Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекция выявила, что собственники выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
21 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017,
принятое судьей Шмыриным С.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Устюжаниновым В.А.,
по делу N А28-14240/2016
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 9
к администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района
Кировской области и Государственной жилищной инспекции Кировской области,
о признании недействительным постановления, незаконными действий, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества
многоквартирных домов Кировской области"
(ИНН: 4345982348, ОГРН: 1144300000118),
и
жилищно-строительный кооператив N 9 (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция), выразившихся в информировании администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - Администрация) о многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, как о доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; о признании недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - Фонд).
Решением суда от 15.05.2017 действия Инспекции по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 о необходимости принятия в отношении спорного решения о формировании фонда капитального ремонте на счете регионального оператора признаны незаконными, постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области" - недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права - статьи 170, 171 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме выбрали и реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор денежных средств на специальном счете, о чем Инспекция уведомила Администрацию. Действия Инспекции соответствуют действующему законодательству, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Кооператив в отзыве отклонил доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете; владельцем специального счета собственники избрали Кооператив.
ОАО "Сбербанк России" и Кооператив заключили договор специального банковского счета от 23.09.2014 для формирования фонда капитального ремонта.
Спорный многоквартирный дом включен в областную программу "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210.
Инспекция направила председателю Кооператива уведомление 11.04.2016 N 4121-64-1-11, указав, что по состоянию на 11.04.2016 размер представленных к оплате счетов за первый квартал 2016 года взносов на капитальный ремонт составил 94 548 рублей 57 копеек, размер фактических поступлений - 0 рублей, что менее 50 процентов от размера представленных к оплате счетов. Задолженность по оплате взносов - 94 548 рублей 57 копеек.
В связи с этим во исполнение требований частей 8, 9 статьи 173 Кодекса Кооперативу как владельцу специального счета предложено в течение пяти дней с момента получения уведомления проинформировать собственников, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, о необходимости погашения имеющейся задолженности в течение пяти месяцев с момента поступления уведомления.
Одновременно Кооперативу указано на необходимость выполнить мероприятия, направленные на погашение указанной задолженности по взносам на капитальный ремонт. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, отведенного на погашение задолженности, установленного в соответствии с частью 8 статьи 173 Кодекса, инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В случае, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не будет погашена в размере, указанном в уведомлении, органом местного самоуправления в соответствии с требованиями части 10 статьи 173 Кодекса в отношении многоквартирного дома будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Уведомление получено председателем Кооператива 16.04.2016.
По истечении срока, установленного в части 9 статьи 173 Кодекса, информация о погашении задолженности в Инспекцию не поступила, в связи с чем последняя направила главе администрации Слободского района Кировской области уведомление 19.09.2016 N 9743-64-1-11 "О принятии решения по формированию фондов капитального ремонта". Уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 было перенаправлено в Администрацию.
Администрация приняла постановление от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области" (далее - Постановление Администрации N 332), в соответствии с которым предписано сформировать фонд капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме на счете регионального оператора - Фонда.
Кооператив не согласился с действиями Инспекции и постановлением Администрации и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требование Кооператива в части признания незаконными действий Инспекции и признания недействительным постановления Администрации, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Разрешая спор, суд руководствовался положениями Кодекса, учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме должен участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 169 Кодекса собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В части 1 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Из части 3 статьи 170 Кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Кодекса).
В части 2 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 172 Кодекса региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений, о размере остатка средств на специальном счете.
Статья 173 Кодекса предусматривает изменение способа формирования фонда капитального ремонта. По общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
В соответствии с частью 8 статьи 173 Кодекса в случае, если на основании сведений, полученных в порядке части 3 статьи 172 Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления и о последствиях, предусмотренных Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 Кодекса владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, последний уведомляет об этом орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (часть 10 статьи 173 Кодекса).
Согласно правовой позиции, данной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7.4 Постановления N 10-П, принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Суды установили, что собственники помещений в спорном многоквартирном доме не обеспечили аккумулирование денежных средств на специальном счете. По состоянию на 11.04.2016 на счете имелась задолженность по представленным к оплате счетам в размере 94 548 рублей 57 копеек и в течение пяти месяцев с момента получения Кооперативом уведомления Инспекции данная задолженность не была погашена.
В то же время в 2014 - 2016 годах собственники помещений в указанном доме принимали решения, на основании которых Кооператив за счет средств собственников помещений проводил ремонтные работы капитального характера в отношении общего имущества многоквартирного дома. Общая стоимость работ по капитальному ремонту составила 1 359 658 рублей 20 копеек, что подтверждено документально. При этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества в многоквартирном доме в 2014 - 2016 годах, соответствует работам, предусмотренным региональной программой.
Кооператив ежегодно информировал Инспекцию о характере и стоимости выполненных работ.
Оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае действия собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению отдельных видов ремонтных работ капитального характера были направлены на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, на предотвращение повреждения и разрушения дома, то есть на достижение именно тех целей, для которых осуществляется аккумулирование денежных средств на специальном счете.
Доказательств того, что необеспечение собственниками помещений аккумулирования денежных средств на специальном счете, несмотря на проводимые ремонтные работы капитального характера, могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное Кооперативом требование в данной части.
