Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2016 N 06АП-1417/2016 ПО ДЕЛУ N А37-1709/2015

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. N 06АП-1417/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья "Лидер-Сервис": Буров В.Г. представитель по доверенности от 12.04.2016;
- от государственной жилищной инспекции Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Магаданской области
на решение от 01.02.2016
по делу N А37-1709/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению товарищества собственников жилья "Лидер-Сервис"
к государственной жилищной инспекции Магаданской области
о признании недействительным предписания от 13.08.2015 N 90

установил:

товарищество собственников жилья "Лидер-Сервис" (ОГРН 1084910003661, ИНН 4909100698, далее - товарищество), 15.09.2015 обратилось в Арбитражный суд Магаданской области о признании незаконным подпункта 1 пункта 3 предписания N 90 от 13.08.2015, вынесенного государственной жилищной инспекцией Магаданской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.02.2016 по делу N А37-1709/2015 заявленное товариществом требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.02.2016 по делу N А37-1709/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебное заседание апелляционной инстанции инспекция явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель товарищества против доводов апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.02.2016 по делу N А37-1709/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений (статьи 209, 291 ГК РФ, пункт 2 статьи 161 ЖК РФ). В качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, предусмотрено управление товариществом собственников жилья.
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статей 44 - 48, 136 ЖК РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В силу статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьи 61 - 65 ГК РФ устанавливают возможность ликвидации юридических лиц. При этом изъятий в отношении юридических лиц в такой организационно-правовой форме как товарищество собственников жилья законодателем не установлено.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пункту 5 статьи 62 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
Если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не выполнит возложенную на него ЖК РФ обязанность, то в данном случае товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению суда в связи с грубым нарушением закона.
На основании части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.09.2015 товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2008 МИФНС N 1 по Магаданской области, ОГРН 1084910003661, ИНН 4909100698, с местом нахождения по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, дом 9 (т. 1 л.д. 58-64). На момент обращения в суд, вынесения оспариваемого предписания, на дату судебного заседания ТСЖ "Лидер-Сервис" является действующим юридическим лицом, запись о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц не внесена.
Из материалов дела установлено, что 29.06.2015 в госжилинспекцию Магаданской области поступила жалоба собственника жилого помещения дома N 9 по улице Якутской в городе Магадане с просьбой провести проверку по факту воспрепятствования деятельности ООО "Жилсервис-Плюс" по управлению указанным многоквартирным домом, а также деятельности ТСЖ "Лидер-Сервис", непринятия мер со стороны правления ТСЖ "Лидер - Сервис" по исполнению решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом общего собрания N 01 от 09.01.2015, направленных на ликвидацию ТСЖ "Лидер-Сервис". 08.07.2015 дополнено обращение просьбой провести также проверку протокола N 01 от 09.01.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 9 по улице Якутской в городе Магадане в форме очно-заочного голосования (т. 1 л.д. 86-89).
На основании распоряжения госжилинспекции Магаданской области от 16.07.2015 N 272 (т. 1 л.д. 13-15) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Лидер-Сервис" с целью оценки соответствия деятельности ТСЖ по управлению многоквартирным домом 9 по ул. Якутской в г. Магадане обязательным требованиям статьи 161 ЖК РФ.
Копии распоряжения, жалобы получены в приложении к письму от 16.07.2015 N 2310 председателем правления ТСЖ "Лидер-Сервис" 23.07.2015, что подтверждается соответствующей записью и подписью в указанном письме (т. 1 л.д. 136).
Результаты проведенной внеплановой документарной проверки зафиксированы в акте проверки N 305 от 13.08.2015, копия которого получена законным представителем ТСЖ 13.08.2015, что подтверждается подписью в акте (т. 1 л.д. 81-83).
Главным специалистом - государственным жилищным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности госжилинспекции, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор и проводившим проверку, 13.08.2015 составил в отношении ТСЖ "Лидер-Сервис" предписание N 90, из которого следует, что оно выдано в целях устранения нарушений части 1 статьи 141 ЖК РФ, частей 10, 10.1 статьи 161 ЖК РФ и как способ устранения выявленных нарушений ТСЖ "Лидер-Сервис" предписано в том числе назначить ликвидационную комиссию, установить порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Лидер-Сервис" (подпункт 1 пункта 3 предписания, срок исполнения - 14.09.2015). Копия указанного предписания получена законным представителем ТСЖ "Лидер-Сервис" 13.08.2015, что подтверждается подписью (т. 1 л.д. 84).
ТСЖ "Лидер-Сервис" не согласилось с данным предписанием в части подпункта 1 пункта 3 и обратилось в арбитражный суд, который обосновано признал недействительным предписание в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 1); по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 3).
В соответствии с частью 6 статьи 20 ЖК РФ орган муниципального жилищного контроля, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья с нарушением требований настоящего Кодекса (п. 1); о ликвидации товарищества собственников жилья в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 2).
В рассматриваемом случае, исходя из оспариваемой конкретной формулировки предписания, инспекция предписала провести обязательные мероприятия по ликвидации товарищества собственников жилья. Однако исходя из приведенного апелляционным судом норм правового регулирования у инспекции имеется возможность решать этот вопрос только при обращении в суд. Обязание общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации ТСЖ законодательно не предусмотрено.
Исследовав и оценив установленные фактические обстоятельства и материалы дела в совокупности с вышеназванными нормами ЖК РФ, ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у инспекции отсутствовали основания для вынесения 13.08.2015 в отношении ТСЖ "Лидер-Сервис" предписания N 90 в части, предписывающей назначить ликвидационную комиссию, установить порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Лидер-Сервис" (подпункт 1 пункта 3 предписания, срок исполнения - 14.09.2015). оспариваемое предписание вынесено инспекцией с нарушением федерального законодательства.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.02.2016 по делу N А37-1709/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)