Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газиевой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело N А60-17101/2017
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ООО "УК") (ИНН 6676002650, ОГРН 1146676000239)
к Открытому акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС") (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
об обязании ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя
от ответчика: не явился, извещен. ув. 620993 09 45952 7
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Истец ООО "УК" обратился в арбитражный суд к ответчику ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" с исковым заявлением об обязании ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В предварительное заседание истец представил дополнительные пояснения (изложены в определении от 26.05.17.
В настоящее заседание от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, при этом истец представил акты разграничения балансовой принадлежности, поддержал заявленные требования и просит обязать ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении следующих многоквартирных домов в городе Тавда Свердловской области: ул. 9-е Января, 85-А, ул. Ленина, 92, ул. Ленина, 106, ул. Ленина, 124, ул. Ленина, 122, ул. Ленина, 126, ул. Ленина, 90-А, ул. Ленина, 85, ул. Ленина, 87, ул. М. Горького, 15, ул. М. Горького, 31, ул. М. Горького, 33, ул. М. Горького, 25, ул. М. Горького, 43, ул. М. Горького, 45, ул. М. Горького, 35, ул. М. Горького, 37, ул. М. Горького, 27, ул. М. Горького, 23, ул. М. Горького, 29, ул. М. Горького, 39, ул. М. Горького, 41, ул. М. Горького, 21, ул. М. Горького, 17, ул. М. Горького, 19, ул. М. Горького, 130, ул. М. Горького, 128, ул. Советская, 92-А, ул. 9-е Января, 89, ул. Профсоюзная, 2, ул. Чекистов, 4, ул. Чекистов, 6, ул. Чекистов, 8, ул. Чекистов, 10, ул. Чекистов, 21, ул. 9-е Января, 113, ул. Елохина, 11, ул. Белорусская, 42, ул. Белорусская, 44, ул. Белорусская, 46, ул. Стадионная, 2-А, ул. К. Маркса, 66, ул. К. Маркса, 45, ул. 40 лет Октября, 1-А, ул. 8-е Марта, 6, ул. 8-е Марта, 6-А, ул. 8-е Марта, 8, ул. 4-я Пятилетка, 43, ул. 4-я Пятилетка, 45, ул. 4-я Пятилетка, 41, ул. 4-я Пятилетка, 41-А, ул. 4-я Пятилетка, 47, ул. 4-я Пятилетка, 39, ул. 4-я Пятилетка, 39-А, ул. К. Маркса, 37, ул. К. Маркса, 39, ул. К. Маркса, 43, ул. Фрунзе, 2-А, ул. Выборная, 4, ул. Выборная, 16, ул. Выборная, 18, ул. Школьная, 3, ул. Школьная, 5-А, ул. Школьная, 5, ул. Школьная, 7, ул. Школьная, 7-А, ул. Школьная, 9, ул. Школьная, 22-А, ул. Школьная, 18, ул. Школьная, 23-А, ул. Школьная, 23-Б, ул. М. Горького, 174, ул. М. Горького, 180, ул. Средняя, 29, ул. Средняя, 31, ул. К. Маркса, 3, ул. К. Маркса, 3-А, ул. К. Маркса, 6, ул. К. Маркса, 12, ул. К. Маркса, 15-А, ул. К. Маркса, 16, ул. К. Маркса, 17-А, ул. К. Маркса, 11, ул. К. Маркса, 15-Б, ул. 4-я Пятилетка, 1-Б, ул. 4-я Пятилетка, 5, ул. 4-я Пятилетка, 1-А, ул. Дзержинского, 14, ул. Дзержинского, 29, ул. Дзержинского, 31, ул. Дзержинского, 31-А, ул. Дзержинского, 33, ул. Дзержинского, 35, ул. Дзержинского, 4, ул. Дзержинского, 6, ул. Дзержинского, 8, ул. Дзержинского, 12, ул. Дзержинского, 16, ул. Карла Либкнехта, 15, ул. Карла Либкнехта, 17, ул. Карла Либкнехта, 19, ул. Карла Либкнехта, 21, ул. Карла Либкнехта, 23, ул. Карла Либкнехта, 25, ул. Карла Либкнехта, 27, ул. Карла Либкнехта, 29, ул. Мира, 1, ул. Мира, 5, ул. Мира, 7, ул. Мира, 9, ул. Мира, 11, ул. Орджоникидзе, 3, ул. Орджоникидзе, 1, ул. Орджоникидзе, 2, ул. Орджоникидзе, 4, ул. Орджоникидзе, 5, ул. Орджоникидзе, 15, ул. Орджоникидзе, 12, ул. Орджоникидзе, 13, ул. Орджоникидзе, 11, ул. Орджоникидзе, 6, ул. Орджоникидзе, 18, ул. Орджоникидзе, 26, ул. Орджоникидзе, 20, ул. Орджоникидзе, 22, ул. Орджоникидзе, 24, ул. Фанерщиков, 7-А, ул. Энгельса, 12, ул. Энгельса, 15, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 13, ул. Энгельса, 9, ул. Энгельса, 17, ул. Энгельса, 23, ул. Энгельса, 21, ул. Энгельса, 25, ул. Энгельса, 27-А, ул. Энгельса, 27, ул. Энгельса, 29-А, ул. Белинского, 2-Б, ул. Белинского, 2-В, ул. им. Коваля М.Я., 1, ул. К. Маркса, 17, ул. Мира, 3 (всего 144 МКД).
