Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 08АП-11448/2016 ПО ДЕЛУ N А70-5022/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 08АП-11448/2016

Дело N А70-5022/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11448/2016) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 июля 2016 года по делу N А70-5022/2016 (судья Минеев О.А.), по иску публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН 1067203076181, ИНН 7204097057) о взыскании 113419,24 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" - представитель не явился, извещено;
- от публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - представитель Калиева А.Т. (паспорт с, по доверенности N 172 от 03.08.2016 сроком действия на один год);
- установил:

публичное акционерного общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ПАО "СУЭНКО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области", ответчик) о взыскании 113 419 руб. 24 коп., из которых: 102 097 руб. 11 коп. задолженности и 11 322 руб. 13 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.07.2016 по делу N А70-5022/2016 исковые требования удовлетворены. С ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" в пользу ПАО "СУЭНКО" взыскано 117 822 руб. 24 коп., из которых: 102 097 руб. 11 коп. задолженности, 11 322 руб. 13 коп. неустойки, 4 403 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине. С ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" в пользу ПАО "СУЭНКО" взысканы пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, начисленные на сумму задолженности в размере 102 097 руб. начиная с 19.04.2016 по день фактической оплаты долга. ПАО "СУЭНКО" из федерального бюджета возвращено 982 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежным поручением N 3664 от 14.04.2016.
Возражая против принятого судебного акта, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.07.2016 по делу N А70-5022/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Также от ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК "Лада".
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, отказывает в его удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Часть 3 статьи 266 АПК РФ устанавливает, что в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Таким образом, вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть рассмотрен только в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
От ПАО "СУЭНКО" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "СУЭНКО" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1.
Между истцом и ответчиком заключен государственный контракт теплоснабжения N ТТ7235, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а заказчик обязуется оплатить отпущенную тепловую энергию и теплоноситель.
Пунктом 7.2 контракта стороны согласовали, что оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию и теплоноситель производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
За период: сентябрь, октябрь, декабрь 2014 года, с января 2015 года по июль 2015 года и за октябрь, ноябрь 2015 года ответчиком потреблено тепловой энергии в количестве - 159,492002 Гкал, горячей воды - 42,691561 м3, горячей воды на ОДН - 120,009776 на сумму 231 731 руб. 09 коп.
Задолженность ответчика перед истцом с учетом частичной оплаты составила 25 292 руб. 03 коп.
Кроме того, между ПАО "СУЭНКО" и ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N ВК00314, по условиям которого истец обязуется отпускать ответчику питьевую воду и принимать сточные воды, а заказчик обязуется оплачивать отпущенную питьевую воду и сброшенные сточные воды.
За период с января по декабрь 2015 года ответчиком потреблено питьевой воды в количестве - 59 м3, холодной вода на ОДН в количестве - 1 935,50638 м3, сброшено сточных вод в количестве - 92 м3 на сумму 82 450 руб. 84 коп.
Задолженность ответчика перед истцом с учетом частичной оплаты составила 76 805 руб. 08 коп.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии, в которых истец указывал на образовавшуюся задолженность и просил оплатить ее в течение 10 дней с момента получения претензии.
Поскольку указанная задолженность не была погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Спор возник по оплате теплоэнергии и водопотребления на общедомовые нужды.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
В силу статей 249 и 290 ГК РФ, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам, такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (абзац 2 пункта 18 Правил).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 2 статьи 8 ГК РФ предусматривается, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которой разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из анализа приведенных норм права следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
Из материалов дела следует, что 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1.
Следовательно, у ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" имеется обязанность оплачивать тепло- и водоснабжение на общедомовые нужды.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статья 155 ЖК РФ), а также в случаях принятия собственниками соответствующего решения (определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2).
Между тем, при отсутствии в материалах дела доказательств наличия договорных отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса, исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений в указанном многоквартирном доме является ПАО "СУЭНКО".
Следовательно, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" плату за тепло- и водоснабжение на общедомовые нужды, обязано вносить непосредственно ПАО "СУЭНКО".
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 102 097 руб. 11 коп. в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требования истца в данной части о взыскании 102 097 руб. 11 коп. задолженности.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 16.10.2014 по 18.04.2016 в размере 3 513 руб. 09 коп. и с 11.02.2015 по 18.04.2016 в размере 7 809 руб. 04 коп., а также неустойки исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму основного долга 25 292 руб. 03 коп. по контракту N ТТ7235 с 19.04.2016 по день фактической оплаты долга и неустойку исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму основного долга 76 805 руб. 08 коп. по контракту N ВК00314 с 19.04.2016 по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В свою очередь, часть 1 статья 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Рассмотрев проведенный истцом расчет неустойки, суд апелляционной инстанции считает его составленным верно.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика указанных штрафных санкций.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.07.2016 по делу N А70-5022/2016 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку ответчика о том, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО УК "Лада".
Напротив, из определения Арбитражного суда Тюменской области от 26.05.2016 по делу N А70-5022/2016 усматривается, что данное ходатайство было рассмотрено судом первой инстанции и отклонено ввиду отсутствия оснований для привлечения указанной организации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Данный вывод суда первой инстанции ответчиком не оспорен.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 июля 2016 года по делу N А70-5022/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)