Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Софроновой Ю.Е. (доверенность от 11.01.2016), от ответчика: Ивановой С.А. (доверенность от 19.01.2016) - дело по заявлению администрации Суоярвского городского поселения (ОГРН: 1051002321094; далее - администрация) к государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 580 от 15.07.2015,
установил:
во исполнение поручения заместителя Главы Республики Карелия по развитию инфраструктуры о рассмотрении обращений граждан Суоярвского городского поселения о ненадлежащем состоянии жилых домов приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 N 161 образована комиссия в составе представителей указанного министерства, инспекции, государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления, администрации.
Комиссия с 24.11.2014 по 27.11.2014 провела осмотр многоквартирных домов на территории Суоярвского городского поселения, по результатам которого составила акт. Заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия утвержден план организационных мероприятий по решению вопросов, содержащихся в обращениях жителей Суоярвского городского поселения, предусматривающий, в том числе в срок до 01.04.2015 проведение оценки соответствия жилых помещений многоквартирных домов требованиям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), в срок до 01.09.2017 - обеспечение переселения граждан из аварийных домов. Ответственной за проведение данных мероприятий определена администрация Суоярвского городского поселения.
Инспекция в адрес администрации направила заключения N 3 от 17.02.2015, N 5 - N 17 от 27.03.2015 о несоответствии жилых домов установленным требованиям для их оценки в соответствии с порядком, установленным Положением N 47, и принятия соответствующего решения.
Письмом от 06.07.2015 N 1002 администрация сообщила инспекции, что на основании заключений о несоответствии жилых домов установленным требованиям, жителям домов будет направлено уведомление о представлении документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента администрации Суоярвского городского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
15.07.2015 инспекцией составлена справка-отчет N 176 по результатам исследования документов по вопросу признания жилых домов в г. Суоярви аварийными и подлежащими сносу, согласно которой в письме администрации от 06.07.2015 N 1002 отсутствует информация о доведении до собственников жилых домов информации о необходимости представления соответствующих документов.
По результатам рассмотрения указанной справки инспекция вынесла предписание N 580 от 15.07.2015 о нарушении пункта 45 (1) Положения N 47, которым предписала администрации в течение 10 дней с даты получения предписания предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47.
Администрация с предписанием N 580 от 15.07.2015 не согласна. Считает, что инспекция допустила грубые нарушения процедуры проведения проверки, которые выразились в проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя и в не предоставлении акта проверки. Указывает, что осуществление мероприятий, которые инспекция предписала совершить администрации, относится к полномочиям межведомственной комиссии, поэтому предписание вынесено в отношении ненадлежащего лица.
В отзыве и пояснениях ответчик с требованием не согласен; считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В судебных заседаниях представители сторон поддержали позиции, изложенные заявлении, отзыве, пояснениях.
В отношении доводов сторон суд приходит к следующим выводам.
Суд не соглашается с доводом заявителя о нарушении инспекцией процедуры проведения проверки, учитывая следующее.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, не только посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также как деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Нарушение, послужившее основанием для выдачи оспариваемого предписания, было выявлено инспекцией в результате работы в составе межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 N 161, и анализа документов, имеющихся в распоряжении инспекции. При этом взаимодействие инспекции и администрации не возникло, при проведении контрольных мероприятий на заявителя не возлагалась обязанность по предоставлению информации и исполнению требований инспекции.
С учетом изложенного, поскольку проверка в отношении администрации не проводилась, суд отклоняет довод заявителя о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, устанавливающих порядок организации и проведения проверок.
В соответствии с пунктами 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 6, 7 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 67, инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения обращений граждан Суоярвского городского поселения комиссией, созданной по поручению Правительства Республики Карелия, установлена необходимость проведения оценки состояния жилых домов для решения вопроса о переселении граждан из аварийных домов.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Положение N 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно указанной норме орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Постановлением администрации Суоярвского городского поселения N 107а от 29.05.2014 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Суоярвского городского поселения.
Согласно пункту 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктами 44 - 47 Положения N 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятия решения по результатам работы комиссии.
Перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, установлен пунктом 45 Положения N 47.
Согласно пункту 45 (1) Положения N 47, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Аналогичный порядок предусмотрен пунктами 2.3, 2.4, 2.6.1, 2.6.2 административного регламента администрации Суоярвского городского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утверждено постановлением администрации от 10.12.2013 N 200; далее - Административный регламент).
В рассматриваемом случае инспекция как орган государственного надзора (контроля), выступая заявителем, направила в администрацию заключения о необходимости проведения процедуры, предусмотренной пунктами 44 - 47 Положения N 47. Следовательно, для оценки соответствия помещений установленным Положением N 47 требованиям комиссия должна предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47 и пункте 2.6.1 Административного регламента.