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
По смыслу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подпункта "в" пункта 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в обязанности управляющей организации, как исполнителя, входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, или их самостоятельное производство.
Истец предлагает заключить договор электроснабжения для целей оказания собственникам и иным пользователям/владельцам помещений в многоквартирных домах коммунальной услуг "электроснабжение", в том числе для использования на общедомовые нужды. Ответчик, в свою очередь, предлагает заключить договор, предметом которого является приобретение у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности), потребляемой на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Возражения ответчика против заключения договора энергоснабжения, заключаются в наличии предусмотренных пунктом 13 Правил N 124 оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения для целей оказания собственникам помещений коммунальной услуг по электроснабжению, а именно наличие заключенных договоров с потребителями.
Особенности правового положения управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома не могут быть истолкованы как освобождающие указанную управляющую организацию от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с ресурсоснабжающими организациями соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
Нормы, предусмотренные п. 17 и 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, не изменяют общую модель договорных отношений, возникающих при оказании коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, допустив ситуацию, при которой управляющие организации отвечают за предоставление отдельных, но не всех коммунальных услуг, либо вообще не отвечают за предоставление коммунальных услуг потребителям. Особенности правового положения управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома не могут быть истолкованы как освобождающие указанную управляющую организацию от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с ресурсоснабжающими организациями соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
С момента начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договор на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом. Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные услуги в жилом помещении напрямую ресурсоснабжающими организациям не снимает с управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия между ответчиком и собственниками помещений договоров, отвечающих требованиям частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: договоров, заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В отношении перечня многоквартирных домов, которые истец просит заключить договор, представлены договоры управления многоквартирными домами, по условиям которых управляющая организация предоставляет коммунальные услуги, при этом статус истца как управляющей организации также подтверждается данными, находящимися в открытом доступе, на сайте www.reformagkh.ru.
Вышеуказанные выводы изложены в решении Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2017 года, дело N А60-55512/2016 по иску ООО "Управляющая компания "Реж" к ОАО "Энергосбыт Плюс" о понуждении к заключению публичного договора.
Пунктами 13, 14 "Правил предоставления коммунальных услуг N 354" предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с РСО (п. 14 Правил N 354).
Таким образом, именно истец как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку в спорных многоквартирных домах реализован способ управления - управление управляющей организацией, у ответчика отсутствует статус исполнителя коммунальных услуг.
С момента выбора истца в качестве исполнителя коммунальных услуг, соответствующие договоры прекращены в силу ст. 416 ГК РФ (Прекращение обязательства невозможностью исполнения), и, между истцом и ответчиком возникли фактические договорные отношения, в связи с этим, основания для предъявления стоимости потребленной электрической энергии напрямую жителям, минуя истца у ответчика, отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункту 3 части 1 статьи 161 ЖК РФ на управляющую компания возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, непосредственное внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов ресурсоснабжающей организации не свидетельствует о наличии между указанными субъектами договорных отношений. Договорные отношения при наличии избранной в установленном порядке управляющей организации должны возникать между указанной организацией и РСО.
