Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.11.2017 N Ф05-14790/2017 ПО ДЕЛУ N А41-84974/2016

Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проведенной в отношении общества проверки по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при начислении платы за коммунальные услуги обществу предписано производить расчет платы за горячее водоснабжение по определенной формуле.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А41-84974/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ООО "СТРОЙЖИЛИНВЕСТ": Козловская О.А., доверенность от 10 июля 2017 года; Солдатов А.А., доверенность от 01 февраля 2017 года;
- от заинтересованного лица, Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крюков Д.А., доверенность от 16 октября 2017 года, Ивановская Т.Б., доверенность от 01 сентября 2016 года N 222-и;
- от 3-го лица, Министерство ЖКХ Московской области: извещено, представитель не явился,
рассмотрев 16 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 12 июля 2017 года,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "Стройжилинвест"
о признании незаконным предписания ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области"
третье лицо: Министерство ЖКХ Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, административный орган) о признании незаконным предписания от 24 октября 2016 года N 08ОГ/06-1191-04-6-2016.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечено Министерство ЖКХ Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года решение суда отменено, оспариваемое предписание управления признано недействительным.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда. Податель жалобы указывает, что общество производило начисление по коммунальным услугам "Горячее водоснабжение" с нарушением формулы 20.1 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Представители управления доводы кассационной жалобы поддержали.
В судебном заседании и представленном отзыве представители общества против доводов кассационной жалобы возражали, считая судебного акта законными.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", по результатам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при начислении платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Набережная, д. 19, корп. 2, составлен акт проверки, и вынесено предписание от 24 октября 2016 года N 08ОГ/06-1191-04-6-2016 об устранении выявленных нарушений.
Указанным предписанием обществу в срок до 08 декабря 2016 года надлежит выполнить следующие требования: начисление платы за горячее водоснабжение вышеуказанного жилого дома производить в соответствии с пунктом 40 и пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, формула 20.1, учитывая письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 21 октября 2016 года N 11ТГ-11736.
Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, учитывая положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре", части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 12.2, 12.4 Положения о ГЖИ, статей 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также пункт 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28, которым Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", указал, что предписание соответствует закону и выдано в пределах предоставленных административному органу полномочий.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исходил из того, что оспариваемым предписанием обществу надлежит произвести начисление платы за горячее водоснабжение вышеуказанного жилого дома в соответствии с пунктом 40 и пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, формула 20.1, учитывая письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 21 октября 2016 года N 11ТГ-11736. В то же время, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории г. Долгопрудный на момент издания оспариваемого предписания не установлены.
Выводы суда апелляционной инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взносы на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В ходе проверки управление установило, что в отношении жилого дома общество производило начисление по коммунальным услугам "Горячее водоснабжение" с нарушением формулы 20.1 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, а именно: начисление платы за горячее водоснабжение производится по фактическому расходу тепловой энергии на подогрев воды и расходу холодной воды, используемой для приготовления горячей воды жителям вышеуказанного жилого дома.
Стоимость горячего водоснабжения складывается из двух компонентов - произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно Правилам N 354 плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В частности, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с указанной формулами 20 и 20(1), при расчете платы используются следующие показатели: объем потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета; тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома; норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный в установленном порядке; тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г. (далее - нормативы).
В тексте указанного Постановления не установлены переходные положения на период с 28 февраля 2015 года по 01 января 2018 года в тех ситуациях, когда соответствующие нормативы не утверждены. Вместе с тем, по смыслу пункта 2 Постановления предполагается, что отсутствие таких нормативов до 01 января 2018 года является допустимым.
В данном случае, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на необходимость установить, имеется ли в Московской области установленный норматив потребления коммунальной услуги, поскольку оспариваемым предписанием при перерасчете применить норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд апелляционной инстанции, с учетом Постановления Правительства МО от 03 октября 2013 года N 787/44 (ред. от 23 августа 2016 года) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области", Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 27 апреля 2016 года N 56-РВ "Об утверждении Административного регламента Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области по исполнению государственной функции по расчету и утверждению нормативов потребления коммунальных услуг", Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09 декабря 2014 года N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления", исследовал обстоятельство установления спорного норматива с учетом адреса расположения дома в г. Долгопрудный, жителям которого оказывает услуги заявитель.
Как следует из представленных в дело доказательств и установлено судом, в проверяемый период и на момент рассмотрения дела судом норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для города Долгопрудный не утвержден.
Доказательств, свидетельствующих об утверждении спорного норматива в установленном законом порядке на территории г. Долгопрудный не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае, выданное предписание носит неисполнимый характер, поскольку обязывает общество производить расчет платы за горячее водоснабжение по формуле, применение которой в отсутствие одного из показателей не представляется возможным.
Довод Управления о том, что в отсутствие утвержденных нормативов следует применять норматив в размере 0,0492 Гкал/куб. м, применяемый Комитетом по ценам и тарифам Московской области для расчета тарифа на горячее водоснабжение, судом кассационной инстанции не принимается. Оснований применения одноставочного тарифа к спорным правоотношениям, с учетом изложенных выше норм права о двухставочном тарифе, подлежащих применению к спорным правоотношениям, управлением не доказано.
Комитету по ценам и тарифам Московской области не предоставлено право утверждать норматив расхода тепловой энергии на подгорев воды для целей применения Правил. У суда отсутствуют основания полагать, что используемый Комитетом показатель при расчете тарифа на горячее водоснабжение является близким или идентичным нормативу, который предполагается к использованию в соответствии с формулами 20, 20(1) приложения N 2 к Правилам. Кроме того, управлением, в том числе по предложению суда, не представлен нормативный правовой акт документ, в котором зафиксирован норматив в размере 0,0492 Гкал/куб. м, а также не указаны реквизиты этого нормативного правового акта и сведения о его нахождении в свободном доступе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел в обоснованному выводу, что оспариваемое предписание содержало в себе произвольный расчет платы за горячее водоснабжение, не основанный на утвержденных нормативах и, как следствие, носило неисполнимый характер.
Вместе с тем, ссылка общества на то, что при наличии общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов формулы 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам не подлежат применению, является ошибочной.
Так, с момента утверждения уполномоченным органом для г. Долгопрудный норматива расхода тепловой энергии на подгорев горячей воды в целях расчета платы за горячее водоснабжение в соответствии с Правилами подлежат применению формулы N 20 и 20(1) в актуальной редакции. Вопреки утверждению заявителя наличие общедомовых приборов учета не исключает применение утвержденного норматива в соответствии с Правилами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения суда, что нашло свое отражение в судебном акте. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года по делу N А41-84974/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)