Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мелентьевой А.Р., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Владимировой К.Н., рассмотрев в предварительном, а затем в открытом судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
При участии представителей:
истца: Шадрина О.В. - председатель (протокол заседания правления от 21.08.2015 N 3, паспорт),
ответчика: Николаев Н.Н. - представитель (доверенность от 09.03.2016 N 51400-04-38/008),
Товарищество собственников жилья "Удмуртская 271" (далее - ТСЖ "Удмуртская 271") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
Поскольку согласно пункту 2 определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2016 стороны предупреждены о возможности перехода в предварительном судебном заседании к судебному разбирательству по существу и собранные по делу доказательства позволяют рассмотреть спор по существу, арбитражный суд при отсутствии возражений сторон завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу в судебном заседании на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), абзаца 2 пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дел к судебному разбирательству".
Представитель истца требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2011 года между ООО "УКС" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Удмуртская 271" (потребитель) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N К2468 (л.д. 13 - 25).
В соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) (далее - тепловую энергию (мощность)) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 7.1 с 14.10.2011 по 13.10.2012 включительно, по истечении указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении его действие продлено на неопределенный период на тех же условиях на основании пункта 7.2 договора и пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Порядок оплаты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель установлен сторонами в приложении N 4 к договору (л.д. 20). Расчетным периодом по договору принимается один календарный месяц (пункты 4.3, 4.4 договора).
В соответствии с пунктами 1, 2 приложения N 4 к договору периодами платежа за тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель являются: с 1 по 4, с 5 по 17, с 18 по предпоследнее число текущего месяца. Оплата за тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель производится потребителем исходя из договорного количества тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителя за соответствующий период, в следующем порядке:
- - до 5 числа текущего месяца - 100% плановой общей стоимости за мощность;
- - до 18 числа текущего месяца - платеж в размере 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
- - до последнего числа текущего месяца - платеж в размере 50% от плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
- - до 10 числа месяца, следующего за расчетным, осуществляется оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность), теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем.
В период с января по август 2014 года ответчик произвел расчет за горячее водоснабжение в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", выставив истцу плату за поставленный коммунальный ресурс с учетом удельного расхода тепловой энергии на подогрев.
В октябре 2014 года ответчиком произведен перерасчет стоимости поставленной горячей воды и доначислена плата за поставленную горячую воду за период с января по август 2014 в размере 108 734 руб. 07 коп.
В период с сентября по декабрь 2014 года расчет платы за горячую воду произведен ответчиком без учета положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению". Согласно расчету истца необоснованно начисленная плата за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2014 года составила 87 092 руб. 86 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия о снижении размера платы за горячее водоснабжение и объема поставленного ресурса (горячей воды) от 04.05.2016 (л.д. 67 - 69) оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с исковыми требованиями о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает, что первоначальные исковые требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ответчиком тепловой энергии и горячей воды истцу в 2014 году подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ).
ТСЖ "Удмуртская 271" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ООО "УКС", горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
ТСЖ "Удмуртская 271" указывает, что расчет платы за ГВС в 2014 года ответчиком должен быть произведен в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Согласно расчету ТСЖ "Удмуртская 271" необоснованно начисленная плата за горячее водоснабжение в период с 01 января по 31 августа 2014 года составляет 108 734 руб. 07 коп., за период с 01 сентября по 31 декабря 2014 года составляет 87 092 руб. 86 коп.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 368 руб. 80 коп. (компонент на тепловую энергию), 11 руб. 62 коп. (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 426 руб. 33 коп. (компонент на тепловую энергию), 12 руб. 10 коп. (компонент на холодную воду).
Указанное постановление в исковой период не оспорено, не подлежащим применению не признано, в связи с чем, расчеты сторон в спорный период должны производиться с учетом утвержденного в установленном порядке двухкомпонентного тарифа.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
Указанный показатель для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
22.06.2015 Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", поскольку факт не оборудования спорных МКД ИПУ, позволяющими вести учет принятых ресурсов по двум компонентам (в части ГВС), не оспаривается сторонами, к отношениям сторон настоящего спора подлежит применению распоряжение N 38-р, подпунктом 1 пункта 1 которого разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию). В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1). При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014. Данное распоряжение не отменено и подлежит применению.