Инспекция установила, что в нарушение пункта 45 (1) Положения N 47 соответствующее предложение собственникам помещений направлено не было, что послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Не отрицая факт выявленного нарушения, администрация считает себя неуполномоченным лицом на выполнение предписания, поскольку предложение собственникам помещений о представлении необходимых документов должно исходить от комиссии.
Суд не соглашается с позицией заявителя, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Межведомственная комиссия создана постановлением администрации от 29.05.2014 N 107а на основании пункта 7 Положения N 47 для выполнения конкретной задачи - оценки жилых помещений на соответствие требованиям, установленным данным Положением, представляет собой коллегиальный орган, который не является самостоятельным юридическим лицом, не имеет собственного адреса.
Указанным постановлением председателем комиссии назначен глава Суоярвского городского поселения, обеспечение деятельности межведомственной комиссии возложено на администрацию Суоярвского городского поселения (пункт 2 постановления администрации от 29.05.2014 N м 107а).
Пунктом 2.1 Административного регламента установлено, что муниципальная услуга "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (частью которой является оценка помещений комиссией) предоставляется администрацией Суоярвского городского поселения в лице отдела жилищно-коммунального хозяйства, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства администрации Суоярвского городского поселения (далее - Отдел).
Разделом 4 Административного регламента предусмотрено осуществление начальником Отдела текущего контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами при предоставлении муниципальной услуги, а также осуществление контроля в виде плановых и внеплановых проверок первым заместителем главы администрации Суоярвского городского поселения.
Разделом 5 Административного регламента администрация Суоярвского городского поселения наделена полномочиями по рассмотрению жалоб (досудебный (внесудебный) порядок) на решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при предоставлении муниципальной услуги с принятием решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы.
Таким образом, администрация наделена полномочиями проверить соблюдение комиссией требований пункта 45 (1) Положения N 47 и обеспечить направление собственникам помещений предложения представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47, в том числе путем организации работы комиссии.
Суд также отмечает, что после вынесения оспариваемого предписания главой Суоярвского городского поселения 24.07.2015 утвержден план работы по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими расселению, который предусматривает работу комиссии. При этом, как пояснил представитель администрации в судебном заседании, вопрос о необходимости выполнения пункта 45 (1) Положения N 47 на рассмотрение комиссии не выносился.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписание N 580 от 15.07.2015 обосновано вынесено инспекцией в отношении администрации, соответствует указанным выше положениям нормативных правовых актов и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Следовательно, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 11.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-8235/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N А26-8235/2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Софроновой Ю.Е. (доверенность от 11.01.2016), от ответчика: Ивановой С.А. (доверенность от 19.01.2016) - дело по заявлению администрации Суоярвского городского поселения (ОГРН: 1051002321094; далее - администрация) к государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 580 от 15.07.2015,
установил:
во исполнение поручения заместителя Главы Республики Карелия по развитию инфраструктуры о рассмотрении обращений граждан Суоярвского городского поселения о ненадлежащем состоянии жилых домов приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 N 161 образована комиссия в составе представителей указанного министерства, инспекции, государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления, администрации.
Комиссия с 24.11.2014 по 27.11.2014 провела осмотр многоквартирных домов на территории Суоярвского городского поселения, по результатам которого составила акт. Заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия утвержден план организационных мероприятий по решению вопросов, содержащихся в обращениях жителей Суоярвского городского поселения, предусматривающий, в том числе в срок до 01.04.2015 проведение оценки соответствия жилых помещений многоквартирных домов требованиям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), в срок до 01.09.2017 - обеспечение переселения граждан из аварийных домов. Ответственной за проведение данных мероприятий определена администрация Суоярвского городского поселения.
Инспекция в адрес администрации направила заключения N 3 от 17.02.2015, N 5 - N 17 от 27.03.2015 о несоответствии жилых домов установленным требованиям для их оценки в соответствии с порядком, установленным Положением N 47, и принятия соответствующего решения.
Письмом от 06.07.2015 N 1002 администрация сообщила инспекции, что на основании заключений о несоответствии жилых домов установленным требованиям, жителям домов будет направлено уведомление о представлении документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента администрации Суоярвского городского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
15.07.2015 инспекцией составлена справка-отчет N 176 по результатам исследования документов по вопросу признания жилых домов в г. Суоярви аварийными и подлежащими сносу, согласно которой в письме администрации от 06.07.2015 N 1002 отсутствует информация о доведении до собственников жилых домов информации о необходимости представления соответствующих документов.
По результатам рассмотрения указанной справки инспекция вынесла предписание N 580 от 15.07.2015 о нарушении пункта 45 (1) Положения N 47, которым предписала администрации в течение 10 дней с даты получения предписания предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47.
