Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имидж-1",
апелляционное производство N 05АП-6224/2017
на решение от 17.07.2017
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-10070/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (ИНН 2511024189, ОГРН 1052502169235, дата регистрации 27.05.2005, юридический адрес 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, 43в/1)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата регистрации 12.05.2011, юридический адрес 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45а)
о признании недействительным предписание N 51-07-14/15 от 06.04.2017,
при участии:
- от ООО "Имидж-1": представитель Сосаев С.Ю. (по доверенности от 01.04.2017, сроком действия до 31.12.2017, паспорт);
- от ГЖИ Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Имидж-1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищная инспекция Приморского края (далее по тексту - инспекция, ГЖИ Приморского края) от 06.04.2017 N 51-07-14/15.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, управляющая компания в соответствии с жилищным законодательством и согласно установленной методике произвела расчеты и включила в состав платы за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
ГЖИ Приморского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие инспекции по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "Имидж-1" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Инспекция в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В связи с поступившим обращением гражданина (потребителя), проживающего по адресу: ул. Советская дом 56 в г. Уссурийске, на основании приказа от 10.03.2017 N 51-09-105, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Имидж-1" на предмет проверки выявления и пресечения нарушений лицензионных требований.
В ходе проведения проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 06.04.2017 N 51-07-13/26, инспекцией было установлено, что управление многоквартирным домом N 56 по ул. Советская в г. Уссурийске осуществляется обществом на основании договора управления от 01.07.2008. МКД находится в реестре многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом осуществляется деятельность по управлению.
В январе и феврале 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме оказаны услуги по содержанию общего имущества в МКД, в объеме, предусмотренном договором управления, в состав платы которых включалась плата за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, что подтверждается актом N 1 от 15.02.2017 и актом N 2 от 14.03.2017.
В связи с этим, собственникам помещений в многоквартирном доме в январе и феврале 2017 года начислена плата за холодную воду ("коммунальный ресурс на сод. о/и хол. вода"), горячую воду ("ком. рес. на сод о/и гор. вода"), электрическую энергию ("ком. рес. на сод о/и эл/энергия"), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается представленными квитанциями за январь - февраль 2017 года.
Проверкой установлено, что в МКД установлены общедомовые приборы учета электроэнергии (акт N 609-14-469 от 30.08.2016) и тепловой энергии (акт от 19.04.2005). Прибор учета холодного водоснабжения в МКД отсутствует.
Сумма начисленного собственникам помещений в МКД размера платы за январь 2017 года за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД составила 13.826 рублей 21 копейку, за февраль 2017 года - 13.826 рублей 21 копейку, и указанные суммы рассчитаны исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденного Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 19.08.2015 N 34/2 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 N 39/4 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края" (далее по тексту - норматив на ОДН по электроэнергии): (1.580,5 м2 * 3,24 кВт.ч в месяц на 1 м2) * 2,70 руб. = 13.826 рублей 21 копейка, где: 3,24 кВт.ч в месяц на 1 м2 - норматив на ОДН по электроэнергии; - 1.580,5 м2 - площадь мест общего пользования МКД; 2,70 руб. - стоимость кВтч.
Сумма, предъявленная ПАО "ДЭК" в адрес общества, согласно счет фактуре N 37/3/04 от 31.01.2017 в январе 2017 года, которая основана на показаниях ОДПУ как разница между потреблением всего МКД и общим потреблением всех помещений в МКД, составила 1.783 рубля 35 копеек, что на 12.042 рубля 86 копеек меньше предъявленной к оплате собственникам помещений в МКД размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД.
Сумма, предъявленная ПАО "ДЭК" в адрес общества, согласно счет фактуре N 7621/3/04 от 28.02.2017 в феврале 2017 года, которая основана на показаниях ОДПУ как разница между потреблением всего МКД и общим потреблением всех помещений в МКД, составила 2.682 рубля 45 копеек, что на 11.143 рубля 76 копеек меньше предъявленной к оплате собственникам помещений в МКД размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД.
Таким образом, за январь - февраль 2017 года общество начислило собственникам помещений в МКД размер платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, больше чем фактически потребовалось для выполнения перечня услуг, предусмотренного договором управления, на 12.042 рубля 86 копеек и на 11.143 рубля 76 копеек соответственно.
