Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: Стрижнева П.В. по доверенности от 30.01.2016; Соколовой Г.В. по доверенности от 10.08.2015;
- от заинтересованного лица: Федькушовой М.А. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11484/2016) ООО "Нева" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2016 по делу N А56-88754/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Нева"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
ООО "Нева" (197342, Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 41, корп. 7, ОГРН 1147847052792, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 88-90, лит. А, далее - ГЖИ, инспекция) от 21.07.2015 N 02/762.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Нева" отказано, в связи с законностью оспариваемого предписания.
Не согласившись с решением суда, ООО "Нева" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Нева" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что лифтовое оборудование от застройщика ООО "СТОУН" управляющей компанией не принималось, следовательно, обязанность обеспечения безопасной эксплуатации пассажирского лифта и его ремонту у общества отсутствует.
Представитель ГЖИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 21.07.2015 специалистами ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 20.07.2015 N 02/762-р проведена внеплановая выездная проверка ООО "Нева" по вопросу эксплуатации лифтового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 74, корп. 3. Основанием для проведения проверки послужило обращение гр. Егорова Д.В. N 8162/15-1.
По результатам обследования 21.07.2015 составлен акт N 02/762, в котором зафиксировано, что в нарушение пунктов 5.10.2, 5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 74, корп. 3. один из пассажирских лифтов находится в неисправном техническом состоянии.
Выявленное нарушение послужило основанием для направления 21.07.2015 управляющей компании предписания N 02/7622, в котором указано на необходимость до 30.10.2015 принять необходимые меры в части обеспечения исправного состояния лифтового оборудования для обеспечения собственников/пользователей помещений жилищными услугами в полном объеме.
ООО "Нева" с указанным предписанием административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга 23.11.2004 N 1849, инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 776 "Об утверждении порядка осуществления регионального жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга" предусмотрено право инспекции проводить проверки обязательных требований, в том числе, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Деятельность инспекции в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Предметом проверок, проводимых инспекцией, является соблюдение обязательных требований, указанных в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.
В данном случае, проверка проведена на основании обращения гр. Егорова Д.В. (вх. N 8162/15-1).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе, по надлежащему содержанию имущества многоквартирного жилого дома.
Таким образом, по результатам проверки инспекция вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
ООО "Нева" осуществляет управление многоквартирным домом 74 корпус 3 по Ленинскому проспекту в Санкт-Петербурге и действует на основании договора от 03.06.2015.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
При этом подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В пункте 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: а) технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; б) осмотров; в) подготовки к сезонной эксплуатации; г) текущего ремонта; д) капитального ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация в том числе, обеспечивает соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Следовательно, для признания законным оспариваемого предписания необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Материалами административного дела подтверждается, что ООО "Нева" является эксплуатирующей организацией в понимании пункта 5.10.2 Правил N 170. Общество осуществляет функции управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский, д. 74 корп. 3, на основании договора управления, согласно которому общество добровольно приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу общества о том, что в связи с неисправным состоянием, лифтовое оборудование от застройщика ООО "СТОУН", управляющей компанией не принималось.
Указанное утверждение противоречит представленным в дело актам полного технического освидетельствования лифтов от 15.04.2015 (с приложенными к ним протоколами проверки функционирования лифта и устройств безопасности лифта), выданных ООО "Региональный Центр Сертификации", из которых следует, что лифты находились в исправном техническом состоянии (л.д. 77-91).
Кроме того, согласно заключенному между ООО "Нева" и ООО "РСК-СЕРВИС" договору от 27.05.2015 на техническое обслуживание лифтов, управляющая компания является заказчиком и в силу п. 2.3 указанного договора исполнитель производит замену вышедших из строя конструкций, оборудования и частей лифтов по согласованию с заказчиком.
Названные доказательства подтверждают факт передачи лифтового оборудования на обслуживание управляющей компании.
