая, д. 103" и МУП "Водоканал" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что МУП "Водоканал" оказываются коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Большая, д. 103.
ТСЖ "Большая, д. 103" по акту приема-передачи от 23.07.2014 приняло в управление от ООО "ЖКХ-Сервис" указанный МКД.
Письмом от 07.11.2014 N 3128/31-1 МУП "Водоканал" направило в адрес ТСЖ "Большая, д. 103" для подписания проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2014 N 953.
Как следует из имеющейся в материалах дела переписки сторон, при заключении МУП "Водоканал" с ТСЖ "Большая, д. 103" договора холодного водоснабжения и водоотведения между сторонами возникли разногласия.
Договор от 01.10.2014 N 953 сторонами не подписан, что послужило основанием для обращения МУП "Водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении исковых требований МУП "Водоканал", в суде первой инстанции ТСЖ "Большая, д. 103" представлен свой проект договора холодного водоснабжения и водоотведения, который рассмотрен истцом, и в связи с несоответствием предмета договора, организацией ВКХ направлен новый проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно представленного ответчиком проекта договора, у сторон имеются разногласия в отношении пунктов 3, 4, 7, 7.1, 8, 16, 18, 20, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 47, 48, а также Приложений N 3, 4, 5 к договору.
В силу статьи 426 ГК РФ договор холодного водоснабжения и водоотведения является публичным, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить соответствующие работы не допускается.
Согласно статье 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Суд первой инстанции, принимая пункт 7.1 в редакции ТСЖ, исходил из того, что предложенная абонентом редакция наиболее точно соответствует положениям пункта 27 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124. Устанавливая в пункте 44 ответственность за нарушение условий договора в редакции абонента, суд первой инстанции пришел к выводу, что предложенная ответчиком редакция соответствует ответственности устанавливаемой для жильцов (пункт 14 статьи 155 ЖК РФ), а изложенное в абзаце 2 пункта 4 договора не имеет со стороны истца нормативного обоснования, в связи с чем подлежит исключению.
Принимая пункты 3, 7, 8, 16, 18, 20, 48, раздел X договора (пункты 29 - 34), приложения N 3, 4, 5 к договору в редакции организации ВКХ, суд первой инстанции исходил из соответствия редакции истца пунктам 7, 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении", пункту 23 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, пунктам 135, 154, 155, 161 ЖК РФ, пунктам 2, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункту 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, статьям 5, 10 раздела 2 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
ТСЖ "Большая 103", не соглашаясь с решением суда, указало на то, что не является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе создавать товарищество собственников жилья.
Доводы ответчика о том, что уставом ТСЖ не предусмотрена обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам, апелляционной инстанцией отклоняется исходя из следующего.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Из положений пункта 2.1 Устава ТСЖ "Большая, д. 103", следует, что ТСЖ создано в целях совместного управления общим имуществом в МКД; обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в МКД; осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества; осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.
Таким образом, целью создания ТСЖ "Большая д. 103" является управление МКД.
По смыслу пунктов 15, 17 Правил N 354 товарищество, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации.
Пункт 13 Правил N 354 устанавливает, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил N 354.
Таким образом, ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг уполномоченным на заключение с МУП "Водоканал", как с ресурсоснабжающей организацией, договора.
Кроме того, письмом Министерства регионального развития РФ от 23.03.2007 N 4989-СК/07 также разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В силу своего статуса ТСЖ обязано приобретать коммунальный ресурс у организации ВКХ.
В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом ТСЖ действующим законодательством не предусмотрены.
В данном случае внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно МУП "Водоканал", на основании принятого 24.07.2014 на собрании собственников помещений решения, также не свидетельствует, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ТСЖ, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 и соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены существенные условия договора водоснабжения.
Существенные условия договора водоотведения установлены в пункте 5 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Статьей 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что спорные пункты договора, принятые в редакции организации ВКХ соответствуют действующему законодательству, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для принятия их в редакции абонента. Доводов в части несогласия с принятием спорных пунктов в редакции истца, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2015 года по делу N А73-4159/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА
Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
А.В.ШЕВЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)