Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2017
Полный текст постановления изготовлен 22.08.2017
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Е.Ю. Ворониной, Е.Ю. Филиной,
при участии в заседании:
от истца - Бурденюк И.Д., дов. от 08.02.2017,
от ответчика - Горячко Ю.А., дов. от 18.01.2017,
от третьих лиц -
рассмотрев 15 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества "Домодедово-Жилсервис"
на решение от 23 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей В.А. Муриной,
на постановление от 04 апреля 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Э.С. Миришовым, М.В. Игнахиной, С.К. Ханашевичем,
по делу N А41-35065/2016,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Теплосеть"
к Открытому акционерному обществу "Домодедово-Жилсервис"
о взыскании задолженности по договору о предоставлении коммунального ресурса
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - МУП "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу "Домодедово-Жилсервис" (далее - ОАО "Домодедово-Жилсервис") о взыскании задолженности по договору о предоставлении коммунального ресурса (тепловая энергия) N 541/1 от 01.01.2011 за период с января по апрель 2016 года в размере 82 902 427,27 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 451 768,48 руб., с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений размера исковых требований.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Муниципальное унитарное предприятие городского округа Домодедово "Единый расчетный центр жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт. Ответчик указывает, что он является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем при расчете объема потребления ресурса применению подлежит жилищное законодательство, истцом применен не основанный на нормах жилищного законодательства расчетный метод с использованием объема здания при наличии актов о технической невозможности установки приборов учета, судами не принят во внимание факт оплаты задолженности, подтвержденный документами единого расчетного центра.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судами, 01.01.2011 между МУП "Теплосеть" (ресурсоснабжающая организация по договору) и управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг ОАО "Домодедово-Жилсервис" (абонент) был заключен договор о предоставлении коммунального ресурса (теплоснабжение) N 541/1.
Согласно условиям договора его предметом являются отношения сторон, связанные со снабжением тепловой энергией потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Суд первой инстанции, признав доказанными факт поставки энергоресурсов истцом с января 2016 года по апрель 2016 года, их объема и стоимости по расчетам истца, принимая во внимание факт частичной оплаты тепловой энергии ответчиком, пришел к выводу, что требование о взыскании с ответчика задолженности за поставленную тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном истцом размере подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы и мотивы суда первой инстанции, указав, что применимыми к настоящему спору являются Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Между тем, суды не учли характер отношений сторон по предоставлению тепловой энергии в разрезе снабжения ответчика коммунальными ресурсами для предоставления им коммунальных услуг потребителям - населению, не проверили представленный истцом расчет на предмет использованных истцом исходных данных и методики расчета.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (части 2, 4, 8 указанной статьи).
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в отношении определения объема и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование жилищным законодательством, имеющим в силу статей 5, 8 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении, поскольку нормативные акты, регулирующие правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать Жилищному кодексу Российской Федерации.
По условиям договора ответчик является абонентом, потребителями являются собственники и иные лица, на законном основании владеющие и/или пользующиеся помещениями в многоквартирном доме.
Из условий договора следует, что тепловая энергия поставлялась истцом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса ответчику (как управляющей организации и исполнителю коммунальных услуг перед собственниками) в находящиеся в ее управлении многоквартирные дома в целях оказания проживающим в них гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В настоящем деле судами установлено, что собственники помещений многоквартирных домов вносят плату за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, минуя управляющую организацию, через расчетный счет третьего лица - МУП городского округа Домодедово "Единый расчетный центр жилищно-коммунального хозяйства".
При этом доводы ответчика об оплате задолженности собственниками помещений непосредственно путем внесения платы ресурсоснабжающей организации через расчетный счет единого расчетного центра судами не проверены.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Пунктом 42 (1) Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Такая формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет объема и стоимости потребленной тепловой энергии со ссылками на первичные документы в материалах дела отсутствует, в приложении к иску не указан, судами от истца не истребован.
В связи с изложенным, выводы судов о правомерности расчета платы коммунальную услугу по отоплению исходя из объема здания жилого дома противоречат закону.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме не имеется.