Ресурсоснабжающая организация обязана применять в расчетах с исполнителем коммунальных услуг утвержденный временными рекомендациями порядок расчетов. При этом наличие общедомового прибора учета при отсутствии у граждан приборов учета, позволяющих производить раздельный учет тепловой энергии на подогрев воды и поступающей для нужд ГВС холодной воды, в данном случае не может служить основанием для расчета объема потребленной горячей воды по показаниям общедомового потребления без учета Временных методических рекомендаций. Утвержденный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды учитывает все расходы ООО "УКС" для производства коммунального ресурса. Более того ООО "УКС" в целях ограничения роста платы за коммунальные ресурсы обязано было применять указанные временные рекомендации.
Действующее жилищное законодательство позволяет производить расчет стоимости потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета или нормативов потребления.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не утвержден; жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Удмуртская 271", не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту.
ТСЖ "Удмуртская 271", являясь исполнителем коммунальных услуг, действует в интересах жителей, без цели извлечения коммерческой прибыли для себя от деятельности по предоставлению коммунальных услуг, следовательно, ООО "УКС" не должна предъявлять к оплате сумму более, чем ТСЖ "Удмуртская 271" вправе выставить потребителям - жителям многоквартирного дома.
С учетом изложенного судом признаны обоснованными доводы истца о необходимости применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией (ответчиком) и исполнителем коммунальных услуг (истцом) порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
В связи с изложенным, требования истца в части понуждения ответчика в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу снизить размер платы ТСЖ "Удмуртская 271" за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с января по декабрь 2014 года на сумму 195 826 руб. 93 коп. следует удовлетворить.
Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выбранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Предъявленный иск должен способствовать восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, то есть в результате удовлетворения иска должен удовлетворяться материально-правовой интерес лица, обратившегося за судебной защитой.
Истец по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения ответчиком своих прав и законных интересов; указать, какое его право нарушено и в чем заключается это нарушение.
Избранный заинтересованным лицом способ защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление этого права (статья 4 АПК РФ, статьи 11, 12 ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства истец не отрицал, что ООО "УКС" свои обязательства по направлению ему первичной документации (счетов-фактур и актов поданной принятой тепловой энергии) исполнило в спорный период. При этом ТСЖ "Удмуртская 271", получив указанные документы, самостоятельно исчислило стоимость горячего водоснабжения в 2014 году с учетом удельного коэффициента, установленного Распоряжением N 38-р.
Истцом не приведены основания (договор или закон) наличия у ответчика обязанности по совершению действий, произвести которые истец просит суд обязать ответчика (направление корректировочных счетов, отзыв корректировочных/неверно предъявленных счетов).
В статьях 539, 541, 544 ГК РФ такая обязанность поставщика коммунальных ресурсов не предусмотрена. Заключенный между сторонами договор также не предусматривает направление корректировочных счетов - фактур в случае изменения объемов и стоимости потребленных коммунальных ресурсов.
Также суд исходит из того, что по смыслу положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах надлежит исправлять только те ошибки, которые препятствуют покупателю получить вычет по налогу на добавленную стоимость, между тем, истец плательщиком НДС в силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не является и, соответственно, не имеет права на вычет по НДС.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что истцом не приведены надлежащие основания в обоснование доводов о нарушении его законных прав и интересов ответчиком, связанных с отказом от направления в его адрес корректировочных счетов-фактур, связанных с изменением в период 2014 года стоимости коммунальных ресурсов; а также то, каким образом удовлетворение заявленных исковых требований приведет к восстановлению прав ТСЖ "Удмуртская 271", учитывая, что требования истца о снижении размера платы за горячее водоснабжение судом удовлетворены. В удовлетворении исковых требований в указанной части истцу следует отказать.
