Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Милушев Д.Ф. - представитель по доверенности от 30.12.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия-1" - Никонова М.Н. - представитель по доверенности от 02.11.2015,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года по делу N А57-8517/2015 (судья М.А. Волкова)
- по иску Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов, (ОГРН 1026402484349);
- к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" г. Саратов, (ОГРН 1026402205246);
- третьи лица: Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по управлению имуществом Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов;
- о взыскании в пользу ТСЖ "Энергия-1" с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" плату за содержание общего имущества в размере 19995,10 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 7275,26 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; плату за центральное отопление в размере 36012,98 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 2756,14 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 947,32 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; пени за невнесенную плату за центральное отопление в размере 4423,97 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 856 руб., расходов за услуги представителя в сумме 10 000 руб. и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на помещение в размере 200 руб.;
- установил:
товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) о взыскании за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 3424,39 руб. с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 1160,07 руб. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за отопление в размере 25522,94 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 24 апреля 2014 года; пени за невнесенную плату за отопление в размере 5773,10 руб. с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2192 руб., по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на помещение в размере 200 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены: с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Энергия-1" взысканы денежные средства по оплате за содержание общего имущества в размере 14087 руб. 86 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года, пени в размере 3424 руб. 39 коп. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; оплату за ремонт общего имущества в размере 4837 руб. 78 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года, пени в размере 1160 руб. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; пени несвоевременную плату за отопление в размере 25522 руб. 94 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 24 апреля 2014 года, пени несвоевременную плату за отопление в размере 5773 руб. 10 коп. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2192 руб., расходы по оплате услуг представителя 10000 руб., расходы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ в размере 200 руб., в остальной части производство по делу прекращено.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель товарищества собственников жилья "Энергия-1" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Энергия-1" было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2001 и является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания ТСЖ Энергия-1" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 31А.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником нежилого помещения, общей площадью 52,6 м{\super 2, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 31А, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости.
Из ответа Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 30.07.2015 г. N 07-08/19584 следует, что данное нежилое помещение значилось в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в период с апреля 2012 г. по 26 февраля 2015 г. Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 26.02.2014 года N 721-р указанный объект исключен из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" (договор купли-продажи 840-ан от 18.10.2013). Договор аренды объекта муниципального нежилого фонда по данному помещению ни с кем в спорный период не заключался, договор на содержание и ремонт общего имущества собственников, а также договор на получение тепловых ресурсов на нужды отопления МО заключать отказалось. Таким образом, собственником помещения является муниципальное образование "Город Саратов".
Истец рассчитал размер платы за содержание и ремонт общего имущества из расчета ежемесячной платы за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами, лифтом, мусоропроводом (недействующим)".
За содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года.
За ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года.
За центральное отопление в размере 36012,98 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Из анализа приведенной нормы следует, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих жилое помещение на законных основаниях. Лица, обладающие законными правами на помещения в многоквартирном доме, обязаны вносить плату за помещение и коммунальные услуги непосредственно в ТСЖ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказании услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, которая устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.98 г. N 10-П, определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производится в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке. Несмотря на то, что ответчик не является членом ТСЖ, указанные выше решения общего собрания являются для него обязательными.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСЖ; отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСЖ либо от заключения договора с ТСЖ не освобождает их от участия в несении расходов на содержание общего имущества.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Решения общего собрания членов ТСЖ (протокол от 28.05.2012, от 22.04.2014 об установлении тарифов) были приняты в соответствии со ст. 145, 146 Жилищного кодекса РФ и никем не оспорены.
Решениями, изложенными в протоколах общих собраний членов ТСЖ "Энергия-1", размер ежемесячной платы:
- за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами кроме лифта и мусоропровода" установлен в период: с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 7,35 руб./м2; с 01 июля 2012 года по 30 апреля 2014 года в размере 10,49 руб./м2; с 01 мая 2014 по настоящее время в размере 11,64 руб./м2;
- за ремонт жилья установлен в период: с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 1,57 руб./м2; с 01 июля 2012 года по 30 апреля 2014 года в размере 3,72 руб./м2; с 01 мая 2014 года по настоящее время в размере 4,72 руб./м2.
Требования истца основаны на нормах действующего законодательства.
Также истцом предоставлен расчет потребленной ответчиком тепловой энергии и теплоносителя за период с апреля 2012 г. по март 2015 г. исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику и в соответствии с выставленными счетами энергетической компании (ОАО "ВоТГК) по тарифам, установленным Постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Истец регулярно направлял в КУИ Администрации Муниципального образования "Город Саратов" счета на оплату, счета-фактуры, акты, однако указанные счета возвращались обратно истцу без оплаты. С пояснениями, что решением Саратовской городской Думы от 20.122011 года N 10-121 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2012 год, на 2013 год, на 2014 год, предусмотрено выделение денежных средств на покрытие затрат, связанных с оплатой за теплоэнергию по объектам муниципального нежилого фонда свободным от пользователей, переданным в аренду и безвозмездное пользование.
