Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Д. Поповой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500, далее - Заявитель, АО "УК "Стандарт")
к Отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Муниципального образования "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672206726, ОГРН 1069672040877, далее - Заинтересованное лицо)
о признании недействительным в части предписания от 29.02.2016 N 1-84/1/1,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: С.Н. Копылова, представитель по доверенности от 15.10.2015 N 3;
- от заинтересованного лица: Д.Д. Габдуллин, представитель по доверенности от 18.12.2015 N 928-15-9
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
14.10.2016 от заинтересованного лица поступили дополнительные документы.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании недействительными п. 2, 3, 4, 6, 7, 8 предписания от 29.02.2016 N 1-84/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
На основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-84 Отделением надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "УК "Стандарт" в части деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес общества направлено предписание от 29.02.2016 N 1-84/1/1 об устранении в срок до 01.03.2017 этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны, пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 2 Предписания);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 3 Предписания);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств (п. 4 Предписания);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 6 Предписания);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован системой оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 7 Предписания);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (п. 8 Предписания).
Не согласившись с предписанием в указанной части, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, осуществляет АО "УК "Стандарт".
Не оспаривая указанные обстоятельства, общество ссылается на отсутствие обязанности управляющей компании по устранению этих нарушений, содержащиеся в указанных пунктах предписания требования не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию.
Кроме того, по мнению заявителя, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, указывает на то, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компанией.
Суд полагает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу п. 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (п. 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Довод заявителя о том, что том, что многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70, введен в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем на данный объект не распространяются указанные требования, подлежит отклонению.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 указанного Закона).
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Таким образом, в данном случае время ввода в эксплуатацию многоквартирного дом, находящегося в управлении АО "УК "Стандарт", не имеет значения, поскольку противопожарные требования подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
То обстоятельство, что многоквартирный дом был построен до или после введения в действие указанных выше документов, не освобождает управляющую компанию от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания дома в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Заявителем в материалы дела представлен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию N 3/ТО от 01.11.2009 с обществом с ограниченной ответственностью "СТЭМ-ПРОФИ" (исполнитель), согласно которому исполнитель организует техническое обслуживание автоматизированных систем противодымной защиты в жилых домах, находящихся под управлением общества "УК "Стандарт", а также акты оказания услуг от 29.01.2016, от 29.02.2016, от 31.03.2016, от 29.04.2016, от 31.05.2016, от 30.06.2016. Вместе с тем доказательств того, что обществом проводилась проверка работоспособности систем дымоудаления и пожарной сигнализации заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
При данных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых пунктов предписания недействительными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.10.2016 ПО ДЕЛУ N А60-25975/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. по делу N А60-25975/2016
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Д. Поповой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500, далее - Заявитель, АО "УК "Стандарт")
к Отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Муниципального образования "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672206726, ОГРН 1069672040877, далее - Заинтересованное лицо)
о признании недействительным в части предписания от 29.02.2016 N 1-84/1/1,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: С.Н. Копылова, представитель по доверенности от 15.10.2015 N 3;
- от заинтересованного лица: Д.Д. Габдуллин, представитель по доверенности от 18.12.2015 N 928-15-9
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
14.10.2016 от заинтересованного лица поступили дополнительные документы.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании недействительными п. 2, 3, 4, 6, 7, 8 предписания от 29.02.2016 N 1-84/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
На основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-84 Отделением надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "УК "Стандарт" в части деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес общества направлено предписание от 29.02.2016 N 1-84/1/1 об устранении в срок до 01.03.2017 этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны, пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 2 Предписания);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 3 Предписания);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств (п. 4 Предписания);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 6 Предписания);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован системой оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 7 Предписания);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (п. 8 Предписания).
Не согласившись с предписанием в указанной части, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, осуществляет АО "УК "Стандарт".
Не оспаривая указанные обстоятельства, общество ссылается на отсутствие обязанности управляющей компании по устранению этих нарушений, содержащиеся в указанных пунктах предписания требования не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию.
Кроме того, по мнению заявителя, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, указывает на то, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компанией.
Суд полагает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу п. 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (п. 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Довод заявителя о том, что том, что многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 70, введен в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем на данный объект не распространяются указанные требования, подлежит отклонению.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 указанного Закона).
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Таким образом, в данном случае время ввода в эксплуатацию многоквартирного дом, находящегося в управлении АО "УК "Стандарт", не имеет значения, поскольку противопожарные требования подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
То обстоятельство, что многоквартирный дом был построен до или после введения в действие указанных выше документов, не освобождает управляющую компанию от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания дома в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Заявителем в материалы дела представлен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию N 3/ТО от 01.11.2009 с обществом с ограниченной ответственностью "СТЭМ-ПРОФИ" (исполнитель), согласно которому исполнитель организует техническое обслуживание автоматизированных систем противодымной защиты в жилых домах, находящихся под управлением общества "УК "Стандарт", а также акты оказания услуг от 29.01.2016, от 29.02.2016, от 31.03.2016, от 29.04.2016, от 31.05.2016, от 30.06.2016. Вместе с тем доказательств того, что обществом проводилась проверка работоспособности систем дымоудаления и пожарной сигнализации заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
При данных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых пунктов предписания недействительными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
О.В.ГАВРЮШИН
О.В.ГАВРЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)