Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 08АП-9771/2017 ПО ДЕЛУ N А46-5735/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 08АП-9771/2017

Дело N А46-5735/2017

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киричек Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9771/2017)
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центржилсервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2017 по делу N А46-5735/2017 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центржилсервис" (ИНН 5507209746, ОГРН 1095543002895) к Административной комиссия Кировского административного округа города Омска о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2017 N 03-02-000325-17,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" (далее по тексту - ООО "УК "Центржилсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Административной комиссии Кировского административного округа города Омска (далее по тексту - Комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2017 N 03-02-000325-1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2017 по делу N А46-5735/2017 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Центржилсервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что суд первой инстанции ошибочно посчитал установленным факт наличия в бездействии ООО "УК "Центржилсервис" события вменяемого административного правонарушения.
В частности, как указывает податель жалобы, протокол об административном правонарушении не содержит описания события административного правонарушения, из протокола невозможно выяснить площадь территории, подлежащей очистки от снежно - ледяных образований, является ли территория, подлежащая очистке, придомовой территорией жилого многоквартирного дома N 16 по ул. Рокоссовского, ответственность за содержание которой несет Общество.
По мнению подателя жалобы, имеющиеся в материалах дела фотоснимки не отражают полноту информации о наличии либо отсутствии события административного правонарушения, в связи с чем Общество обратилось с ходатайством в суд о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и заслушивании свидетелей, что не было должным образом оценено судом первой инстанции.
Неправомерно, как полагает податель жалобы, не учтен судом первой инстанции довод Общества относительно того, что при рассмотрении дела об административном правонарушении представителем Общества не говорилось о том, что заявителем были устранены выявленные нарушения. Согласно позиции общества, представителем ООО "Центржилсервис" лишь была предоставлена информация о том, что заявителем регулярно принимаются меры по очистке снега и снежно- ледяных образований на тротуарах и пешеходных дорожках.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 14.07.2017 Комиссии было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 18.08.2017.
Комиссией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес общества, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
По состоянию на 08 час. 54 мин. 14.02.2017 ведущим специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кировского административного округа города Омска Черниковой Л.Г. в действиях ООО "УК "Центржилсервис" выявлено нарушение статьи 53 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила N 45), а именно: по адресу г. Омск, ул. Рокосовского, д. 16, дворовая территория, тротуары и пешеходные дорожки многоквартирного дома, не очищены от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия.
По результатам названной проверки в отношении ООО "УК "Центржилсервис" составлен протокол об административном правонарушении от 15.02.2017 N 13, на основании которого 29.03.2017 принято постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.06.2017 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Омской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Омской области об административных правонарушениях.
Статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 41 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Правил N 45 юридические и физические лица:
1) обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением;
2) обеспечивают содержание и уборку закрепленной территории и (или) уборку прилегающей территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Согласно статье 53 Правил N 45, в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения, придомовые территории многоквартирных домов, тротуары, пешеходные дорожки и внутриквартальные проезды очищаются от свежевыпавшего снега, уплотненного снега, снежно-ледяных образований, в том числе наледи, до усовершенствованного покрытия. При отсутствии усовершенствованных покрытий снежные массы убираются методом сдвигания с оставлением слоев снега для его последующего уплотнения.
Снежная масса, счищаемая с придомовых территорий, тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов, может складироваться на территориях дворов в местах, не препятствующих свободному движению пешеходов и проезду автотранспорта. (пункт 54 Правил N 45, в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения).
