Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2016 N 33-7592/2016

Требование: О понуждении к совершению действий.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственники помещений дома распорядительные решения по наружной теплотрассе не принимали, в связи с чем теплотрасса, находящаяся за пределами стен дома, не является имуществом истцов, и, соответственно, они не должны нести бремя ее содержания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. N 33-7592/2016


Судья Хохлова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильевых И.Д.,
судей Мироновой Н.В., Кузьмичева В.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 августа 2016 года гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя К.С.ВА., П.Л., И.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 января 2016 года по иску К.С.ВА., П.Л., И. к Администрации г. Н.Новгорода о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Васильевых И.Д., судебная коллегия

установила:

К.С.ВА., П.Л., И. обратились в суд с данным иском, указывая, что от председателя ТСЖ "Хороши Хоромы" В. им стало известно, что ОАО "Теплоэнерго" в 2009 году навязало ТСЖ обязанности по техническому обслуживанию и ремонту теплотрассы, посредством которой ОАО "Теплоэнерго" поставляет в <адрес> теплоноситель для отопления дома и приготовления горячей воды на теплообменниках РИДАН. 9 декабря 2014 года председатель ТСЖ обратился в Администрацию Советского района г. Н.Новгорода с просьбой в порядке, установленном Постановлением Администрации г. Н. Новгорода от 17.01.2014 г. <...>, провести инвентаризацию (оценку технического состояния) бесхозяйной теплотрассы, посредством которой поставляется теплоноситель в дом <адрес>, провести ее ремонт, определить организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанной бесхозяйной теплотрассой, которая будет осуществлять содержание и обслуживание этой теплотрассы.
В январе 2015 года получен ответ за подписью первого зам. главы Администрации Советского района К.С.ВБ., в котором предлагалось провести собрание собственников помещений в доме <адрес> по вопросу безвозмездной передачи теплотрассы в муниципальную собственность, а также предоставить техническую документацию на теплотрассу, согласованную с ОАО "Теплоэнерго".
В пункте 8 Постановления Правительства Российской Федерации <...> от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Собственники помещений дома <адрес> распорядительные решения по наружной теплотрассе не принимали, поэтому теплотрасса, находящаяся за пределами стен дома, не является имуществом истцов, и, соответственно, они не должны нести бремя ее содержания.
Из пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере теплоснабжения населения обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных теплосетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.
Органы местного самоуправления городских округов в силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ). Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации <...> от 31.12.2009 г. "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Администрацией г. Н. Новгорода издано Постановление <...> от 17.01.2014 г. "Об утверждении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и организации ремонтных работ на них за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода".
Истцы просили суд обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) бесхозяйной теплотрассы, посредством которой поставляется теплоноситель в многоквартирный дом <адрес>, провести ее ремонт, обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание этой теплотрассы (л.д. 6-8).
В судебном заседании представитель истцов и ТСЖ "Хороши Хоромы" Д. поддержала заявленные требования. Представитель Администрации г. Н. Новгорода и Администрации Советского района г. Н. Новгорода К.И. возражала против иска. Представитель ОАО "Теплоэнерго" П.А. возражала против иска по доводам, изложенными в отзыве на иск (л.д. 38-41).
Представители третьих лиц - ЗАО "Стройград-НН", ТСЖ "Терское", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - в судебное заседание не явились.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 января 2016 года исковые требования К.С.ВА., П.Л., И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель К.С.ВА., П.Л., И. просит об отмене решения суда первой инстанции.
Автор жалобы указывает, что заявленная трасса является бесхозяйной.
Суд определил, что расходы по содержанию спорной теплотрассы должны нести собственники помещений МКД по <адрес>, а эксплуатацией трассы должно заниматься ТСЖ "Хороши Хоромы", однако в решении отсутствует описание спорной теплотрассы, ее частей, не указано, какой именно участок должно эксплуатировать ТСЖ "Хороши Хоромы", а какую часть - ТСЖ "Тверское", ОАО "Теплоэнерго". Судебный акт принят без привлечения к участию в деле лиц, чьи права и интересы затронуты решением.
Также заявитель считает, что обязанность доказывания по спору лежит на ответчике, поскольку спор вытекает из публичных правоотношений, что не учтено судом.
