Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2016 N 11АП-1594/2016 ПО ДЕЛУ N А55-26309/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. по делу N А55-26309/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной О.Е.,
протокол судебного заседания вела секретарь Эскина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе
закрытого акционерного общества "Эмма и К", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2016, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-26309/2015 судьей Бунеевым Д.М.,
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, к закрытому акционерному обществу "Эмма и К" (ОГРН 1026300533368, ИНН 6311013902), г. Самара, о взыскании 48 367 руб. 20 коп.,
с участием:
от истца - Семакина Е.М., представитель (доверенность от 21.01.2015 N 2),
от ответчика - Головлева С.С., представитель (доверенность от 28.03.2016), Гущин В.И., представитель (доверенность от 28.03.2016),

установил:

Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", город Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Закрытому акционерному обществу "ЭММА и К", город Самара, о взыскании 48 367 руб. 20 коп., в том числе 45 753 руб. 68 коп. задолженность по взносам на капитальный ремонт дома по адресу: город Самара, улица Революционная, 142 за период с 01.08.2014 по 30.09.2015, и пени за просрочку платежа в сумме 2 613 руб. 52 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2015 (л.д. 1) исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Ответчик отзыв на иск и дополнительные объяснения в указанные в определении от 30.10.2015 сроки не представил.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2016 (с учетом определения от 05.02.2016 (л.д. 70), принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" удовлетворены в полном объеме.
С ЗАО "ЭММА и К" взыскано 48 367 руб. 20 коп., в том числе долг 45 753 руб. 68 коп., пени 2 613 руб. 52 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ЭММА и К" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (л.д. 64), в которой ссылаясь на нарушение норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивая на отмене судебного акта и отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца, направивший в суд отзыв на апелляционную жалобу (л.д. 76), с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Определение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2015 возвращено почтовым отделением связи с двумя отметками почты: "истечение срока хранения" (л.д. 51).
Согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Из содержания части 3 и 4 статьи 123 Кодекса следует, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Адрес, по которому судом первой инстанции направлено определение от 30.10.2015, соответствует адресу, указанному заявителем жалобы в тексте апелляционной жалобы (л.д. 64).
Кроме того, определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, направленное по адресу, указанному заявителем жалобы, возвращено с двумя пометками почты об истечении срока хранения. Отправляя апелляционную жалобу в адрес арбитражного апелляционного суда, заявитель не проявил должной степени заинтересованности в судьбе направленного им в суд документа.
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела и о возможности предоставления своих возражений относительно заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещен арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.
Кроме того, в октябре 2015 года истцом направлена в адрес ответчика претензия, полученная им согласно входящей отметке 06.10.2015 (л.д. 9). Ответчик на претензию не ответил, но должен был предполагать, что за претензией последует обращение истца с иском в суд за защитой нарушенного права, и принимать соответствующие меры к получению почтовой корреспонденции, проверяя сведения, размещенные на сайте суда.
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Самарской области.
Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета (региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета); осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Самарской области и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора; реализация программ (планов) модернизации жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в том числе в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, в случае, если соответствующим актом Самарской области региональный оператор будет уполномочен на реализацию указанных программ (планов); предоставление гарантий при кредитовании кредитными организациями проектов по капитальному ремонту общего имущества; субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества; оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства; управление временно свободными денежными средствами в порядке, установленном Попечительским советом; осуществление контроля за целевым использованием средств регионального оператора; открытие счетов, за исключением специальных счетов, в финансовом органе Самарской области в установленном им порядке; иные функции, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами Самарской области, учредительными документами регионального оператора, а также настоящим Законом.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.08.2013 (л.д. 15).
В разделе 2 Устава некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" указано что Фонд образован в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Самарской области. Перечисленные в разделе 2 Устава функции полностью соответствуют требованиям статьи 28 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Согласно свидетельству о собственности от 13.12.1994 N 773 ответчик является собственником нежилого помещения общей площадью 644,6 кв. м, расположенного по адресу: город Самара, улица Революционная, 142 (л.д. 54), что не отрицается ответчиком в апелляционной жалобе.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Частями 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", которой установлены сроки реализации программы с августа 2014 года.
Собственники помещений спорного многоквартирного дома формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР".
Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
Выставленный на оплату счет N 50 001 0502348254-9/2015 на сумму 45753 руб. 68 коп. за период с августа 2014 по сентябрь 2015 года ответчиком не оплачен (л.д. 10), на претензию ответ не дан, возражений не представлено.
Проверив расчет истца предъявленной к взысканию суммы, суд первой инстанции установил, что он составлен на основании Постановления Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, установившим минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц. Для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5 руб. 07 коп.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5 руб. 84 коп.
Пени за период просрочки с 11.09.2014 по 20.10.2015 в сумме 2 613 руб. 52 коп. начислены в соответствии с частью 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и правомерно взысканы с ответчика.
При этом суд первой инстанции руководствовался частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствием возражений со стороны ответчика, надлежащим образом извещенного о дне и месте судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства, при рассмотрении апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что дополнительные доказательства по таким делам могут быть приняты только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Все вопросы по фактически произведенному ответчиком ремонту могут быть разрешены ответчиком в самостоятельном порядке.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, способных повлиять на принятый судом первой инстанции судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2016, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-26309/2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эмма и К", г. Самара, - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Эмма и К" (ОГРН 1026300533368, ИНН 6311013902), г. Самара, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
О.Е.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)