При невозможности складирования в местах, указанных в статье 54 настоящего Решения, снежная масса подлежит вывозу. Вывоз снежной массы производится по мере необходимости в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее десяти суток после окончания снегоочистки. Уборка участков придомовой территории, тротуаров и внутриквартальных проездов, покрытых уплотненным снегом, снежно-ледяными образованиями, производится механизированным способом или вручную. Уборка образовавшегося скола уплотненного снега, снежно-ледяных образований производится одновременно со скалыванием путем вывоза на снежные свалки. Ликвидация наледи (гололеда) производится путем обработки тротуаров и придомовых территорий песком. В первую очередь обрабатываются выходы из подъездов многоквартирных домов, тротуары и дворовые переходы с уклонами и спусками и участки с интенсивным пешеходным движением. (пункты 55, 56, 57 Правил N 45, в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае в ходе проведения проверки по соблюдению и исполнению Правил N 45 было выявлено, что обществом в нарушение вышеуказанных положений не были приняты меры по очистке дворовой территории, тротуаров и пешеходных дорожек многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Рокосовского, д. 16, от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела: протоколом об административном правонарушении от 15.02.2017 N 13 (л.д. 18), фотоснимками, произведенными уполномоченным должностным лицом в момент и на месте обнаружения признаков административного правонарушения, при условии, что сведения о произведенной фотофиксации занесены в протокол об административном правонарушении (л.д. 20-21), объяснением специалиста, составившего протокол об административном правонарушении (л.д. 19), и иными материалами дела.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, подателем жалобы, в свою очередь, не представлено.
Доводы заявителя о недопустимости в качестве доказательств протокола об административном правонарушении от 15.02.2017 N 13 и объяснений специалиста, составившего протокол об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные, т.к. изложенные документы составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, их достоверность подателем жалобы не опровергнута.
Утверждения заявителя о недопустимости предоставленных фотоснимков также отклоняются апелляционной коллегией, поскольку означенные фотоснимки, вопреки ошибочному мнению общества, позволяют идентифицировать как спорный жилой многоквартирный дом, дворовая территория которого, а также тротуары и пешеходные дорожки спорного многоквартирного дома не очищены от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия, а также дату и время их изготовления.
В апелляционной жалобе Общество указало на то, что суд первой инстанции, неправомерно отклонил возражения заявителя против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Проверив указанный довод, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" если по формальным основаниям (например, цена иска, сумма требований, размер штрафа и т.д.) дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется.
В силу части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящем случае отсутствовали.
Указывая на наличие оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного производства, наличия соответствующих обстоятельств заявитель не подтвердил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, учитывая, что административный орган представил в материалы дела доказательства совершения Обществом состава вменяемого правонарушения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений при отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства Общества о допросе свидетелей, поскольку заявитель не обосновал необходимость допроса свидетелей, не указал, какими сведениями о фактических обстоятельствах дела, имеющих значение для дела, они располагают, учитывая, что заявитель не отрицал факт выявленных должностным лицом административного органа нарушений, о чем пояснил на заседании административной комиссии.
Таким образом, оснований считать, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствовало целям эффективного правосудия, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований Правил N 45, в материалах дела не содержится. Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований муниципального правового акта г. Омска.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ООО "Центржилсервис" регулярно принимаются меры по очистке снега и снежно- ледяных образований на тротуарах и пешеходных дорожках, не опровергают тот, тот факт, что по состоянию на 14.02.2017 ООО "УК "Центржилсервис" допустило нарушение статьи 53 Правил N 45, поскольку по адресу г. Омск, ул. Рокосовского, д. 16, дворовая территория, тротуары и пешеходные дорожки многоквартирного дома, не очищены от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия.
В соответствии с предоставленным актом от 15.02.0017 по адресу: Омск, ул. Рокосовского, д. 16, выполнены работы по очистке от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия дворовой территории, пешеходных дорожек, внутриквартальных проездов (л.д. 32). При этом само нарушение, выразившееся в не принятии заявителем мер по очистке дворовой территории, тротуаров и пешеходных дорожек многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Рокосовского, д. 16, от уплотненного снега, снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия, установлено 14.02.2017.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "УК "Центржилсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях с учетом установленного отягчающего ответственность обстоятельства (повторность) в размере 10 000 руб.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2017 по делу N А46-5735/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Ю.Н.КИРИЧЕК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)