Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2017 N 13АП-9171/2017 ПО ДЕЛУ N А56-63125/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. N 13АП-9171/2017

Дело N А56-63125/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
- от заявителя: Шамбасова Ю.А. по доверенности от 22.05.2017;
- от заинтересованных лиц: 1) Левашова З.В. по доверенности от 05.05.2017;
2) Моздухова Н.В. по доверенности от 04.08.2016
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9171/2017) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норма-Дом СПБ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2017 по делу N А56-63125/2016 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норма-Дом СПБ"
к 1) Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга,
2) Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга"
о признании незаконными действий
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норма-Дом СПБ" (191167, Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 2, лит. Е, оф. 402, ИНН: 7820046333, ОГРН: 1157847390216, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (196653, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, б-р Победы, д. 1, ИНН: 7817006891 ОГРН: 1027808752839, далее - заинтересованное лицо 1, Администрация), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (196650, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, пр-кт Ленина, д. 70, далее - заинтересованное лицо 2, Учреждение) о признании незаконными действий Администрации по проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, п. Металлострой, ул. Садовая, д. 8, лит. А (извещение N 120716/8447330/01 от 20.07.2016 года).
Решением суда от 28.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Учреждения и Администрации возражали против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.06.2016 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение N 78-06-17-2016 на ввод объекта (многоквартирного дома с пристроенной автостоянкой) по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Садовая улица, дом 8, литера А.) в эксплуатацию. Администрация, действуя в соответствии с пунктом 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N 75, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 г. N 4, издала распоряжение от 04.07.2016 N 376-р "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, являющимся объектом нового строительства и расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Садовая улица, дом 8, литера А". Соответствующее извещение N 120716/8447330/01 и необходимая конкурсная документация размещена Администрацией на сайте http://www.torgi.gov.ru/ 12.07.2016, внесение изменений 20.07.2016.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 23.08.2016 участниками конкурса признаны следующие претенденты: 1) ООО "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1", 2) ООО "ЕВРОДОМ", 3) заявитель, 4) ООО "Рыбацкое-Стройсервис". Победителем конкурсной комиссией признано ООО "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1".
Считая действия по проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание (пункт 1 статьи 46 ЖК РФ).
В силу части 4 пункта 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано
В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
Пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 определено, что открытый конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК Российской Федерации;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, в силу прямого указания закона управляющую организацию выбирают собственники помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 4 и 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
Судом установлено, что собрание, на котором, по утверждению Общества, были избраны форма управления многоквартирным домом и управляющая организация, проведено 02.08.2016. Однако, лица, принимавшие участие в собрании на момент его проведения владели жилыми помещениями на основании договора долевого участия и актов приема-передачи. Это обстоятельство подтверждается содержанием бюллетеней "Решение собственника", заполненных участниками голосования (тома 3 и 4).
Таким образом, лица, принявшие участие в общем собрании, решение которого оформлено протоколом от 02.08.2016, на момент его проведения не обладали документами, подтверждающими их право собственности на эти жилые помещения, в связи с чем, решение участников собрания о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанным протоколом, нельзя признать решением собственников помещений многоквартирного дома по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент проведения конкурса по выбору управляющей организации собственники помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом в установленном законом порядке и, соответственно не реализовали решение о выборе способа управления этим домом, поэтому, у суда отсутствовали правовые основания для признания действий Администрации по проведении конкурса незаконными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2017 по делу N А56-63125/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "управляющая компания "Норма-Дом СПб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)