Суд не учел, что муниципальное образование г. Н.Новгород в лице КУГИ приобрело у ЗАО "Стройград-НН" объекты коммунальной инфраструктуры, построенные на участке, прилегающем к МКД по <адрес>. Однако обязанности собственника по их инвентаризации, регистрации и передаче в эксплуатацию ОАО "Теплоэнерго" до сих пор не исполнило, что указывает на бездействие и злоупотребление правом, в то время как недобросовестность действий участника гражданских правоотношений может быть установлена судом, как в порядке обоснованного заявления другой стороны, так по инициативе суда.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истцы, ответчики и третьи лица (кроме ОАО "Теплоэнерго") не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания судебными извещениями и телефонограммами, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.
Истцы и ТСЖ доверили защиту своих прав представителю Д.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в их поддержку представителя истцов и ТСЖ "Хороши Хоромы" Д., а также представителя ОАО "Теплоэнерго" П.А., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что П.Л. является собственником квартиры N 18, К.С.ВА. является собственником квартиры N 88, И. является собственником квартиры <адрес> (л.д. 11-13 т. 1). ТСЖ "Хороши Хоромы" создано собственниками данного дома для управления им. Из ответа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Н. Новгорода от 03.08.2015 г. и ответа Территориального управления Росимущества по Нижегородской области от 07.08.2015 г. (л.д. 31,34 т. 1) следует, что теплотрасса, посредством которой поставляется тепловой ресурс в дом <адрес> в реестре муниципального и федерального имущества не числится.
Как указал представитель истцов, спорный участок теплотрассы не принадлежит истцам ни на праве собственности, ни на ином праве владения, а потому является бесхозяйным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного в этих сетях.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
В то же время законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации данного дома, но находящихся за внешней границей его стен.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Как установил суд первой инстанции и свидетельствуют материалы дела, заказчиком строительства многоквартирного дома N 68 А по ул. Студеная г. Н. Новгорода выступало ЗАО ИСК "Стройград-НН". Указанному обществу МП "Теплоэнерго" выдало техусловия на теплоснабжение домовладения, что подтверждается копиями технических условий <...> от 19.07.2006 г. (л.д. 52-55). По завершении строительства дома ЗАО ИСК "Стройград-НН" передало 20.09.2007 г. домовладение ТСЖ "Хороши Хоромы" для обслуживания (л.д. 58-63, 109-110), в том числе были переданы системы инженерного оборудования: центральное отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
Из установленного судом сделан вывод, что заказчиком - ЗАО ИСК "Стройград-НН" - принят завершенный строительством вышеуказанный многоквартирный дом с сетями отопления, а ТСЖ данный дом с сетями отопления принят на обслуживание. Из акта <...> от 05.10.2009 г. разграничения эксплуатационной ответственности в отношении спорного объекта - теплотрассы (л.д. 55 т. 1) - следует, что спорную теплотрассу на обслуживание приняло ТСЖ "Хороши Хоромы". Границей разграничения ответственности за эксплуатацию и техническое состояние тепловых сетей между ОАО "Теплоэнерго" и Товариществом является: на нужды отопления - второй фланец задвижки на подающем и первый фланец задвижки на обратном трубопроводе по ходу теплоносителя в ТК-9; на нужды горячего водоснабжения - второй фланец задвижки на подающем и первый фланец задвижки на циркулярном трубопроводе по ходу ГВС в ТК-9.
При этом судом установлено, что спорный участок трубопровода теплоснабжения не предназначен для обслуживания каких-либо иных объектов, кроме названного многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 8 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92, в договоре теплоснабжения должны быть указаны границы эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям.
В п. 14 Рекомендаций установлено, что к договору должен прилагаться акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям. Разграничение может быть установлено по тепловому пункту или стене камеры, в которой тепловая сеть абонента подключена к тепловой сети теплоснабжающей организации.
Суд первой инстанции, исходя из того, что спорная теплотрасса предусмотрена как инженерно-техническое обеспечение дома <адрес>, фактически находится во владении и пользовании управляющей домом организации, что подтверждено актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания Администрации г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) указанного трубопровода, определить организацию, которая будет осуществлять его содержание и обслуживание.
Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон составлен в соответствии с требованиями специальных норм права, регулирующих правоотношения в области поставки тепловой энергии, и на основании волеизъявления сторон.
С учетом изложенных обстоятельств у суда отсутствовали правовые основания для возложения на Администрацию г. Нижнего Новгорода обязанности провести инвентаризацию (оценку технического состояния) указанной теплотрассы, как бесхозяйной. Данные обязанности могут быть выполнены собственниками помещений многоквартирного дома (управляющей организацией) самостоятельно путем привлечения специалистов в области теплоснабжения.
Требования о признании данной теплотрассы бесхозяйной истцами суду не заявлялись.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.С.ВА., П.Л., И. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)