Таким образом, именно истец - управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (МКД), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с РСО, а также по оплате РСО поставленных ими энергоресурсов.
В связи с окончанием срока действия договора управления с управляющей организацией, управляющей до момента проведения конкурса по отбору УК, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, указанные положения закреплены в пункте 32 Правил N 124".
Рассмотрев заявленные требования, суд считает возможным иск удовлетворить, исходя из нижеследующего.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 названного Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношение каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
Согласно п. 1, 3 ст. 426, ст. 539 названного Кодекса энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
В силу п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Суды правильно установили, что объектами энергоснабжения в рассматриваемом случае являются многоквартирные дома.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (п. 2.2, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" выбрано собственниками спорных многоквартирных домов в качестве управляющей организации, следовательно, осуществляет управление спорными домами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг и обязано приобретать у ответчика электроэнергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8, 9 Правил N 354).
Договор энергоснабжения многоквартирного дома, проект которого истец просит обязать ответчика направить в его адрес, относится к публичному договору, в связи с чем заключение указанного договора обязательно для ответчика, являющегося ресурсоснабжающей организацией в отношении спорных многоквартирных домов.
По смыслу параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг.
Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным домом и вида исполнителя коммунальных услуг подробно урегулирован в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанной статье также предусмотрены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и непосредственно приступает к их оказанию, перечислены в п. 17 Правил N 354: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно п. 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Суды, не установив наличия оснований для применения п. 17 Правил 354, пришли к правильному выводу о том, что именно общество "Городская УК" как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в частности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами N 354 не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика.
Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Вместе с тем, собственниками спорных многоквартирных домов выбран исполнитель коммунальных услуг, следовательно, основания для применения к спорным правоотношениям п. 20 Основных положений N 442 отсутствуют.
В соответствии с п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда вносить плату ресурсоснабжающим организациям за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией и предъявлять иски о взыскании долга за ресурсы, потребляемые в многоквартирные дома, ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.
Согласно п. 68 Основных положений N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Основными положениями и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что истцом в адрес ответчика направлены необходимые документы для заключения договора энергоснабжения, в связи с чем приходит к выводу о выполнении Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" требований п. 4, 6, 7, 14, 16 Правил N 124.
При таких обстоятельствах суд, установив, что лицом, обязанным по оплате электрической энергии, потребленной жителями многоквартирных домов, является именно истец как лицо, выбранное собственниками в установленном законом порядке в качестве управляющей организации, приходит к выводу о том, что исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" в части обязания общества "Энергосбыт Плюс" направить в адрес истца оформленный договор энергоснабжения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основанные на положениях п. 17, 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ доводы общества "Энергосбыт Плюс" об отсутствии у него обязанности по заключению договора ресурсоснабжения в связи с сохранением фактических договорных отношений с собственниками помещений, несмотря на выбор способа управления управляющей организацией, судом отклонены, исходя из следующего.
Ответчик полагает, что при наличии фактических договорных отношений на момент вступления в силу Закона N 176-ФЗ их расторжение в одностороннем порядке в связи с обращением новой управляющей компании невозможно.
