Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2017 N 12АП-4277/2017 ПО ДЕЛУ N А12-61880/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. по делу N А12-61880/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2017 года по делу N А12-61880/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (400081, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 102, ОГРН 1093443003455, ИНН 3443093176)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. М. Чуйкова, д. 15)
третьи лица: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д. 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
о признании незаконным ненормативного акта в части,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (далее - ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене части 2.1. предписания администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - административный орган, Управление) от 01.07.2016 N 994-р.
Решением суда первой инстанции от 21 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК) от 20.07.2015 N 1780-П с целью проверки доводов, изложенных в обращениях гражданина, проживающего по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, об обоснованности начисления платы за коммунальные услуги, в том числе холодное, горячее водоснабжение, водоотведение на индивидуальные нужды, в период с 04.08.2015 по 01.09.2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", результаты которой отражены в акте проверки от 01.09.2015 N 1780-П.
В ходе проведенной проверки департаментом ЖКХ и ТЭК установлено, что ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" при начислении платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, водоотведения на индивидуальные нужды применяет нормативы потребления, установленные для типа жилых помещений, не соответствующих типу и степени благоустройства жилых помещений, имеющихся в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13.
01.09.2015 департаментом ЖКХ и ТЭК обществу выдано предписание N 1780-П о прекращении нарушений обязательных требований, в соответствии с которым ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в срок до 04.12.2015 надлежит, в том числе, произвести перерасчет платы с 01.09.2012 в соответствии с нормативами потребления холодного, горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии со степенью благоустройства для потребителей многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, на основании пункта 7 таблицы 1 постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" (пункт 2.1) (в редакции решения департамента ЖКХ и ТЭК от 14.10.2015 N 1780-П); в дальнейшем производить расчет платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с принятыми нормативами потребления, указанными в пункте 7 таблицы 1 постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области", до установления новых нормативов в соответствии с данными типом жилых помещений для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13 (пункт 2.2).
На основании распоряжения департамента ЖКХ и ТЭК от 10.12.2015 N 3219-П с целью контроля исполнения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" предписания от 01.09.2015 N 1780-П в период с 24.12.2015 по 28.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", результаты которой отражены в акте проверки от 28.01.2016 N 3219-П.
В ходе данной проверки административным органом установлено неисполнение обществом предписания от 01.09.2015 N 1780-П в полном объеме.
28.01.2016 Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда обществу выдано предписание N 3219-П о прекращении нарушений обязательных требований, в соответствии с которым ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в срок до 28.04.2016 надлежит, в том числе, произвести перерасчет платы с 01.08.2012 по 31.07.2015 в соответствии с нормативами потребления холодного, горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии со степенью благоустройства для потребителей многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, на основании пункта 7 таблицы 1 постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" (пункт 2.1).
На основании распоряжения Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда 13.05.2016 N 994-р с целью контроля исполнения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" предписания от 28.01.2016 N 3219-П в период с 03.06.2016 по 01.07.2016 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", результаты которой отражены в акте проверки от 01.07.2016 N 994-р.
В ходе проверки административным органом установлено, что предписание от 28.01.2016 N 3219-П обществом в полном объеме не исполнено.
01.07.2016 административным органом обществу выдано предписание N 994-р о прекращении нарушения обязательных требований, в соответствии с которым ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в срок до 10.10.2016 надлежит, в том числе, произвести перерасчет платы с 01.08.2012 по 31.07.2015 в соответствии с нормативами потребления холодного, горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии со степенью благоустройства для потребителей многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, на основании пункта 7 таблицы 1 постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" (пункт 2.1).
ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", полагая, что выданное административным органом предписание от 01.07.2016 N 994-р в части пункта 2.1 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что действия общества при начислении платы потребителям за коммунальные услуги в несоответствующем размере являются необоснованными, привели к нарушению прав граждан и существенному удорожанию услуг.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приложением N 1 к постановлению министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" (далее - приложение N 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1) утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области, которые дифференцируются в зависимости от типа жилого помещения.
Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, представляет собой десятиэтажное здание, на каждом этаже которого расположено по четыре жилых помещения (квартиры), каждое из которых состоит из трех секций. Каждая секция оборудована ванной и туалетом. Кроме того, квартира имеет общую кухню с двумя раковинами и двумя электроплитами.
При этом для данного типа жилых помещений постановлению от 25.07.2012 N 4/1 не предусмотрен норматив потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Административный орган пришел к выводу, что до установления уполномоченным органом нормативов потребления, соответствующих типу жилого помещения для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, в расчете платы следует применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные для помещений с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, поскольку данный тип жилых помещений наиболее схож с типом жилых помещений, имеющихся в спорном многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1 для категории "прочие жилые помещения с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых" установлены норматив холодного водоснабжения - 2,19 м3/(чел. х мес.); норматив горячего водоснабжения - 1,60 м3/(чел. х мес.); норматив водоотведения - 3,79 м3/(чел. х мес.).
Административным органом установлено, что общество при расчете платы за соответствующие коммунальные услуги применяет нормативы потребления в соответствии с пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1, для жилых помещений, оборудованных ванной длиной 1500-1550 мм: норматив холодного водоснабжения - 5,76 м3/(чел. х мес.) (превышение более чем в два раза); норматив горячего водоснабжения - 4,00 м3/(чел. х мес.) (превышение более чем в два раза); норматив водоотведения - 9,76 м3/(чел. х мес.) (превышение почти в три раза).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно части 21 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения обществом требований, указанных в предписаниях от 01.09.2015 N 1780-П, от 28.01.2016 N 3219-П.
Указанные предписания заявителем в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что начисление ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, платы за коммунальные услуги в соответствии с нормативами, установленными пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1, является необоснованным, влечет нарушение прав граждан.
Предписание административного органа в оспариваемой части является законным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13, имеется секция, в которой каждая квартира оборудована индивидуальными кухней, ванной, туалетом, в связи с чем при начислении платы потребителям подлежит использованию нормативы, установленные пунктом 2 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1 ("жилые помещения, оборудованные ванной длиной 1500-1550 мм").
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя.
Оспариваемым пунктом предписания от 01.07.2016 N 994-р установлена обязанность общества произвести перерасчет платы не всем потребителям, а только потребителям, степень благоустройства помещений которых соответствует пункту 7 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1. Следовательно, предписание не обязывает общество производить перерасчет платы, начисленной потребителям, степень благоустройства помещений которых соответствует пункту 2 таблицы 1 приложения 1 к постановлению от 25.07.2012 N 4/1.
Апелляционная коллегия считает, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2017 года по делу N А12-61880/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)