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 06.04.2017 N 51-07-14/15, которым ООО "Имидж-1" предписывалось в срок до 12.05.2017 произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД за период январь - февраль 2017 года, а именно начислить в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) по формуле 10 приложения N 2 к Правилам. Дальнейшее начисление платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено инспекцией при наличии к тому правовых оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения управляющей организацией требований жилищного законодательства.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в настоящее время "электроснабжение на общедомовые нужды" является отдельной коммунальной услугой. Расходы по ее оказанию в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входят. Расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды должен производиться исполнителем в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку в проверяемый период нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, не были установлены, применение обществом, при начислении платы, положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из нормативов на ОДН, утвержденных в предыдущих редакциях Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 306, обоснованно признано судом незаконным.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2017 по делу N А51-10070/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (ИНН 2511024189, ОГРН 1052502169235, дата регистрации 27.05.2005, юридический адрес 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, 43в/1) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 508 от 07.08.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2017 N 05АП-6224/2017 ПО ДЕЛУ N А51-10070/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 г. по делу N А51-10070/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имидж-1",
апелляционное производство N 05АП-6224/2017
на решение от 17.07.2017
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-10070/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (ИНН 2511024189, ОГРН 1052502169235, дата регистрации 27.05.2005, юридический адрес 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, 43в/1)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата регистрации 12.05.2011, юридический адрес 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45а)
о признании недействительным предписание N 51-07-14/15 от 06.04.2017,
при участии:
- от ООО "Имидж-1": представитель Сосаев С.Ю. (по доверенности от 01.04.2017, сроком действия до 31.12.2017, паспорт);
- от ГЖИ Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Имидж-1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищная инспекция Приморского края (далее по тексту - инспекция, ГЖИ Приморского края) от 06.04.2017 N 51-07-14/15.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, управляющая компания в соответствии с жилищным законодательством и согласно установленной методике произвела расчеты и включила в состав платы за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
ГЖИ Приморского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие инспекции по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "Имидж-1" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Инспекция в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В связи с поступившим обращением гражданина (потребителя), проживающего по адресу: ул. Советская дом 56 в г. Уссурийске, на основании приказа от 10.03.2017 N 51-09-105, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Имидж-1" на предмет проверки выявления и пресечения нарушений лицензионных требований.
В ходе проведения проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 06.04.2017 N 51-07-13/26, инспекцией было установлено, что управление многоквартирным домом N 56 по ул. Советская в г. Уссурийске осуществляется обществом на основании договора управления от 01.07.2008. МКД находится в реестре многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом осуществляется деятельность по управлению.
В январе и феврале 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме оказаны услуги по содержанию общего имущества в МКД, в объеме, предусмотренном договором управления, в состав платы которых включалась плата за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, что подтверждается актом N 1 от 15.02.2017 и актом N 2 от 14.03.2017.
В связи с этим, собственникам помещений в многоквартирном доме в январе и феврале 2017 года начислена плата за холодную воду ("коммунальный ресурс на сод. о/и хол. вода"), горячую воду ("ком. рес. на сод о/и гор. вода"), электрическую энергию ("ком. рес. на сод о/и эл/энергия"), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается представленными квитанциями за январь - февраль 2017 года.
Проверкой установлено, что в МКД установлены общедомовые приборы учета электроэнергии (акт N 609-14-469 от 30.08.2016) и тепловой энергии (акт от 19.04.2005). Прибор учета холодного водоснабжения в МКД отсутствует.
Сумма начисленного собственникам помещений в МКД размера платы за январь 2017 года за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД составила 13.826 рублей 21 копейку, за февраль 2017 года - 13.826 рублей 21 копейку, и указанные суммы рассчитаны исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденного Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 19.08.2015 N 34/2 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 N 39/4 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края" (далее по тексту - норматив на ОДН по электроэнергии): (1.580,5 м2 * 3,24 кВт.ч в месяц на 1 м2) * 2,70 руб. = 13.826 рублей 21 копейка, где: 3,24 кВт.ч в месяц на 1 м2 - норматив на ОДН по электроэнергии; - 1.580,5 м2 - площадь мест общего пользования МКД; 2,70 руб. - стоимость кВтч.
Сумма, предъявленная ПАО "ДЭК" в адрес общества, согласно счет фактуре N 37/3/04 от 31.01.2017 в январе 2017 года, которая основана на показаниях ОДПУ как разница между потреблением всего МКД и общим потреблением всех помещений в МКД, составила 1.783 рубля 35 копеек, что на 12.042 рубля 86 копеек меньше предъявленной к оплате собственникам помещений в МКД размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД.
Сумма, предъявленная ПАО "ДЭК" в адрес общества, согласно счет фактуре N 7621/3/04 от 28.02.2017 в феврале 2017 года, которая основана на показаниях ОДПУ как разница между потреблением всего МКД и общим потреблением всех помещений в МКД, составила 2.682 рубля 45 копеек, что на 11.143 рубля 76 копеек меньше предъявленной к оплате собственникам помещений в МКД размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД.
Таким образом, за январь - февраль 2017 года общество начислило собственникам помещений в МКД размер платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, больше чем фактически потребовалось для выполнения перечня услуг, предусмотренного договором управления, на 12.042 рубля 86 копеек и на 11.143 рубля 76 копеек соответственно.
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 06.04.2017 N 51-07-14/15, которым ООО "Имидж-1" предписывалось в срок до 12.05.2017 произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД за период январь - февраль 2017 года, а именно начислить в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) по формуле 10 приложения N 2 к Правилам. Дальнейшее начисление платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено инспекцией при наличии к тому правовых оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения управляющей организацией требований жилищного законодательства.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в настоящее время "электроснабжение на общедомовые нужды" является отдельной коммунальной услугой. Расходы по ее оказанию в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входят. Расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды должен производиться исполнителем в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку в проверяемый период нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, не были установлены, применение обществом, при начислении платы, положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из нормативов на ОДН, утвержденных в предыдущих редакциях Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 306, обоснованно признано судом незаконным.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2017 по делу N А51-10070/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Имидж-1" (ИНН 2511024189, ОГРН 1052502169235, дата регистрации 27.05.2005, юридический адрес 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, 43в/1) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 508 от 07.08.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)