Пунктом 17 ст. 12 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Вместе с тем, внесении жителями многоквартирных домов платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации суд приходит к выводу о том, что непосредственное внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации не исключает обязанности управляющей организации по обеспечению предоставления собственникам помещений коммунальных услуг путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Принимая настоящее решение суд также учитывает судебную практику по данной категории спора (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.17 N Ф09-2050/17).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении следующих многоквартирных домов в городе Тавда Свердловской области: ул. 9-е Января, 85-А, ул. Ленина, 92, ул. Ленина, 106, ул. Ленина, 124, ул. Ленина, 122, ул. Ленина, 126, ул. Ленина, 90-А, ул. Ленина, 85, ул. Ленина, 87, ул. М. Горького, 15, ул. М. Горького, 31, ул. М. Горького, 33, ул. М. Горького, 25, ул. М. Горького, 43, ул. М. Горького, 45, ул. М. Горького, 35, ул. М. Горького, 37, ул. М. Горького, 27, ул. М. Горького, 23, ул. М. Горького, 29, ул. М. Горького, 39, ул. М. Горького, 41, ул. М. Горького, 21, ул. М. Горького, 17, ул. М. Горького, 19, ул. М. Горького, 130, ул. М. Горького, 128, ул. Советская, 92-А, ул. 9-е Января, 89, ул. Профсоюзная, 2, ул. Чекистов, 4, ул. Чекистов, 6, ул. Чекистов, 8, ул. Чекистов, 10, ул. Чекистов, 21, ул. 9-е Января, 113, ул. Елохина, 11, ул. Белорусская, 42, ул. Белорусская, 44, ул. Белорусская, 46, ул. Стадионная, 2-А, ул. К. Маркса, 66, ул. К. Маркса, 45, ул. 40 лет Октября, 1-А, ул. 8-е Марта, 6, ул. 8-е Марта, 6-А, ул. 8-е Марта, 8, ул. 4-я Пятилетка, 43, ул. 4-я Пятилетка, 45, ул. 4-я Пятилетка, 41, ул. 4-я Пятилетка, 41-А, ул. 4-я Пятилетка, 47, ул. 4-я Пятилетка, 39, ул. 4-я Пятилетка, 39-А, ул. К. Маркса, 37, ул. К. Маркса, 39, ул. К. Маркса, 43, ул. Фрунзе, 2-А, ул. Выборная, 4, ул. Выборная, 16, ул. Выборная, 18, ул. Школьная, 3, ул. Школьная, 5-А, ул. Школьная, 5, ул. Школьная, 7, ул. Школьная, 7-А, ул. Школьная, 9, ул. Школьная, 22-А, ул. Школьная, 18, ул. Школьная, 23-А, ул. Школьная, 23-Б, ул. М. Горького, 174, ул. М. Горького, 180, ул. Средняя, 29, ул. Средняя, 31, ул. К. Маркса, 3, ул. К. Маркса, 3-А, ул. К. Маркса, 6, ул. К. Маркса, 12, ул. К. Маркса, 15-А, ул. К. Маркса, 16, ул. К. Маркса, 17-А, ул. К. Маркса, 11, ул. К. Маркса, 15-Б, ул. 4-я Пятилетка, 1-Б, ул. 4-я Пятилетка, 5, ул. 4-я Пятилетка, 1-А, ул. Дзержинского, 14, ул. Дзержинского, 29, ул. Дзержинского, 31, ул. Дзержинского, 31-А, ул. Дзержинского, 33, ул. Дзержинского, 35, ул. Дзержинского, 4, ул. Дзержинского, 6, ул. Дзержинского, 8, ул. Дзержинского, 12, ул. Дзержинского, 16, ул. Карла Либкнехта, 15, ул. Карла Либкнехта, 17, ул. Карла Либкнехта, 19, ул. Карла Либкнехта, 21, ул. Карла Либкнехта, 23, ул. Карла Либкнехта, 25, ул. Карла Либкнехта, 27, ул. Карла Либкнехта, 29, ул. Мира, 1, ул. Мира, 5, ул. Мира, 7, ул. Мира, 9, ул. Мира, 11, ул. Орджоникидзе, 3, ул. Орджоникидзе, 1, ул. Орджоникидзе, 2, ул. Орджоникидзе, 4, ул. Орджоникидзе, 5, ул. Орджоникидзе, 15, ул. Орджоникидзе, 12, ул. Орджоникидзе, 13, ул. Орджоникидзе, 11, ул. Орджоникидзе, 6, ул. Орджоникидзе, 18, ул. Орджоникидзе, 26, ул. Орджоникидзе, 20, ул. Орджоникидзе, 22, ул. Орджоникидзе, 24, ул. Фанерщиков, 7-А, ул. Энгельса, 12, ул. Энгельса, 15, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 13, ул. Энгельса, 9, ул. Энгельса, 17, ул. Энгельса, 23, ул. Энгельса, 21, ул. Энгельса, 25, ул. Энгельса, 27-А, ул. Энгельса, 27, ул. Энгельса, 29-А, ул. Белинского, 2-Б, ул. Белинского, 2-В, ул. им. Коваля М.Я., 1, ул. К. Маркса, 17, ул. Мира, 3 (всего 144 МКД).