В результате за ответчиком сложилась задолженность: за содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 15 июня 2014 г.; за ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 15 июня 2014 г.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникают на основании требования закона.
На сложившуюся задолженность истец начислил пени:
- за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 3424,39 руб. с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.;
- за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 1160,07 руб. за период с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.;
- за невнесенную плату за отопление в размере 25522,94 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 24 апреля 2014 г.;
- за невнесенную плату за отопление в размере 5773,10 руб. с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.
В соответствии с положениями п. 1 и п. 14 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение о и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Требования истца о применении ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых соответствуют Указанию Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
На основании изложенного исковые требования истца правомерно удовлетворены в полном размере.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Кроме того, истец просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. и расходы в размере 200 руб. за представленную им выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В материалах дела имеется заявление истца о возмещении ему в случае удовлетворения иска расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб. и расходов в размере 200 руб. за представленную им выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование своих требований заявитель представил договор N 3 на абонентское обслуживание по оказанию юридических услуг от 02.03.2015 с приложениями N 1 и N 2 акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет на оплату и платежное поручение на сумму 10000 руб., в соответствии с указанным счетом.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 20 информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, обязано доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установив факт оказания и оплаты услуг представителя по настоящему делу, принимая во внимание, сложность и продолжительность рассматриваемого дела, характер спора, фактические обстоятельства рассматриваемого дела, количество и характер подготовленных документов, объем доказательственной базы, суд первой инстанции правомерно взыскал сумму судебных расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года по делу N А57-8517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2016 ПО ДЕЛУ N А57-8517/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N А57-8517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "11" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Милушев Д.Ф. - представитель по доверенности от 30.12.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия-1" - Никонова М.Н. - представитель по доверенности от 02.11.2015,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года по делу N А57-8517/2015 (судья М.А. Волкова)
- по иску Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов, (ОГРН 1026402484349);
- к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" г. Саратов, (ОГРН 1026402205246);
- третьи лица: Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по управлению имуществом Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов;
- о взыскании в пользу ТСЖ "Энергия-1" с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" плату за содержание общего имущества в размере 19995,10 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 7275,26 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; плату за центральное отопление в размере 36012,98 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 2756,14 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 947,32 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; пени за невнесенную плату за центральное отопление в размере 4423,97 руб., за период с 11 мая 2012 года по 12 апреля 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 856 руб., расходов за услуги представителя в сумме 10 000 руб. и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на помещение в размере 200 руб.;
- установил:
товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) о взыскании за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" платы за содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года; пени за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 3424,39 руб. с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; плату за ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года; пени за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 1160,07 руб. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; пени за невнесенную плату за отопление в размере 25522,94 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 24 апреля 2014 года; пени за невнесенную плату за отопление в размере 5773,10 руб. с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2192 руб., по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на помещение в размере 200 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены: с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Энергия-1" взысканы денежные средства по оплате за содержание общего имущества в размере 14087 руб. 86 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года, пени в размере 3424 руб. 39 коп. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; оплату за ремонт общего имущества в размере 4837 руб. 78 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года, пени в размере 1160 руб. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; пени несвоевременную плату за отопление в размере 25522 руб. 94 коп. за период с 03 апреля 2012 года по 24 апреля 2014 года, пени несвоевременную плату за отопление в размере 5773 руб. 10 коп. за период с 11 мая 2012 года по 30 ноября 2015 года; судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2192 руб., расходы по оплате услуг представителя 10000 руб., расходы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ в размере 200 руб., в остальной части производство по делу прекращено.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель товарищества собственников жилья "Энергия-1" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Энергия-1" было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2001 и является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания ТСЖ Энергия-1" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 31А.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником нежилого помещения, общей площадью 52,6 м{\super 2, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 31А, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости.
Из ответа Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 30.07.2015 г. N 07-08/19584 следует, что данное нежилое помещение значилось в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в период с апреля 2012 г. по 26 февраля 2015 г. Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 26.02.2014 года N 721-р указанный объект исключен из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" (договор купли-продажи 840-ан от 18.10.2013). Договор аренды объекта муниципального нежилого фонда по данному помещению ни с кем в спорный период не заключался, договор на содержание и ремонт общего имущества собственников, а также договор на получение тепловых ресурсов на нужды отопления МО заключать отказалось. Таким образом, собственником помещения является муниципальное образование "Город Саратов".