С учетом принятого по делу решения и в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком истцу в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 15, 110, 167 - 171, 176, 181 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу снизить размер платы товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с января по декабрь 2014 года на сумму 195 826 рублей 93 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в пользу товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) 6 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N А71-5736/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А71-5736/2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мелентьевой А.Р., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Владимировой К.Н., рассмотрев в предварительном, а затем в открытом судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
При участии представителей:
истца: Шадрина О.В. - председатель (протокол заседания правления от 21.08.2015 N 3, паспорт),
ответчика: Николаев Н.Н. - представитель (доверенность от 09.03.2016 N 51400-04-38/008),
установил:
Товарищество собственников жилья "Удмуртская 271" (далее - ТСЖ "Удмуртская 271") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
Поскольку согласно пункту 2 определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2016 стороны предупреждены о возможности перехода в предварительном судебном заседании к судебному разбирательству по существу и собранные по делу доказательства позволяют рассмотреть спор по существу, арбитражный суд при отсутствии возражений сторон завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу в судебном заседании на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), абзаца 2 пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дел к судебному разбирательству".
Представитель истца требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2011 года между ООО "УКС" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Удмуртская 271" (потребитель) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N К2468 (л.д. 13 - 25).
В соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) (далее - тепловую энергию (мощность)) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 7.1 с 14.10.2011 по 13.10.2012 включительно, по истечении указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении его действие продлено на неопределенный период на тех же условиях на основании пункта 7.2 договора и пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Порядок оплаты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель установлен сторонами в приложении N 4 к договору (л.д. 20). Расчетным периодом по договору принимается один календарный месяц (пункты 4.3, 4.4 договора).
В соответствии с пунктами 1, 2 приложения N 4 к договору периодами платежа за тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель являются: с 1 по 4, с 5 по 17, с 18 по предпоследнее число текущего месяца. Оплата за тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель производится потребителем исходя из договорного количества тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителя за соответствующий период, в следующем порядке:
- - до 5 числа текущего месяца - 100% плановой общей стоимости за мощность;
- - до 18 числа текущего месяца - платеж в размере 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
- - до последнего числа текущего месяца - платеж в размере 50% от плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
- - до 10 числа месяца, следующего за расчетным, осуществляется оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность), теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем.
В период с января по август 2014 года ответчик произвел расчет за горячее водоснабжение в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", выставив истцу плату за поставленный коммунальный ресурс с учетом удельного расхода тепловой энергии на подогрев.
В октябре 2014 года ответчиком произведен перерасчет стоимости поставленной горячей воды и доначислена плата за поставленную горячую воду за период с января по август 2014 в размере 108 734 руб. 07 коп.
В период с сентября по декабрь 2014 года расчет платы за горячую воду произведен ответчиком без учета положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению". Согласно расчету истца необоснованно начисленная плата за горячее водоснабжение в период с сентября по декабрь 2014 года составила 87 092 руб. 86 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия о снижении размера платы за горячее водоснабжение и объема поставленного ресурса (горячей воды) от 04.05.2016 (л.д. 67 - 69) оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с исковыми требованиями о снижении размера платы за горячее водоснабжение за 2014 год.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает, что первоначальные исковые требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ответчиком тепловой энергии и горячей воды истцу в 2014 году подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ).
ТСЖ "Удмуртская 271" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ООО "УКС", горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
ТСЖ "Удмуртская 271" указывает, что расчет платы за ГВС в 2014 года ответчиком должен быть произведен в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Согласно расчету ТСЖ "Удмуртская 271" необоснованно начисленная плата за горячее водоснабжение в период с 01 января по 31 августа 2014 года составляет 108 734 руб. 07 коп., за период с 01 сентября по 31 декабря 2014 года составляет 87 092 руб. 86 коп.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 368 руб. 80 коп. (компонент на тепловую энергию), 11 руб. 62 коп. (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 426 руб. 33 коп. (компонент на тепловую энергию), 12 руб. 10 коп. (компонент на холодную воду).
Указанное постановление в исковой период не оспорено, не подлежащим применению не признано, в связи с чем, расчеты сторон в спорный период должны производиться с учетом утвержденного в установленном порядке двухкомпонентного тарифа.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
Указанный показатель для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
22.06.2015 Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", поскольку факт не оборудования спорных МКД ИПУ, позволяющими вести учет принятых ресурсов по двум компонентам (в части ГВС), не оспаривается сторонами, к отношениям сторон настоящего спора подлежит применению распоряжение N 38-р, подпунктом 1 пункта 1 которого разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию). В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1). При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014. Данное распоряжение не отменено и подлежит применению.