Взыскать с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в пользу ООО "Управляющая компания" 6000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-17101/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2017 г. по делу N А60-17101/2017
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газиевой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело N А60-17101/2017
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ООО "УК") (ИНН 6676002650, ОГРН 1146676000239)
к Открытому акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС") (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
об обязании ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя
от ответчика: не явился, извещен. ув. 620993 09 45952 7
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Истец ООО "УК" обратился в арбитражный суд к ответчику ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" с исковым заявлением об обязании ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В предварительное заседание истец представил дополнительные пояснения (изложены в определении от 26.05.17.
В настоящее заседание от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, при этом истец представил акты разграничения балансовой принадлежности, поддержал заявленные требования и просит обязать ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении следующих многоквартирных домов в городе Тавда Свердловской области: ул. 9-е Января, 85-А, ул. Ленина, 92, ул. Ленина, 106, ул. Ленина, 124, ул. Ленина, 122, ул. Ленина, 126, ул. Ленина, 90-А, ул. Ленина, 85, ул. Ленина, 87, ул. М. Горького, 15, ул. М. Горького, 31, ул. М. Горького, 33, ул. М. Горького, 25, ул. М. Горького, 43, ул. М. Горького, 45, ул. М. Горького, 35, ул. М. Горького, 37, ул. М. Горького, 27, ул. М. Горького, 23, ул. М. Горького, 29, ул. М. Горького, 39, ул. М. Горького, 41, ул. М. Горького, 21, ул. М. Горького, 17, ул. М. Горького, 19, ул. М. Горького, 130, ул. М. Горького, 128, ул. Советская, 92-А, ул. 9-е Января, 89, ул. Профсоюзная, 2, ул. Чекистов, 4, ул. Чекистов, 6, ул. Чекистов, 8, ул. Чекистов, 10, ул. Чекистов, 21, ул. 9-е Января, 113, ул. Елохина, 11, ул. Белорусская, 42, ул. Белорусская, 44, ул. Белорусская, 46, ул. Стадионная, 2-А, ул. К. Маркса, 66, ул. К. Маркса, 45, ул. 40 лет Октября, 1-А, ул. 8-е Марта, 6, ул. 8-е Марта, 6-А, ул. 8-е Марта, 8, ул. 4-я Пятилетка, 43, ул. 4-я Пятилетка, 45, ул. 4-я Пятилетка, 41, ул. 4-я Пятилетка, 41-А, ул. 4-я Пятилетка, 47, ул. 4-я Пятилетка, 39, ул. 4-я Пятилетка, 39-А, ул. К. Маркса, 37, ул. К. Маркса, 39, ул. К. Маркса, 43, ул. Фрунзе, 2-А, ул. Выборная, 4, ул. Выборная, 16, ул. Выборная, 18, ул. Школьная, 3, ул. Школьная, 5-А, ул. Школьная, 5, ул. Школьная, 7, ул. Школьная, 7-А, ул. Школьная, 9, ул. Школьная, 22-А, ул. Школьная, 18, ул. Школьная, 23-А, ул. Школьная, 23-Б, ул. М. Горького, 174, ул. М. Горького, 180, ул. Средняя, 29, ул. Средняя, 31, ул. К. Маркса, 3, ул. К. Маркса, 3-А, ул. К. Маркса, 6, ул. К. Маркса, 12, ул. К. Маркса, 15-А, ул. К. Маркса, 16, ул. К. Маркса, 17-А, ул. К. Маркса, 11, ул. К. Маркса, 15-Б, ул. 4-я Пятилетка, 1-Б, ул. 4-я Пятилетка, 5, ул. 4-я Пятилетка, 1-А, ул. Дзержинского, 14, ул. Дзержинского, 29, ул. Дзержинского, 31, ул. Дзержинского, 31-А, ул. Дзержинского, 33, ул. Дзержинского, 35, ул. Дзержинского, 4, ул. Дзержинского, 6, ул. Дзержинского, 8, ул. Дзержинского, 12, ул. Дзержинского, 16, ул. Карла Либкнехта, 15, ул. Карла Либкнехта, 17, ул. Карла Либкнехта, 19, ул. Карла Либкнехта, 21, ул. Карла Либкнехта, 23, ул. Карла Либкнехта, 25, ул. Карла Либкнехта, 27, ул. Карла Либкнехта, 29, ул. Мира, 1, ул. Мира, 5, ул. Мира, 7, ул. Мира, 9, ул. Мира, 11, ул. Орджоникидзе, 3, ул. Орджоникидзе, 1, ул. Орджоникидзе, 2, ул. Орджоникидзе, 4, ул. Орджоникидзе, 5, ул. Орджоникидзе, 15, ул. Орджоникидзе, 12, ул. Орджоникидзе, 13, ул. Орджоникидзе, 11, ул. Орджоникидзе, 6, ул. Орджоникидзе, 18, ул. Орджоникидзе, 26, ул. Орджоникидзе, 20, ул. Орджоникидзе, 22, ул. Орджоникидзе, 24, ул. Фанерщиков, 7-А, ул. Энгельса, 12, ул. Энгельса, 15, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 13, ул. Энгельса, 9, ул. Энгельса, 17, ул. Энгельса, 23, ул. Энгельса, 21, ул. Энгельса, 25, ул. Энгельса, 27-А, ул. Энгельса, 27, ул. Энгельса, 29-А, ул. Белинского, 2-Б, ул. Белинского, 2-В, ул. им. Коваля М.Я., 1, ул. К. Маркса, 17, ул. Мира, 3 (всего 144 МКД).
