Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 17АП-10944/2017-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-5040/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. N 17АП-10944/2017-АКу

Дело N А71-5040/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л.Ю.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
от 16 июня 2017 года
по делу N А71-5040/2017,
вынесенное судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1131841002842, ИНН 1841033197)
к Административной комиссии Первомайского района города Ижевска (ОГРН 1061841046464, ИНН 1835071691)
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" (далее - ООО УК "Комфорт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ижевска (далее - административная комиссия, заинтересованное лицо) от 22.03.2017 N 171/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства от 16 июня 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о том, что на 30.03.2017 на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск" отсутствует информация о дате и номере опубликования решения Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска", следовательно, указанное решение не имеет законной силы. Ссылается на нарушение заинтересованным лицом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившееся в не направлении в адрес заявителя предписания об устранении выявленного нарушения. Кроме того, указывает на нарушение предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении. Считает, что оспариваемое постановление подписано неуполномоченным лицом.
Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 28.02.2017 и повторно 01.03.2017 при осмотре придомовой территории многоквартирного жилого дома N 160 по ул. Пушкинская г. Ижевска установлено, что не проведены работы по очистке придомовой дороги от снега. На придомовой дороге образовалась колея, что затрудняет движение пешеходов, автотранспорта и создает угрозу жизни и здоровью граждан. На момент осмотра работы по очистке территории от снега не проводились.
По итогам проверки составлены акты осмотра территории (объекта) от 28.02.2017, 01.03.2017 с приложением схем места осмотра и фототаблиц.
02.03.2017 ООО УК "Комфорт" вручено извещение-вызов на составление протокола об административном правонарушении, что подтверждается штампом входящей корреспонденции общества.
По факту выявленного нарушения 03.03.2017 административной комиссией в присутствии представителя ООО УК "Комфорт" Хайдаровой И.И. по доверенности от 04.03.2015 составлен протокол N 18ПР1701035 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ).
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, вручена представителю общества по доверенности, о чем имеется соответствующая отметка.
22.03.2017 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ижевска вынесено постановление N 171/17, согласно которому ООО УК "Комфорт" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, руководствуясь при этом следующим.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ не проведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, работ по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила благоустройства N 308), которыми установлены обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске.
Порядок организации благоустройства и содержания объектов благоустройства в г. Ижевске определен разделом 4 Правил благоустройства N 308.
Пунктом 3.1.3 Правил благоустройства N 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны, в том числе обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
Согласно п. 4.3 Правил благоустройства N 308 содержание объектов благоустройства в городе Ижевске осуществляется в весенне-летний период - с 15 апреля по 31 октября; в осенне-зимний период - с 01 ноября по 14 апреля.
Согласно п. 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе, включают в себя:
1) очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега;
2) погрузку и вывоз снега;
3) в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами (далее - ПГМ);
4) удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега;
5) рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы);
6) работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев;
7) подметание территорий.
Пунктом 4.5.12 Правил благоустройства N 308 определено, что в осенне-зимний период все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, пескосоляной смесью, ПГМ до 10 часов утра.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 10 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.5.23 Правил благоустройства N 308).
На основании пункта 4.6.3.5 Правил благоустройства N 308 снег при ручной уборке тротуаров у подходов к подъездам должен убираться полностью под скребок. Тротуары, за исключением тротуаров у подходов к подъезду, следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Действующим законодательством обязанность по содержанию объектов благоустройства возложена на управляющую компанию, осуществляющую обслуживание жилого дома.
Материалами дела подтверждено, что согласно информации с сайта Министерства регионального развития РФ www.reformagkh.ru (Реформа ЖКХ), предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также информации с официального сайта ООО УК "Комфорт" многоквартирный дом N 160 по ул. Пушкинская г. Ижевска находится под управлением ООО УК "Комфорт".
Именно на ООО УК "Комфорт", как управляющей компании данного дома, лежит обязанность по соблюдению Правил благоустройства N 308, нарушение которых установлено административной комиссией.
Факт нарушения, выразившегося в непроведении работ по уборке снега, придомовой дороги от колеи подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (актами осмотра территории (объекта) от 28.02.2017, 01.03.2017 с фототаблицами и картами-схемами, протоколом об административном правонарушении N 18ПР1701035 от 03.03.2017) и документально обществом не опровергнут. На фотографиях указаны дата и время съемки.
Следовательно, в действиях общества усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у ООО УК "Комфорт" имелась возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по организации уборки придомовой дороги от снега.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о нарушении предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Таким образом, само по себе нарушение предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление подписано неуполномоченным лицом судом апелляционной инстанции не принимается.
Постановление Административной комиссии Первомайского района города Ижевска от 22.03.2017 N 171/17 подписано уполномоченным должностным лицом заместителем председателя комиссии - Тебеньковой Е.Н. согласно решению Городской Думы г. Ижевска от 05.06.2008 N 103 "О назначении на должности председателя административной комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии в районах муниципального образования "город Ижевск", с учетом внесенных изменений, опубликованных в установленном законом порядке.
Доводы апеллятора о нарушении административным органом требований Федерального закона N 294-ФЗ, выразившееся в не направлении в адрес заявителя предписания об устранении выявленного нарушения, апелляционным судом признаны несостоятельными, поскольку в силу статьи пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в рассматриваемом случае фиксация нарушения производилась не в рамках проверки, проводимой на основании Федерального закона N 294-ФЗ.
Назначенное административным органом наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона УР N 57-РЗ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Довод апеллянта о том, что решение Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска" не имеет законной силы, поскольку в нарушение требований пунктов 1, 3 Постановления Главы муниципального образования "Город Ижевск" от 17.05.2016 N 76 "Об организации работы на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск" не опубликовано на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск", апелляционным судом отклоняется.
Предусмотренный указанным Постановлением обязательный порядок опубликования муниципальных правовых актов на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск" установлен с 2016 года и не действовал на дату принятия Городской Думой города Ижевска решения от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска".
Первоначальный текст данного документа опубликован в издании "Известия Удмуртской Республики", N 75, 10.07.2012. Последующие изменения, вносимые в решение Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308, были опубликованы в соответствии с порядком, действующим в период их принятия.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном отказе судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства от 16 июня 2017 года по делу N А71-5040/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)