Ресурсоснабжающая организация обязана применять в расчетах с исполнителем коммунальных услуг утвержденный временными рекомендациями порядок расчетов. При этом наличие общедомового прибора учета при отсутствии у граждан приборов учета, позволяющих производить раздельный учет тепловой энергии на подогрев воды и поступающей для нужд ГВС холодной воды, в данном случае не может служить основанием для расчета объема потребленной горячей воды по показаниям общедомового потребления без учета Временных методических рекомендаций. Утвержденный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды учитывает все расходы ООО "УКС" для производства коммунального ресурса. Более того ООО "УКС" в целях ограничения роста платы за коммунальные ресурсы обязано было применять указанные временные рекомендации.
Действующее жилищное законодательство позволяет производить расчет стоимости потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета или нормативов потребления.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не утвержден; жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Удмуртская 271", не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту.
ТСЖ "Удмуртская 271", являясь исполнителем коммунальных услуг, действует в интересах жителей, без цели извлечения коммерческой прибыли для себя от деятельности по предоставлению коммунальных услуг, следовательно, ООО "УКС" не должна предъявлять к оплате сумму более, чем ТСЖ "Удмуртская 271" вправе выставить потребителям - жителям многоквартирного дома.
С учетом изложенного судом признаны обоснованными доводы истца о необходимости применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией (ответчиком) и исполнителем коммунальных услуг (истцом) порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
В связи с изложенным, требования истца в части понуждения ответчика в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу снизить размер платы ТСЖ "Удмуртская 271" за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с января по декабрь 2014 года на сумму 195 826 руб. 93 коп. следует удовлетворить.
Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выбранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Предъявленный иск должен способствовать восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, то есть в результате удовлетворения иска должен удовлетворяться материально-правовой интерес лица, обратившегося за судебной защитой.
Истец по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения ответчиком своих прав и законных интересов; указать, какое его право нарушено и в чем заключается это нарушение.
Избранный заинтересованным лицом способ защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление этого права (статья 4 АПК РФ, статьи 11, 12 ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства истец не отрицал, что ООО "УКС" свои обязательства по направлению ему первичной документации (счетов-фактур и актов поданной принятой тепловой энергии) исполнило в спорный период. При этом ТСЖ "Удмуртская 271", получив указанные документы, самостоятельно исчислило стоимость горячего водоснабжения в 2014 году с учетом удельного коэффициента, установленного Распоряжением N 38-р.
Истцом не приведены основания (договор или закон) наличия у ответчика обязанности по совершению действий, произвести которые истец просит суд обязать ответчика (направление корректировочных счетов, отзыв корректировочных/неверно предъявленных счетов).
В статьях 539, 541, 544 ГК РФ такая обязанность поставщика коммунальных ресурсов не предусмотрена. Заключенный между сторонами договор также не предусматривает направление корректировочных счетов - фактур в случае изменения объемов и стоимости потребленных коммунальных ресурсов.
Также суд исходит из того, что по смыслу положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах надлежит исправлять только те ошибки, которые препятствуют покупателю получить вычет по налогу на добавленную стоимость, между тем, истец плательщиком НДС в силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не является и, соответственно, не имеет права на вычет по НДС.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что истцом не приведены надлежащие основания в обоснование доводов о нарушении его законных прав и интересов ответчиком, связанных с отказом от направления в его адрес корректировочных счетов-фактур, связанных с изменением в период 2014 года стоимости коммунальных ресурсов; а также то, каким образом удовлетворение заявленных исковых требований приведет к восстановлению прав ТСЖ "Удмуртская 271", учитывая, что требования истца о снижении размера платы за горячее водоснабжение судом удовлетворены. В удовлетворении исковых требований в указанной части истцу следует отказать.
С учетом принятого по делу решения и в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком истцу в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 15, 110, 167 - 171, 176, 181 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу снизить размер платы товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с января по декабрь 2014 года на сумму 195 826 рублей 93 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в пользу товарищества собственников жилья "Удмуртская 271", г. Ижевск (ОГРН 1111831014350, ИНН 1831149900) 6 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
А.Р.МЕЛЕНТЬЕВА
А.Р.МЕЛЕНТЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)