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
По смыслу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подпункта "в" пункта 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в обязанности управляющей организации, как исполнителя, входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, или их самостоятельное производство.
Истец предлагает заключить договор электроснабжения для целей оказания собственникам и иным пользователям/владельцам помещений в многоквартирных домах коммунальной услуг "электроснабжение", в том числе для использования на общедомовые нужды. Ответчик, в свою очередь, предлагает заключить договор, предметом которого является приобретение у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности), потребляемой на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Возражения ответчика против заключения договора энергоснабжения, заключаются в наличии предусмотренных пунктом 13 Правил N 124 оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения для целей оказания собственникам помещений коммунальной услуг по электроснабжению, а именно наличие заключенных договоров с потребителями.
Особенности правового положения управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома не могут быть истолкованы как освобождающие указанную управляющую организацию от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с ресурсоснабжающими организациями соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
Нормы, предусмотренные п. 17 и 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, не изменяют общую модель договорных отношений, возникающих при оказании коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, допустив ситуацию, при которой управляющие организации отвечают за предоставление отдельных, но не всех коммунальных услуг, либо вообще не отвечают за предоставление коммунальных услуг потребителям. Особенности правового положения управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома не могут быть истолкованы как освобождающие указанную управляющую организацию от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с ресурсоснабжающими организациями соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
С момента начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договор на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом. Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные услуги в жилом помещении напрямую ресурсоснабжающими организациям не снимает с управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия между ответчиком и собственниками помещений договоров, отвечающих требованиям частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: договоров, заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В отношении перечня многоквартирных домов, которые истец просит заключить договор, представлены договоры управления многоквартирными домами, по условиям которых управляющая организация предоставляет коммунальные услуги, при этом статус истца как управляющей организации также подтверждается данными, находящимися в открытом доступе, на сайте www.reformagkh.ru.
Вышеуказанные выводы изложены в решении Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2017 года, дело N А60-55512/2016 по иску ООО "Управляющая компания "Реж" к ОАО "Энергосбыт Плюс" о понуждении к заключению публичного договора.
Пунктами 13, 14 "Правил предоставления коммунальных услуг N 354" предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с РСО (п. 14 Правил N 354).
Таким образом, именно истец как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку в спорных многоквартирных домах реализован способ управления - управление управляющей организацией, у ответчика отсутствует статус исполнителя коммунальных услуг.
С момента выбора истца в качестве исполнителя коммунальных услуг, соответствующие договоры прекращены в силу ст. 416 ГК РФ (Прекращение обязательства невозможностью исполнения), и, между истцом и ответчиком возникли фактические договорные отношения, в связи с этим, основания для предъявления стоимости потребленной электрической энергии напрямую жителям, минуя истца у ответчика, отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункту 3 части 1 статьи 161 ЖК РФ на управляющую компания возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, непосредственное внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов ресурсоснабжающей организации не свидетельствует о наличии между указанными субъектами договорных отношений. Договорные отношения при наличии избранной в установленном порядке управляющей организации должны возникать между указанной организацией и РСО.
Таким образом, именно истец - управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (МКД), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с РСО, а также по оплате РСО поставленных ими энергоресурсов.