Истец рассчитал размер платы за содержание и ремонт общего имущества из расчета ежемесячной платы за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами, лифтом, мусоропроводом (недействующим)".
За содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года.
За ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 года по 15 июня 2014 года.
За центральное отопление в размере 36012,98 руб., за период с 03 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Из анализа приведенной нормы следует, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих жилое помещение на законных основаниях. Лица, обладающие законными правами на помещения в многоквартирном доме, обязаны вносить плату за помещение и коммунальные услуги непосредственно в ТСЖ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказании услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, которая устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.98 г. N 10-П, определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производится в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке. Несмотря на то, что ответчик не является членом ТСЖ, указанные выше решения общего собрания являются для него обязательными.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСЖ; отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСЖ либо от заключения договора с ТСЖ не освобождает их от участия в несении расходов на содержание общего имущества.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Решения общего собрания членов ТСЖ (протокол от 28.05.2012, от 22.04.2014 об установлении тарифов) были приняты в соответствии со ст. 145, 146 Жилищного кодекса РФ и никем не оспорены.
Решениями, изложенными в протоколах общих собраний членов ТСЖ "Энергия-1", размер ежемесячной платы:
- за содержание жилья в многоквартирном жилом доме со степенью благоустройства - "жилые дома со всеми удобствами кроме лифта и мусоропровода" установлен в период: с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 7,35 руб./м2; с 01 июля 2012 года по 30 апреля 2014 года в размере 10,49 руб./м2; с 01 мая 2014 по настоящее время в размере 11,64 руб./м2;
- за ремонт жилья установлен в период: с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 1,57 руб./м2; с 01 июля 2012 года по 30 апреля 2014 года в размере 3,72 руб./м2; с 01 мая 2014 года по настоящее время в размере 4,72 руб./м2.
Требования истца основаны на нормах действующего законодательства.
Также истцом предоставлен расчет потребленной ответчиком тепловой энергии и теплоносителя за период с апреля 2012 г. по март 2015 г. исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику и в соответствии с выставленными счетами энергетической компании (ОАО "ВоТГК) по тарифам, установленным Постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Истец регулярно направлял в КУИ Администрации Муниципального образования "Город Саратов" счета на оплату, счета-фактуры, акты, однако указанные счета возвращались обратно истцу без оплаты. С пояснениями, что решением Саратовской городской Думы от 20.122011 года N 10-121 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2012 год, на 2013 год, на 2014 год, предусмотрено выделение денежных средств на покрытие затрат, связанных с оплатой за теплоэнергию по объектам муниципального нежилого фонда свободным от пользователей, переданным в аренду и безвозмездное пользование.
В результате за ответчиком сложилась задолженность: за содержание общего имущества в размере 14087,86 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 15 июня 2014 г.; за ремонт общего имущества в размере 4837,78 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 15 июня 2014 г.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникают на основании требования закона.
На сложившуюся задолженность истец начислил пени:
- за невнесенную плату за содержание общего имущества в размере 3424,39 руб. с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.;
- за невнесенную плату за ремонт общего имущества в размере 1160,07 руб. за период с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.;
- за невнесенную плату за отопление в размере 25522,94 руб. за период с 03 апреля 2012 г. по 24 апреля 2014 г.;
- за невнесенную плату за отопление в размере 5773,10 руб. с 11 мая 2012 г. по 30 ноября 2015 г.
В соответствии с положениями п. 1 и п. 14 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение о и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Требования истца о применении ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых соответствуют Указанию Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
На основании изложенного исковые требования истца правомерно удовлетворены в полном размере.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Кроме того, истец просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. и расходы в размере 200 руб. за представленную им выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В материалах дела имеется заявление истца о возмещении ему в случае удовлетворения иска расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб. и расходов в размере 200 руб. за представленную им выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование своих требований заявитель представил договор N 3 на абонентское обслуживание по оказанию юридических услуг от 02.03.2015 с приложениями N 1 и N 2 акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет на оплату и платежное поручение на сумму 10000 руб., в соответствии с указанным счетом.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 20 информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, обязано доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установив факт оказания и оплаты услуг представителя по настоящему делу, принимая во внимание, сложность и продолжительность рассматриваемого дела, характер спора, фактические обстоятельства рассматриваемого дела, количество и характер подготовленных документов, объем доказательственной базы, суд первой инстанции правомерно взыскал сумму судебных расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2015 года по делу N А57-8517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)