Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2016 N 13АП-29902/2015 ПО ДЕЛУ N А56-48901/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу N А56-48901/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца: Акперова К.Р., доверенность от 12.01.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29902/2015) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2015 по делу N А56-48901/2015 (судья Корушова И.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" (адрес: Россия, 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки 90 к. 1 лит. А, ИНН: 7838017541 дата регистрации 09.02.2004 ОГРН: 1047833005406)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" (адрес: Россия, 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Гуммолосаровская д. 19 А; Россия, 196601, СПб, Пушкин, ул. Оранжерейная, д. N 20, ИНН: 7820315138 дата регистрации 05.06.2008 ОГРН: 1089847230000)
о взыскании 1 623 227 рублей 35 копеек,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" (далее - ООО "ПетербургГаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района") 1 602 310 рублей 67 копеек задолженности за оказанные с января по апрель 2015 года услуги по договору от 01.03.2014 N 2.ВД.00217, 79 144 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2015 по дату фактической уплаты задолженности 1 602 310 рублей 67 копеек, рассчитанных по средней ставке банковского процента по вкладам физических лиц в Санкт-Петербурге за соответствующие периоды просрочки, опубликованной Банком России.
Решением от 09.10.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" просит решение суда от 09.10.2015 отменить, ссылаясь на неполное выполнение ООО "ПетербургГаз" услуг по договору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2015 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ООО "ПетербургГаз" (исполнитель) и ООО "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" (заказчик) заключен договор на техническое, аварийное обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО).
Услуги исполнителем оказаны, что не оспорено заказчиком, но не оплачены, что повлекло обращение ООО "ПетербургГаз" в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" 1 602 310 рублей 67 копеек за обслуживание ВДГО с января по апрель 2015 года. В отсутствие доказательств, опровергающих расчеты истца при определении им тарифа на оказываемые услуги, суд принял решение об удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении жалобы ввиду следующего.
Возражения ответчика сводятся к несогласию с объемом оказанных услуг.
Согласно пункту 5.5.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В силу пункта 2 Порядка N 239 и пункта 3 Правил N 549 ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в соответствии с Правилами N 549 является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию, обязанную перед поставщиком газа и населением созданием организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов. Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов. Оплату указанных услуг производит исполнитель услуг за счет средств собственников помещений, которые в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме. В обязанности товарищества собственников жилья входит осуществление управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 138 Жилищного кодекса).
Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом в части 1.1 названной нормы указано, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу подпункта "в" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ООО "ПетербургГаз", осуществляющее техническое обслуживание ВДГО, ВКГО, вправе самостоятельно в одностороннем порядке определять цены (прейскурант цен) на оказываемые услуги одинаковые и обязательные для всех заказчиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень работы по ВДГО, ВКГО не включены.
В связи с этим право заявителя на самостоятельное формирование цены спорной услуги не оспаривалось УФАС и иными лицами. Однако такое право общества не является абсолютным, а с учетом специфического статуса организации ограничено, прежде всего, принципами добросовестности и добропорядочности (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и императивными требованиями антимонопольного законодательства (статья 10 Закона N 135-ФЗ). Именно это порождает у лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, обязанность при возникновении конфликта доказать необходимость применения соответствующего уровня цен (тарифов) на эту услугу, равно как и их дифференциацию с учетом экономических, технологических и иных показателей.
Доказательств нарушения исполнителем порядка формирования цены не представлено.
В силу пункта 5.1 договора цена услуг определяется на основании Прейскуранта исполнителя и составляет 400 439 рублей в месяц. Оплата производится заказчиком на расчетный счет исполнителя до 20 числа следующего за отчетным периодом (пункт 5.2 договора).
ООО "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" не воспользовалось предоставленным ему пунктом 6.2 договора правом на приостановление оказанных услуг в случае невыполнения заказчиком обязательств по договору, возражений и замечаний по актам не представило.
Статьей 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации введено в оборот понятие договора с исполнением по требованию (абонентский договор). Так, договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Устанавливается, что абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2015 по делу N А56-48901/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" (адрес: Россия, 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Гуммолосаровская, д. 19А; Россия, 196601, СПб, Пушкин, ул. Оранжерейная, д. 20, ИНН: 7820315138 дата регистрации 05.06.2008 ОГРН: 1089847230000) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН

Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)