Администрация с предписанием N 580 от 15.07.2015 не согласна. Считает, что инспекция допустила грубые нарушения процедуры проведения проверки, которые выразились в проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя и в не предоставлении акта проверки. Указывает, что осуществление мероприятий, которые инспекция предписала совершить администрации, относится к полномочиям межведомственной комиссии, поэтому предписание вынесено в отношении ненадлежащего лица.
В отзыве и пояснениях ответчик с требованием не согласен; считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В судебных заседаниях представители сторон поддержали позиции, изложенные заявлении, отзыве, пояснениях.
В отношении доводов сторон суд приходит к следующим выводам.
Суд не соглашается с доводом заявителя о нарушении инспекцией процедуры проведения проверки, учитывая следующее.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, не только посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также как деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Нарушение, послужившее основанием для выдачи оспариваемого предписания, было выявлено инспекцией в результате работы в составе межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 N 161, и анализа документов, имеющихся в распоряжении инспекции. При этом взаимодействие инспекции и администрации не возникло, при проведении контрольных мероприятий на заявителя не возлагалась обязанность по предоставлению информации и исполнению требований инспекции.
С учетом изложенного, поскольку проверка в отношении администрации не проводилась, суд отклоняет довод заявителя о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, устанавливающих порядок организации и проведения проверок.
В соответствии с пунктами 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 6, 7 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 67, инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения обращений граждан Суоярвского городского поселения комиссией, созданной по поручению Правительства Республики Карелия, установлена необходимость проведения оценки состояния жилых домов для решения вопроса о переселении граждан из аварийных домов.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Положение N 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно указанной норме орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Постановлением администрации Суоярвского городского поселения N 107а от 29.05.2014 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Суоярвского городского поселения.
Согласно пункту 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктами 44 - 47 Положения N 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятия решения по результатам работы комиссии.
Перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, установлен пунктом 45 Положения N 47.
Согласно пункту 45 (1) Положения N 47, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Аналогичный порядок предусмотрен пунктами 2.3, 2.4, 2.6.1, 2.6.2 административного регламента администрации Суоярвского городского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утверждено постановлением администрации от 10.12.2013 N 200; далее - Административный регламент).
В рассматриваемом случае инспекция как орган государственного надзора (контроля), выступая заявителем, направила в администрацию заключения о необходимости проведения процедуры, предусмотренной пунктами 44 - 47 Положения N 47. Следовательно, для оценки соответствия помещений установленным Положением N 47 требованиям комиссия должна предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47 и пункте 2.6.1 Административного регламента.
Инспекция установила, что в нарушение пункта 45 (1) Положения N 47 соответствующее предложение собственникам помещений направлено не было, что послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Не отрицая факт выявленного нарушения, администрация считает себя неуполномоченным лицом на выполнение предписания, поскольку предложение собственникам помещений о представлении необходимых документов должно исходить от комиссии.
Суд не соглашается с позицией заявителя, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Межведомственная комиссия создана постановлением администрации от 29.05.2014 N 107а на основании пункта 7 Положения N 47 для выполнения конкретной задачи - оценки жилых помещений на соответствие требованиям, установленным данным Положением, представляет собой коллегиальный орган, который не является самостоятельным юридическим лицом, не имеет собственного адреса.
Указанным постановлением председателем комиссии назначен глава Суоярвского городского поселения, обеспечение деятельности межведомственной комиссии возложено на администрацию Суоярвского городского поселения (пункт 2 постановления администрации от 29.05.2014 N м 107а).
Пунктом 2.1 Административного регламента установлено, что муниципальная услуга "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (частью которой является оценка помещений комиссией) предоставляется администрацией Суоярвского городского поселения в лице отдела жилищно-коммунального хозяйства, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства администрации Суоярвского городского поселения (далее - Отдел).
Разделом 4 Административного регламента предусмотрено осуществление начальником Отдела текущего контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами при предоставлении муниципальной услуги, а также осуществление контроля в виде плановых и внеплановых проверок первым заместителем главы администрации Суоярвского городского поселения.
Разделом 5 Административного регламента администрация Суоярвского городского поселения наделена полномочиями по рассмотрению жалоб (досудебный (внесудебный) порядок) на решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при предоставлении муниципальной услуги с принятием решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы.
Таким образом, администрация наделена полномочиями проверить соблюдение комиссией требований пункта 45 (1) Положения N 47 и обеспечить направление собственникам помещений предложения представить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47, в том числе путем организации работы комиссии.
Суд также отмечает, что после вынесения оспариваемого предписания главой Суоярвского городского поселения 24.07.2015 утвержден план работы по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими расселению, который предусматривает работу комиссии. При этом, как пояснил представитель администрации в судебном заседании, вопрос о необходимости выполнения пункта 45 (1) Положения N 47 на рассмотрение комиссии не выносился.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предписание N 580 от 15.07.2015 обосновано вынесено инспекцией в отношении администрации, соответствует указанным выше положениям нормативных правовых актов и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Следовательно, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)