Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2016 N 18АП-7194/2016 ПО ДЕЛУ N А07-1282/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. N 18АП-7194/2016

Дело N А07-1282/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2016 по делу N А07-1282/2016 (судья Крылова И.Н.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" - Фаткуллина Г.В. (паспорт, доверенность от 25.07.2016);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - Дмитриева И.В. (удостоверение, доверенность от 11.01.2016), Симонова Н.Ф. (удостоверение, доверенность от 15.04.2016), Мельникова Т.С. (удостоверение, доверенность от 30.12.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" (далее - ООО "Служба заказчика", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 20 по Республике Башкортостан, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 16 от 04.08.2015 в части начисления налога на добавленную стоимость в размере 2 887 467 руб., соответствующих пени и штрафа в размере 55 678,43 руб. (с учетом уточнения заявленных требований принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2016 (резолютивная часть объявлена 18.04.2016) отказано в удовлетворении заявленных требований.
С указанным решением суда не согласилось ООО "Служба заказчика", обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что услуги по управлению многоквартирным домом подлежат разделению на облагаемую и необлагаемую НДС часть.
Налогоплательщик полагает, что услуги по приему денежных средств, услуги по управлению многоквартирным домом должны быть переведены в состав необлагаемых НДС.
Заявитель указывает, что расходы на общедомовые нужды являются расходами управляющей компании, в связи с чем на них должен быть предоставлен вычет по НДС.
До начала судебного заседания от налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, считает законным и обоснованным решение суда от 22.04.2016 (рег. N 25314 от 30.06.2016).
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель налогового органа изложил доводы, указанные в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Служба заказчика" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 28.02.2015.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 22.06.2015 N 11, а также вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.08.2015 N 16. Указанным решением заявителю предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) в сумме 6 851 666 руб., пени в сумме 1 556 357,46 руб., штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 703 761,70 руб.
Решением УФНС по Республике Башкортостан от 08.10.2015 N 278/17 решение инспекции отменено в части начисления НДС в размере 1 098 583 руб., пени в размере 169 181,76 руб., а также в части предъявления штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части решение инспекции оставлено без изменений и вступило в силу.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что расходы по управлению многоквартирным домом, расходы по приему платежей являются расходами управляющей компании. Счета-фактуры по расходам на общедомовые нужды заявителем не представлены, в книгах покупок счета-фактуры на общедомовые нужды отсутствуют. В представленных счетах-фактурах от ресурсоснабжающих организаций не выделены затраты на общедомовые нужды.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. ст. 65 - 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
Из пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что упрощенная система налогообложения представляет собой специальный режим налогообложения, который применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 указанной нормы права применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1, 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1). Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В соответствии пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В ходе выездной налоговой проверки установлено занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении УСНО и превышение доходов суммы 60 млн.руб. с 1 квартала 2012 года.
Следовательно, с января 2012 года общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения. В связи с чем, исчисление налогов осуществлено по общей системе налогообложения.
Обязанность ведения бухгалтерского учета предусмотрена статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Согласно положениям статьи 8 Закона N 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
Все представленные обществом документы (приказы об утверждении учетной политики, планы счетов, книги покупок и продаж, главные книги) свидетельствуют об отсутствии в проверяемый период раздельного учета операций по НДС.
Заявителем в ходе проверки были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у налогоплательщика ведения раздельного учета операций по НДС:
- - приказы об утверждении учетной политики от 01.01.2012 б/н на 2012 год и на 2013 год, в которых отсутствует положение о ведении раздельного учета выручки для облагаемых НДС и не облагаемых НДС оборотов;
- - в плане счетов, утвержденном приказами об учетной политике, отсутствуют счета предусматривающие ведение раздельного учета выручки для облагаемых НДС и не облагаемых НДС оборотов;
- - в книге продаж за 2012, книгах покупок за 2012, 2013 годы все суммы доходов и расходов отражены в колонке N 9 (продажи, покупки, освобождаемые от налога);
- - в журналах-ордерах по счету 60.1 "контрагенты, договоры" отсутствуют раздельный учет выручки для облагаемых НДС и не облагаемых НДС оборотов.
Пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Согласно приказам об учетной политике на 2012 и 2013 годы не предусмотрено ведение раздельного учета операций по реализации работ, услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, раздельного учета стоимости сумм НДС по расходам в разрезе видов деятельности, облагаемых и не облагаемых НДС.
Согласно главной книге услуги банка относятся обществом на счет 26 "общехозяйственные расходы", 91.2 "прочие расходы", что также подтверждается п. 17 учетной политики на 2013 год и п. 5.3 приказа на 2012 год. Затраты собранные на счете 26 закрываются счетом 90 "продажи", впоследствии согласно которого выводится прибыль или убыток от финансово-хозяйственной деятельности общества. При этом жилищно-коммунальные услуги обществом предъявляются собственникам жилого и нежилого фонда и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с п. 8.2 приказа об учетной политике на 2012 год и п. 22 приказа на 2013 год на счете 76.7 "расчеты с квартиросъемщиками за услуги ЖКХ". Согласно главных книг и журналов проводок за 2012, 2013 годы счет 76 закрывается счетом 86 "Целевое финансирование". Впоследствии, при оплате собственниками жилищно-коммунальных услуг, они собираются на счете 86, тем самым закрывая начисленные жилищно-коммунальные услуги.
