Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2016 N 10АП-7047/2016 ПО ДЕЛУ N А41-8951/16

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2016 г. по делу N А41-8951/16


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области": Козлова Л.В., по доверенности от 05.10.2015 N 08Исх-8020/с,
от ООО "ТЭК-Дом": Кучма Ю.Н., по доверенности от 17.03.2016, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2016 по делу N А41-8951/16, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом" (ООО "ТЭК-Дом") к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

ООО "ТЭК-Дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 26.01.2016 г. N 08ог-76598-26-17-2015/104, N. 08ог-76598-26-17-2015/106, N 08ог-76598-26-17-2015/5.
Определением от 15.02.2016 требования общества об оспаривании каждого из вышеназванных постановлений выделены в отдельные производства.
В рамках настоящего дела рассмотрено требование о признании незаконным и отмене постановления от 26 января 2016 года N 08ог-76598-26-17-2015/106.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2016 года по делу N А41-8951/16 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.01.2016 г. административным органом на основании распоряжения от 24.12.2015 г. N 08ОГ-76598-26-17-2015 в отношении ООО "ТЭК-Дом" проведена проверка соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами, в результате которой было установлено, что Обществом допущено нарушение требований законодательства по передаче технической документации на многоквартирные дома и иных, связанных с управлением такими многоквартирными домами документов, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен акт проверки N 08ОГ-76598-26-17-2015.
18.01.2016 г. по факту выявленного нарушения административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.01.2016 г. должностным лицом административного органа в отношении ООО "ТЭК-Дом" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08ог-76598-26-17-2015/106, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании данного постановления.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением этим домом документов, осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пунктам 18, 19 раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Таким образом, по смыслу пунктов 18 и 19 Правил и пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической и иной документации должна быть исполнена в течение 30-ти дней с даты получения уведомления о смене управляющей организации.
Как следует из материалов дела, замена управляющей организации произведена на основании открытого конкурса по отбору управляющей компании, в котором ОАО "РЭП Немчиновка" было признано победителем.

В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в управлении ООО "ТЭК-Дом" находится, в том числе, дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Немчиновка, ул. Советский проспект, дом N 106.
В связи с тем, что общество в срок до 01.05.2015 не получило лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами администрацией был объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления указанным выше домом.
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принято решение о признании ОАО "РЭП "Немчиновка" победителем конкурса.
После подписания договора на управление указанным многоквартирным домом ОАО "РЭП Немчиновка" направила в адрес ООО "ТЭК-Дом" уведомление исх N 678 о необходимости передачи новой управляющей организации технической документации на дом.
Поскольку на момент проведения проверки указанные в уведомлении документы в отношении жилого дома N 104 по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Немчиновка, Советский проспект, обществом переданы не были, административным органом в отношении ООО "ТЭК-Дом" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, образуют конкретные действия (бездействие), в том числе отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
В силу положений части 1 и части 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела документов, ООО "ТЭК-Дом" осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом с 01.10.2010 на основании договора управления N УНР/ТДН-10 (с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2011 N 2).

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора управления, застройщик обязан в течение одного месяца со дня подписания этого договора: передать компании объект; предоставить компании информацию и все документы, необходимые для организации процесса эксплуатации и управления объектом.
Согласно акту приема-передачи от 28.08.2015 объект капитального строительства - жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, ул. Советский проспект, д. 104, передан ОАО "494 УНР" в управление ООО "ТЭК-Дом".
При этом доказательства передачи технической документации на указанный дом, в материалах административного дела отсутствуют и суду не представлены.
В деле также отсутствуют доказательства того, что административным органом при проведении проверки было установлено наличие (передача от заказчика управляющей компании) ООО "ТЭК-Дом" технической документации.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ТЭК-Дом" после получения от ОАО "РЭП Немчиновка" уведомления неоднократно обращалось к ОАО "494 УНР" (застройщику) с просьбой передать техническую документацию на указанный выше дом.
Указанное обстоятельство подтверждается письмами от 02.12.2015 г. N 3419/1, от 30.12.2015 г. N 3413/1, 29.01.2016 г. N 113, от 02.03.2016 г. N 131.
Однако техническая документация от заказчика обществу не передана.
Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
В связи с изложенным ООО "ТЭК-Дом" 31.03.2016 направило в адрес ОАО "РЭП Немчиновка" письмо N 22, в котором указало на невозможность передачи технической документации в связи с ее отсутствием.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ООО "ТЭК-Дом" на момент проведения проверки отсутствовала возможность передать техническую документацию ОАО "РЭП "Немчиновка" по объективным обстоятельствам.
Изложенное свидетельствует об отсутствии вины общества в допущенном нарушении и, соответственно, субъективной стороны вменяемого правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2016 по делу N А41-8951/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)