Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на необоснованность заключения комиссии в связи с нарушением ответчиком порядка его принятия.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Смирнов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.Г. и А.Д. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 24 февраля 2016 года, которым частично удовлетворены исковые требования А.Г., А.Д. к местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение об оспаривании решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения находящимся в ограниченно работоспособном состоянии, необходимости проведения капитального ремонта, признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения А.Г., А.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" О.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
А.Г. и А.Д. обратились в Ломоносовский районный суд к местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район с требованиями о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года о признании жилого помещения находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и о необходимости проведения капитального ремонта, признании жилого помещения непригодным к постоянному проживанию.
В обоснование указали, что в 1989 году А.Г., служившему в органах МЧС России, была предоставлена квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. м в семейном общежитии в здании пожарного депо, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> (в настоящее время - <адрес>). В качестве члена семьи в жилое помещение был вселен А.Д., за которым признано право собственности на данное жилое помещение на основании решения Ломоносовского районного суда от 15 ноября 2013 года.
Заключением межведомственной комиссии местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение от 31 июля 2015 года предоставленное истцам жилое помещение признано находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и подлежащим капитальному ремонту.
Истцы считают заключение необоснованным, поскольку ответчиком нарушен порядок принятия такого заключения, кроме того, полагают, что жилое помещение должно быть признано непригодным для постоянного проживания.
Решением Ломоносовского районного суда от 24 февраля 2016 года исковые требования А.Г. и А.Д. удовлетворены частично. Суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> от <...> N, от <...> о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> - находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и о необходимости проведения капитального ремонта.
В удовлетворении исковых требований о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания отказано.
В апелляционной жалобе А.Г. и А.Д. просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании жилого помещения непригодным для проживания, вынести по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения Ломоносовского районного суда от 24 февраля 2016 года, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 1989 году А.Г., проходившему службу в пожарной части, предоставлена квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. м в семейном общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. В последующем зданию был присвоен адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Вступившим в законную силу 20 февраля 2014 года решением Ломоносовского районного суда от 15 ноября 2013 года удовлетворен иск А.Д. к ОАО "<данные изъяты>", ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" о признании за ним права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - <адрес> <данные изъяты> по <адрес> и отказано в удовлетворении встречного иска ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" о признании ордера недействительным и выселении.
24 июля 2015 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение от 2 февраля 2015 года N, произведено обследование здания бывшей пожарной части, в котором находится жилое помещение - двухкомнатная квартира, принадлежащая на праве собственности А.Д.
По заключению межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года обследованное помещение находится в ограниченно работоспособном состоянии, выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями Постановления от 28 января 2006 года N.
Рассматривая требование о признании незаконным данного заключения межведомственной комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обследование жилого помещения произведено с нарушением установленной Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, процедуры, в связи с чем удовлетворил требования истцов о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А.Г. и А.Д. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, суд первой инстанции указал, что принятие судом за ответчика решения по вопросу соответствия (не соответствия) помещения истцов установленным для жилых помещений требованиям, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
При этом суд учел разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, согласно которым вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Г., А.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2016 N 33-5518/2016
Требование: Об оспаривании решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения находящимся в ограниченно работоспособном состоянии, необходимости проведения капитального ремонта, признании помещения непригодным для постоянного проживания.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на необоснованность заключения комиссии в связи с нарушением ответчиком порядка его принятия.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. N 33-5518/2016
Судья Смирнов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.Г. и А.Д. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 24 февраля 2016 года, которым частично удовлетворены исковые требования А.Г., А.Д. к местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение об оспаривании решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения находящимся в ограниченно работоспособном состоянии, необходимости проведения капитального ремонта, признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения А.Г., А.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" О.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
А.Г. и А.Д. обратились в Ломоносовский районный суд к местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район с требованиями о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года о признании жилого помещения находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и о необходимости проведения капитального ремонта, признании жилого помещения непригодным к постоянному проживанию.
В обоснование указали, что в 1989 году А.Г., служившему в органах МЧС России, была предоставлена квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. м в семейном общежитии в здании пожарного депо, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> (в настоящее время - <адрес>). В качестве члена семьи в жилое помещение был вселен А.Д., за которым признано право собственности на данное жилое помещение на основании решения Ломоносовского районного суда от 15 ноября 2013 года.
Заключением межведомственной комиссии местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение от 31 июля 2015 года предоставленное истцам жилое помещение признано находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и подлежащим капитальному ремонту.
Истцы считают заключение необоснованным, поскольку ответчиком нарушен порядок принятия такого заключения, кроме того, полагают, что жилое помещение должно быть признано непригодным для постоянного проживания.
Решением Ломоносовского районного суда от 24 февраля 2016 года исковые требования А.Г. и А.Д. удовлетворены частично. Суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> от <...> N, от <...> о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> - находящимся в ограниченно работоспособном состоянии и о необходимости проведения капитального ремонта.
В удовлетворении исковых требований о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания отказано.
В апелляционной жалобе А.Г. и А.Д. просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании жилого помещения непригодным для проживания, вынести по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения Ломоносовского районного суда от 24 февраля 2016 года, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 1989 году А.Г., проходившему службу в пожарной части, предоставлена квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. м в семейном общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. В последующем зданию был присвоен адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Вступившим в законную силу 20 февраля 2014 года решением Ломоносовского районного суда от 15 ноября 2013 года удовлетворен иск А.Д. к ОАО "<данные изъяты>", ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" о признании за ним права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - <адрес> <данные изъяты> по <адрес> и отказано в удовлетворении встречного иска ООО "АЛДМИ "Пожарная часть N" о признании ордера недействительным и выселении.
24 июля 2015 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение от 2 февраля 2015 года N, произведено обследование здания бывшей пожарной части, в котором находится жилое помещение - двухкомнатная квартира, принадлежащая на праве собственности А.Д.
По заключению межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года обследованное помещение находится в ограниченно работоспособном состоянии, выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями Постановления от 28 января 2006 года N.
Рассматривая требование о признании незаконным данного заключения межведомственной комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обследование жилого помещения произведено с нарушением установленной Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, процедуры, в связи с чем удовлетворил требования истцов о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 31 июля 2015 года.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А.Г. и А.Д. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, суд первой инстанции указал, что принятие судом за ответчика решения по вопросу соответствия (не соответствия) помещения истцов установленным для жилых помещений требованиям, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
При этом суд учел разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, согласно которым вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Г., А.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)