Из условий договоров управления многоквартирными домами следует, что квартплата состоит из коммунальных услуг и услуг по ремонту и содержанию общего имущества.
Обществом представлен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, в котором отсутствуют услуги банка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч.ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 7, 9, 10 п. 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальной услуги могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктами "а" - "в" пункта 31 названных Правил в обязанности исполнителя коммунальной услуги, в числе прочего, вменены обязанности предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что статус управляющей организации неразрывно связан со статусом исполнителя коммунальных услуг, осуществление управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом невозможно.
Следовательно, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации в отношении многоквартирного жилого дома влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Из материалов дела следует, что в договорах управления многоквартирным домом между управляющей компанией и собственниками жилых и нежилых помещений от 01.01.2010, от 01.01.2011, от 07.02.2012 и на 2013 год отсутствуют положения об отнесении на собственников обязанности по уплате услуг банков по переводу денежных средств.
Указанными договорами предусмотрено, что в состав платы включаются оплата на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплата за капитальный ремонт, оплата коммунальных услуг (вывоз мусора и размещение ТБО); в перечне работ и услуг по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме на 2012 год и на 2013 год отсутствуют услуги по приему, переводу платежей; в квитанциях на оплату коммунальных услуг также отсутствует расчет и предъявленная собственникам к оплате сумма расходов по услугам банков; в договорах с банками на прием денежных средств в разделах "Порядок расчетов" в составе вознаграждения (комиссии) НДС не предусмотрен, соответственно из выписки по движению денежных средств по расчетному счету видно, что банки не предъявляют обществу НДС.
Кроме того, услуги по приему денежных средств отсутствуют в Перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Таким образом, в состав размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества в указанных многоквартирных домах расходы по приему платежей за ЖКУ посредническими организациями не включены.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данные расходы являются расходами непосредственно самих управляющих компаний, является обоснованным.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации прием банками денежных средств физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и безналичные переводы этих денежных средств на банковские счета организаций, реализующих данные услуги, относятся к банковским операциям, освобождаемым от НДС.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что обществом не представлены счета-фактуры кредитных учреждений с выделенной суммой НДС, предъявленные к оплате заявителю за оказанные услуги по перечислению денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, бухгалтерские документы (регистры бухгалтерского учета), свидетельствующие о ведении раздельного учета операций облагаемых и необлагаемых НДС.
Согласно подпункту "а" пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных: услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты.
Довод общества о неправомерном доначислении НДС в размере 866 231 руб., отклоняется судом.
В соответствии с п/п 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2010 от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
На основании п/п 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами после принятия на учет товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик считает, что коммунальные услуги по офису, услуги связи, услуги аренды, в связи с тем, что они предъявляются в полном объеме населению, должны быть учтены в необлагаемых услугах. Следовательно, НДС доначисленный в ходе выездной проверки, должен быть уменьшен на сумму 632 608 руб. (759 368 руб. - 126 760 руб.). В приложениях N N 5 - 8, 11 - 14 отражены услуги, предъявленные в адрес общества поставщиками коммунальных услуг, для осуществления хозяйственной деятельности именно управляющей компании, а не для услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов. Аналогично услугам банков по перечислению жилищно-коммунальных услуг, указанные расходы согласно данных представленных в ходе выездной проверки приказов об учетной политике, в п. 5.3 приказа на 2012 год и п. 17 учетной политики на 2013 год "расходы на содержание административного аппарата организации и прочие расходы административно-хозяйственного назначения учитываются на счете 26 "общехозяйственные расходы" и ежемесячно списываются на счет 90 "выручка". Затраты собранные на счете 26 закрываются счетом 90 "продажи", впоследствии согласно которого выводится прибыль или убыток от финансово-хозяйственной деятельности общества. Жилищно-коммунальные услуги обществом предъявляются собственникам жилого и нежилого фонда и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с п. 8.2 приказа об учетной политике на 2012 год и п. 22 приказа на 2013 год на счете 76.7 "расчеты с квартиросъемщиками за услуги ЖКХ". Согласно главным книгам и журналам проводок по сч. 76, 86 за 2012, 2013 годы счет 76 закрывается счетом 86 "Целевое финансирование". Впоследствии, при оплате собственниками жилищно-коммунальных услуг, они собираются на счете 86, тем самым закрывая начисленные жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Анализ представленных в ходе выездной налоговой проверки обществом документов свидетельствует о том, что услуги по управлению, в составе услуг по ремонту и содержанию многоквартирного дома, не могли быть предъявлены собственникам и не предъявлялись в составе платы за коммунальные услуги, а именно:
- в договорах управления многоквартирного дома между управляющей компанией и собственниками от 01.01.2010, от 01.01.2011, от 07.02.2012 и на 2013 год отсутствуют положения об отнесении на собственников обязанности по уплате административно-хозяйственных расходов, управленческих и т.п. расходов, расходов на услуги офиса. Напротив, в указанных договорах прописано, что в состав платы включаются оплата на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, оплата за капитальный ремонт, оплата коммунальных услуг (вывоз мусора и размещение ТБО),
- в перечне работ и услуг по содержанию и ремонту имущества в многоквартирного дома на 2012 год и на 2013 год отсутствуют услуги офиса, административно-хозяйственные, управленческие и т.п. услуги,
- в квитанциях на оплату коммунальных услуг также отсутствует расчет и предъявленная собственникам к оплате сумма расходов по услугам офиса.