В остальной части законность принятых судебных актов не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А28-14240/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2017 N Ф01-4154/2017 ПО ДЕЛУ N А28-14240/2016
Требование: 1) О признании незаконными действий государственной жилищной инспекции по информированию администрации поселения о доме, собственники которого имеют долг по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; 2) О признании недействительным постановления администрации о включении дома в перечень домов, формирующих этот фонд на счете регионального оператора.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекция выявила, что собственники выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А28-14240/2016
21 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017,
принятое судьей Шмыриным С.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Устюжаниновым В.А.,
по делу N А28-14240/2016
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 9
к администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района
Кировской области и Государственной жилищной инспекции Кировской области,
о признании недействительным постановления, незаконными действий, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества
многоквартирных домов Кировской области"
(ИНН: 4345982348, ОГРН: 1144300000118),
и
установил:
жилищно-строительный кооператив N 9 (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция), выразившихся в информировании администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - Администрация) о многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, как о доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; о признании недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - Фонд).
Решением суда от 15.05.2017 действия Инспекции по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 о необходимости принятия в отношении спорного решения о формировании фонда капитального ремонте на счете регионального оператора признаны незаконными, постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области" - недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права - статьи 170, 171 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме выбрали и реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор денежных средств на специальном счете, о чем Инспекция уведомила Администрацию. Действия Инспекции соответствуют действующему законодательству, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Кооператив в отзыве отклонил доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, улица Мира, дом 2, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете; владельцем специального счета собственники избрали Кооператив.
ОАО "Сбербанк России" и Кооператив заключили договор специального банковского счета от 23.09.2014 для формирования фонда капитального ремонта.
Спорный многоквартирный дом включен в областную программу "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210.
Инспекция направила председателю Кооператива уведомление 11.04.2016 N 4121-64-1-11, указав, что по состоянию на 11.04.2016 размер представленных к оплате счетов за первый квартал 2016 года взносов на капитальный ремонт составил 94 548 рублей 57 копеек, размер фактических поступлений - 0 рублей, что менее 50 процентов от размера представленных к оплате счетов. Задолженность по оплате взносов - 94 548 рублей 57 копеек.
В связи с этим во исполнение требований частей 8, 9 статьи 173 Кодекса Кооперативу как владельцу специального счета предложено в течение пяти дней с момента получения уведомления проинформировать собственников, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, о необходимости погашения имеющейся задолженности в течение пяти месяцев с момента поступления уведомления.
Одновременно Кооперативу указано на необходимость выполнить мероприятия, направленные на погашение указанной задолженности по взносам на капитальный ремонт. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, отведенного на погашение задолженности, установленного в соответствии с частью 8 статьи 173 Кодекса, инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В случае, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не будет погашена в размере, указанном в уведомлении, органом местного самоуправления в соответствии с требованиями части 10 статьи 173 Кодекса в отношении многоквартирного дома будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Уведомление получено председателем Кооператива 16.04.2016.
По истечении срока, установленного в части 9 статьи 173 Кодекса, информация о погашении задолженности в Инспекцию не поступила, в связи с чем последняя направила главе администрации Слободского района Кировской области уведомление 19.09.2016 N 9743-64-1-11 "О принятии решения по формированию фондов капитального ремонта". Уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 было перенаправлено в Администрацию.
Администрация приняла постановление от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области" (далее - Постановление Администрации N 332), в соответствии с которым предписано сформировать фонд капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме на счете регионального оператора - Фонда.
Кооператив не согласился с действиями Инспекции и постановлением Администрации и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требование Кооператива в части признания незаконными действий Инспекции и признания недействительным постановления Администрации, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Разрешая спор, суд руководствовался положениями Кодекса, учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме должен участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 169 Кодекса собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В части 1 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Из части 3 статьи 170 Кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Кодекса).
В части 2 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 172 Кодекса региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений, о размере остатка средств на специальном счете.
Статья 173 Кодекса предусматривает изменение способа формирования фонда капитального ремонта. По общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
В соответствии с частью 8 статьи 173 Кодекса в случае, если на основании сведений, полученных в порядке части 3 статьи 172 Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления и о последствиях, предусмотренных Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 Кодекса владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, последний уведомляет об этом орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (часть 10 статьи 173 Кодекса).
Согласно правовой позиции, данной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7.4 Постановления N 10-П, принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Суды установили, что собственники помещений в спорном многоквартирном доме не обеспечили аккумулирование денежных средств на специальном счете. По состоянию на 11.04.2016 на счете имелась задолженность по представленным к оплате счетам в размере 94 548 рублей 57 копеек и в течение пяти месяцев с момента получения Кооперативом уведомления Инспекции данная задолженность не была погашена.
В то же время в 2014 - 2016 годах собственники помещений в указанном доме принимали решения, на основании которых Кооператив за счет средств собственников помещений проводил ремонтные работы капитального характера в отношении общего имущества многоквартирного дома. Общая стоимость работ по капитальному ремонту составила 1 359 658 рублей 20 копеек, что подтверждено документально. При этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества в многоквартирном доме в 2014 - 2016 годах, соответствует работам, предусмотренным региональной программой.
Кооператив ежегодно информировал Инспекцию о характере и стоимости выполненных работ.
Оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае действия собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению отдельных видов ремонтных работ капитального характера были направлены на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, на предотвращение повреждения и разрушения дома, то есть на достижение именно тех целей, для которых осуществляется аккумулирование денежных средств на специальном счете.
Доказательств того, что необеспечение собственниками помещений аккумулирования денежных средств на специальном счете, несмотря на проводимые ремонтные работы капитального характера, могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное Кооперативом требование в данной части.
В остальной части законность принятых судебных актов не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А28-14240/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)