Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 4А-279/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 4а-279


Заместитель председателя Архангельского областного суда Григорьев Д.А., рассмотрев жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Новодвинского судебного района Архангельской области от 18 апреля 2017 года, решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Новодвинского судебного района Архангельской области от 18 апреля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года, МУП "Жилкомсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Защитник юридического лица просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Жилкомсервис" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На основании договора управления многоквартирными домами от 05 июня 2016 года оказывает услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме 7 корпус 1 по улице Мира в городе Новодвинске Архангельской области.
В период с 14 по 17 февраля 2017 года на основании поступившего обращения государственной жилищной инспекцией Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что МУП "Жилкомсервис" осуществляет управление многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, которые выразились в несоблюдении лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, то есть требований по обеспечению надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме.
Перечень нарушений полностью приведен в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении судьи.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 февраля 2017 года, актом проверки соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда от 16 февраля 2017 года, копией лицензии, копией договора управления многоквартирным домом, фототаблицей, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности на основании статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения лицензионных требований, а также свидетельствующих о том, что МУП "Жилкомсервис" приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Допустив нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, МУП "Жилкомсервис" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, совершенное Учреждением деяние квалифицировано правильно.
Доводы жалобы, что внеплановая выездная проверка проведена Государственной жилищной инспекцией без согласования с органами прокуратуры несостоятельные.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (в редакции на момент проведения проверки) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В материалах дела имеется обращение жителя дома 7 корпус 1 по улице Мира в городе Новодвинске на ненадлежащее содержание общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Таким образом, внеплановая проверка в отношении МУП "Жилкомсервис" проведена по основаниям, предусмотренным частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, что не требовало ее согласование с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемой организации. Данное основание указано в распоряжении о проведении проверки.
Постановление о привлечении МУП "Жилкомсервис" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа назначено судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, примененных к обстоятельствам совершенного правонарушения, в размере 125 000 рублей, что соответствует половине от размера штрафа, минимально определенного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и правовых оснований для его дальнейшего снижения не имеется.
Поскольку допущенные МУП "Жилкомсервис" нарушения в полном объеме не были устранены, мировым судьей правомерно не усмотрено обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не влияют на законность постановления по делу об административном правонарушении, поскольку подтверждают, что Учреждение имело возможность, но не приняло меры по своевременному устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 2 Новодвинского судебного района Архангельской области от 18 апреля 2017 года, решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года, вынесенные в отношении МУП "Жилкомсервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника МУП "Жилкомсервис" О. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Д.А.ГРИГОРЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)