С учетом вышеизложенного, ГЖИ правомерно, в пределах предоставленных полномочий, выдала предписание об устранении выявленных нарушений управляющей компании.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2016 года по делу N А56-88754/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Нева" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 13АП-11484/2016 ПО ДЕЛУ N А56-88754/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 13АП-11484/2016
Дело N А56-88754/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: Стрижнева П.В. по доверенности от 30.01.2016; Соколовой Г.В. по доверенности от 10.08.2015;
- от заинтересованного лица: Федькушовой М.А. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11484/2016) ООО "Нева" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2016 по делу N А56-88754/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Нева"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
ООО "Нева" (197342, Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 41, корп. 7, ОГРН 1147847052792, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 88-90, лит. А, далее - ГЖИ, инспекция) от 21.07.2015 N 02/762.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Нева" отказано, в связи с законностью оспариваемого предписания.
Не согласившись с решением суда, ООО "Нева" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Нева" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что лифтовое оборудование от застройщика ООО "СТОУН" управляющей компанией не принималось, следовательно, обязанность обеспечения безопасной эксплуатации пассажирского лифта и его ремонту у общества отсутствует.
Представитель ГЖИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 21.07.2015 специалистами ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 20.07.2015 N 02/762-р проведена внеплановая выездная проверка ООО "Нева" по вопросу эксплуатации лифтового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 74, корп. 3. Основанием для проведения проверки послужило обращение гр. Егорова Д.В. N 8162/15-1.
По результатам обследования 21.07.2015 составлен акт N 02/762, в котором зафиксировано, что в нарушение пунктов 5.10.2, 5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 74, корп. 3. один из пассажирских лифтов находится в неисправном техническом состоянии.
Выявленное нарушение послужило основанием для направления 21.07.2015 управляющей компании предписания N 02/7622, в котором указано на необходимость до 30.10.2015 принять необходимые меры в части обеспечения исправного состояния лифтового оборудования для обеспечения собственников/пользователей помещений жилищными услугами в полном объеме.
ООО "Нева" с указанным предписанием административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга 23.11.2004 N 1849, инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 776 "Об утверждении порядка осуществления регионального жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга" предусмотрено право инспекции проводить проверки обязательных требований, в том числе, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Деятельность инспекции в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Предметом проверок, проводимых инспекцией, является соблюдение обязательных требований, указанных в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.
В данном случае, проверка проведена на основании обращения гр. Егорова Д.В. (вх. N 8162/15-1).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе, по надлежащему содержанию имущества многоквартирного жилого дома.
Таким образом, по результатам проверки инспекция вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
ООО "Нева" осуществляет управление многоквартирным домом 74 корпус 3 по Ленинскому проспекту в Санкт-Петербурге и действует на основании договора от 03.06.2015.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
При этом подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В пункте 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: а) технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; б) осмотров; в) подготовки к сезонной эксплуатации; г) текущего ремонта; д) капитального ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация в том числе, обеспечивает соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Следовательно, для признания законным оспариваемого предписания необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Материалами административного дела подтверждается, что ООО "Нева" является эксплуатирующей организацией в понимании пункта 5.10.2 Правил N 170. Общество осуществляет функции управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский, д. 74 корп. 3, на основании договора управления, согласно которому общество добровольно приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу общества о том, что в связи с неисправным состоянием, лифтовое оборудование от застройщика ООО "СТОУН", управляющей компанией не принималось.
Указанное утверждение противоречит представленным в дело актам полного технического освидетельствования лифтов от 15.04.2015 (с приложенными к ним протоколами проверки функционирования лифта и устройств безопасности лифта), выданных ООО "Региональный Центр Сертификации", из которых следует, что лифты находились в исправном техническом состоянии (л.д. 77-91).
Кроме того, согласно заключенному между ООО "Нева" и ООО "РСК-СЕРВИС" договору от 27.05.2015 на техническое обслуживание лифтов, управляющая компания является заказчиком и в силу п. 2.3 указанного договора исполнитель производит замену вышедших из строя конструкций, оборудования и частей лифтов по согласованию с заказчиком.
Названные доказательства подтверждают факт передачи лифтового оборудования на обслуживание управляющей компании.
С учетом вышеизложенного, ГЖИ правомерно, в пределах предоставленных полномочий, выдала предписание об устранении выявленных нарушений управляющей компании.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2016 года по делу N А56-88754/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Нева" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)