Поэтому выводы судов о доказанности истцом стоимости и объема потребленной, но не оплаченной ответчиком за период с января 2016 года по апрель 2016 года тепловой энергии не основаны на материалах дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в отмененной части в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить объем поставленной на общедомовые нужды электроэнергии на основании первичных документов, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2017 года по делу N А41-35065/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2017 N Ф05-11401/2017 ПО ДЕЛУ N А41-35065/2016
Требование: О взыскании задолженности по договору о предоставлении коммунального ресурса.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N А41-35065/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2017
Полный текст постановления изготовлен 22.08.2017
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Е.Ю. Ворониной, Е.Ю. Филиной,
при участии в заседании:
от истца - Бурденюк И.Д., дов. от 08.02.2017,
от ответчика - Горячко Ю.А., дов. от 18.01.2017,
от третьих лиц -
рассмотрев 15 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества "Домодедово-Жилсервис"
на решение от 23 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей В.А. Муриной,
на постановление от 04 апреля 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Э.С. Миришовым, М.В. Игнахиной, С.К. Ханашевичем,
по делу N А41-35065/2016,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Теплосеть"
к Открытому акционерному обществу "Домодедово-Жилсервис"
о взыскании задолженности по договору о предоставлении коммунального ресурса
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - МУП "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу "Домодедово-Жилсервис" (далее - ОАО "Домодедово-Жилсервис") о взыскании задолженности по договору о предоставлении коммунального ресурса (тепловая энергия) N 541/1 от 01.01.2011 за период с января по апрель 2016 года в размере 82 902 427,27 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 451 768,48 руб., с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений размера исковых требований.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Муниципальное унитарное предприятие городского округа Домодедово "Единый расчетный центр жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт. Ответчик указывает, что он является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем при расчете объема потребления ресурса применению подлежит жилищное законодательство, истцом применен не основанный на нормах жилищного законодательства расчетный метод с использованием объема здания при наличии актов о технической невозможности установки приборов учета, судами не принят во внимание факт оплаты задолженности, подтвержденный документами единого расчетного центра.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судами, 01.01.2011 между МУП "Теплосеть" (ресурсоснабжающая организация по договору) и управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг ОАО "Домодедово-Жилсервис" (абонент) был заключен договор о предоставлении коммунального ресурса (теплоснабжение) N 541/1.
Согласно условиям договора его предметом являются отношения сторон, связанные со снабжением тепловой энергией потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Суд первой инстанции, признав доказанными факт поставки энергоресурсов истцом с января 2016 года по апрель 2016 года, их объема и стоимости по расчетам истца, принимая во внимание факт частичной оплаты тепловой энергии ответчиком, пришел к выводу, что требование о взыскании с ответчика задолженности за поставленную тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном истцом размере подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы и мотивы суда первой инстанции, указав, что применимыми к настоящему спору являются Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Между тем, суды не учли характер отношений сторон по предоставлению тепловой энергии в разрезе снабжения ответчика коммунальными ресурсами для предоставления им коммунальных услуг потребителям - населению, не проверили представленный истцом расчет на предмет использованных истцом исходных данных и методики расчета.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (части 2, 4, 8 указанной статьи).
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в отношении определения объема и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование жилищным законодательством, имеющим в силу статей 5, 8 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении, поскольку нормативные акты, регулирующие правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать Жилищному кодексу Российской Федерации.
По условиям договора ответчик является абонентом, потребителями являются собственники и иные лица, на законном основании владеющие и/или пользующиеся помещениями в многоквартирном доме.
Из условий договора следует, что тепловая энергия поставлялась истцом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса ответчику (как управляющей организации и исполнителю коммунальных услуг перед собственниками) в находящиеся в ее управлении многоквартирные дома в целях оказания проживающим в них гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В настоящем деле судами установлено, что собственники помещений многоквартирных домов вносят плату за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, минуя управляющую организацию, через расчетный счет третьего лица - МУП городского округа Домодедово "Единый расчетный центр жилищно-коммунального хозяйства".
При этом доводы ответчика об оплате задолженности собственниками помещений непосредственно путем внесения платы ресурсоснабжающей организации через расчетный счет единого расчетного центра судами не проверены.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Пунктом 42 (1) Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Такая формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет объема и стоимости потребленной тепловой энергии со ссылками на первичные документы в материалах дела отсутствует, в приложении к иску не указан, судами от истца не истребован.
В связи с изложенным, выводы судов о правомерности расчета платы коммунальную услугу по отоплению исходя из объема здания жилого дома противоречат закону.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме не имеется.
Поэтому выводы судов о доказанности истцом стоимости и объема потребленной, но не оплаченной ответчиком за период с января 2016 года по апрель 2016 года тепловой энергии не основаны на материалах дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в отмененной части в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить объем поставленной на общедомовые нужды электроэнергии на основании первичных документов, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2017 года по делу N А41-35065/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Е.Ю.ФИЛИНА
Л.А.ТУТУБАЛИНА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Е.Ю.ФИЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)