В связи с окончанием срока действия договора управления с управляющей организацией, управляющей до момента проведения конкурса по отбору УК, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, указанные положения закреплены в пункте 32 Правил N 124".
Рассмотрев заявленные требования, суд считает возможным иск удовлетворить, исходя из нижеследующего.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 названного Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношение каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
Согласно п. 1, 3 ст. 426, ст. 539 названного Кодекса энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
В силу п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Суды правильно установили, что объектами энергоснабжения в рассматриваемом случае являются многоквартирные дома.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (п. 2.2, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" выбрано собственниками спорных многоквартирных домов в качестве управляющей организации, следовательно, осуществляет управление спорными домами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг и обязано приобретать у ответчика электроэнергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8, 9 Правил N 354).
Договор энергоснабжения многоквартирного дома, проект которого истец просит обязать ответчика направить в его адрес, относится к публичному договору, в связи с чем заключение указанного договора обязательно для ответчика, являющегося ресурсоснабжающей организацией в отношении спорных многоквартирных домов.
По смыслу параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг.
Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным домом и вида исполнителя коммунальных услуг подробно урегулирован в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанной статье также предусмотрены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и непосредственно приступает к их оказанию, перечислены в п. 17 Правил N 354: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно п. 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Суды, не установив наличия оснований для применения п. 17 Правил 354, пришли к правильному выводу о том, что именно общество "Городская УК" как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в частности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами N 354 не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика.
Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Вместе с тем, собственниками спорных многоквартирных домов выбран исполнитель коммунальных услуг, следовательно, основания для применения к спорным правоотношениям п. 20 Основных положений N 442 отсутствуют.
В соответствии с п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда вносить плату ресурсоснабжающим организациям за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией и предъявлять иски о взыскании долга за ресурсы, потребляемые в многоквартирные дома, ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.
Согласно п. 68 Основных положений N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Основными положениями и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что истцом в адрес ответчика направлены необходимые документы для заключения договора энергоснабжения, в связи с чем приходит к выводу о выполнении Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" требований п. 4, 6, 7, 14, 16 Правил N 124.
При таких обстоятельствах суд, установив, что лицом, обязанным по оплате электрической энергии, потребленной жителями многоквартирных домов, является именно истец как лицо, выбранное собственниками в установленном законом порядке в качестве управляющей организации, приходит к выводу о том, что исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" в части обязания общества "Энергосбыт Плюс" направить в адрес истца оформленный договор энергоснабжения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основанные на положениях п. 17, 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ доводы общества "Энергосбыт Плюс" об отсутствии у него обязанности по заключению договора ресурсоснабжения в связи с сохранением фактических договорных отношений с собственниками помещений, несмотря на выбор способа управления управляющей организацией, судом отклонены, исходя из следующего.