Кроме того, услуги по содержанию офиса, административно-хозяйственные, управленческие услуги также отсутствуют в Перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы налогоплательщика по коммунальным услугам, для осуществления хозяйственной деятельности именно управляющей компании не предъявляются собственникам помещений.
В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику был доначислен НДС только с услуг общества по техническому обслуживанию, выполненных непосредственно самим обществом. При этом расходы для осуществления хозяйственной деятельности общества не учитывались при формировании налогооблагаемой выручки для исчисления НДС.
В связи с чем, довод общества о необоснованности доначисленного НДС в размере 632 608 руб. по услугам на содержание самого общества обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Общедомовые нужды.
Согласно абз. 2, 3 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Кроме того, допускается изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг, что предусмотрено ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При отсутствии соответствующего решения общего собрания исполнитель начисляет плату за коммунальную услугу на общедомовые нужды исходя из соответствующего норматива потребления.
Соответственно плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды с потребителей не взимается.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В платежном документе должны быть указаны, в том числе объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подпункт "г" пункта 69 Правил); объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подпункт "д" пункта 69 Правил); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подпункт "е" пункта 69 Правил).
В договоре управления многоквартирным домом между управляющей компанией и собственниками от 07.02.2012 отсутствуют положения об отнесении на собственников обязанности по уплате расходов на общедомовые нужды в части превышения объема коммунальных услуг.
В перечне работ и услуг по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме на 2013 год отсутствуют расходы на общедомовые нужды в части превышения объема коммунальных услуг.
В квитанциях на оплату коммунальных услуг также отсутствует расчет и предъявленная собственникам к оплате сумма расходов на общедомовые нужды в части превышения объема коммунальных услуг.
В связи с изложенным расходы на общедомовые нужды по превышению объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, должен нести исполнитель - ООО "Служба заказчика".
В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику вручены требования о предоставлении документов.
Счета-фактуры по спорным расходам заявителем не представлены, в книгах покупок счета - фактуры на общедомовые нужды отсутствуют.
В представленных счетах-фактурах от ресурсоснабжающих организаций также не выделены затраты на общедомовые нужды.
Поскольку Заявителем обоснованно не могут быть определены указанные расходы, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Штрафные санкции.
Налоговый орган при принятии решений, предусмотренных ст. 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан исследовать наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению в соответствии с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пп. 3 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации перечень обстоятельств, которые могут быть признаны налоговым органом, рассматривающим дело, смягчающими ответственность, является открытым.
Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать принципу справедливости и соразмерности.
Налоговый орган и УФНС России по Республике Башкортостан учли в качестве смягчающих налоговую ответственность следующие обстоятельства:
- - общество является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома (то есть характер деятельности заявителя);
- - превышающий объем коммунальных услуг, предоставленный на общедомовые нужды с мая 2013 года общество оплачивает за счет собственных средств, что привело к убыточной деятельности организации;
- - применение штрафных санкций в полном объеме приведет к ухудшению финансового положения;
- - документы по требованию представлены своевременно и в полном объеме;
- - налоговые декларации представлены своевременно;
- - отсутствие задолженности по уплате текущих налогов.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки и в ходе апелляционного обжалования размер штрафных санкций был уменьшен в общей сложности в 16 раз (в 2 раза налоговым органом при вынесении решения и в 8 раз вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы налогоплательщика), то есть с 1 407 523,40 руб. до 74 237,90 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе рассмотрения материалов проверки и апелляционного обжалования налоговым органом в полной мере учтены принципы соразмерности, тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, в силу чего оснований для дальнейшего снижения штрафных санкций в большем размере с учетом установленных и учтенных ранее смягчающих обстоятельств и ввиду отсутствия документов, подтверждающих иные смягчающие обстоятельства, не имеется.
Оснований для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2016 по делу N А07-1282/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)