Ответчик полагает, что при наличии фактических договорных отношений на момент вступления в силу Закона N 176-ФЗ их расторжение в одностороннем порядке в связи с обращением новой управляющей компании невозможно.
Пунктом 17 ст. 12 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Вместе с тем, внесении жителями многоквартирных домов платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации суд приходит к выводу о том, что непосредственное внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации не исключает обязанности управляющей организации по обеспечению предоставления собственникам помещений коммунальных услуг путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Принимая настоящее решение суд также учитывает судебную практику по данной категории спора (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.17 N Ф09-2050/17).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Управляющая компания" надлежащим образом оформленный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для нужд оказания коммунальной услуги электроснабжение собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания" с 01 марта 2017 г., по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении следующих многоквартирных домов в городе Тавда Свердловской области: ул. 9-е Января, 85-А, ул. Ленина, 92, ул. Ленина, 106, ул. Ленина, 124, ул. Ленина, 122, ул. Ленина, 126, ул. Ленина, 90-А, ул. Ленина, 85, ул. Ленина, 87, ул. М. Горького, 15, ул. М. Горького, 31, ул. М. Горького, 33, ул. М. Горького, 25, ул. М. Горького, 43, ул. М. Горького, 45, ул. М. Горького, 35, ул. М. Горького, 37, ул. М. Горького, 27, ул. М. Горького, 23, ул. М. Горького, 29, ул. М. Горького, 39, ул. М. Горького, 41, ул. М. Горького, 21, ул. М. Горького, 17, ул. М. Горького, 19, ул. М. Горького, 130, ул. М. Горького, 128, ул. Советская, 92-А, ул. 9-е Января, 89, ул. Профсоюзная, 2, ул. Чекистов, 4, ул. Чекистов, 6, ул. Чекистов, 8, ул. Чекистов, 10, ул. Чекистов, 21, ул. 9-е Января, 113, ул. Елохина, 11, ул. Белорусская, 42, ул. Белорусская, 44, ул. Белорусская, 46, ул. Стадионная, 2-А, ул. К. Маркса, 66, ул. К. Маркса, 45, ул. 40 лет Октября, 1-А, ул. 8-е Марта, 6, ул. 8-е Марта, 6-А, ул. 8-е Марта, 8, ул. 4-я Пятилетка, 43, ул. 4-я Пятилетка, 45, ул. 4-я Пятилетка, 41, ул. 4-я Пятилетка, 41-А, ул. 4-я Пятилетка, 47, ул. 4-я Пятилетка, 39, ул. 4-я Пятилетка, 39-А, ул. К. Маркса, 37, ул. К. Маркса, 39, ул. К. Маркса, 43, ул. Фрунзе, 2-А, ул. Выборная, 4, ул. Выборная, 16, ул. Выборная, 18, ул. Школьная, 3, ул. Школьная, 5-А, ул. Школьная, 5, ул. Школьная, 7, ул. Школьная, 7-А, ул. Школьная, 9, ул. Школьная, 22-А, ул. Школьная, 18, ул. Школьная, 23-А, ул. Школьная, 23-Б, ул. М. Горького, 174, ул. М. Горького, 180, ул. Средняя, 29, ул. Средняя, 31, ул. К. Маркса, 3, ул. К. Маркса, 3-А, ул. К. Маркса, 6, ул. К. Маркса, 12, ул. К. Маркса, 15-А, ул. К. Маркса, 16, ул. К. Маркса, 17-А, ул. К. Маркса, 11, ул. К. Маркса, 15-Б, ул. 4-я Пятилетка, 1-Б, ул. 4-я Пятилетка, 5, ул. 4-я Пятилетка, 1-А, ул. Дзержинского, 14, ул. Дзержинского, 29, ул. Дзержинского, 31, ул. Дзержинского, 31-А, ул. Дзержинского, 33, ул. Дзержинского, 35, ул. Дзержинского, 4, ул. Дзержинского, 6, ул. Дзержинского, 8, ул. Дзержинского, 12, ул. Дзержинского, 16, ул. Карла Либкнехта, 15, ул. Карла Либкнехта, 17, ул. Карла Либкнехта, 19, ул. Карла Либкнехта, 21, ул. Карла Либкнехта, 23, ул. Карла Либкнехта, 25, ул. Карла Либкнехта, 27, ул. Карла Либкнехта, 29, ул. Мира, 1, ул. Мира, 5, ул. Мира, 7, ул. Мира, 9, ул. Мира, 11, ул. Орджоникидзе, 3, ул. Орджоникидзе, 1, ул. Орджоникидзе, 2, ул. Орджоникидзе, 4, ул. Орджоникидзе, 5, ул. Орджоникидзе, 15, ул. Орджоникидзе, 12, ул. Орджоникидзе, 13, ул. Орджоникидзе, 11, ул. Орджоникидзе, 6, ул. Орджоникидзе, 18, ул. Орджоникидзе, 26, ул. Орджоникидзе, 20, ул. Орджоникидзе, 22, ул. Орджоникидзе, 24, ул. Фанерщиков, 7-А, ул. Энгельса, 12, ул. Энгельса, 15, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 13, ул. Энгельса, 9, ул. Энгельса, 17, ул. Энгельса, 23, ул. Энгельса, 21, ул. Энгельса, 25, ул. Энгельса, 27-А, ул. Энгельса, 27, ул. Энгельса, 29-А, ул. Белинского, 2-Б, ул. Белинского, 2-В, ул. им. Коваля М.Я., 1, ул. К. Маркса, 17, ул. Мира, 3 (всего 144 МКД).
Взыскать с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в пользу ООО "Управляющая компания" 6000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Т.И.ШУЛЕПОВА
Т.И.ШУЛЕПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)