Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горячкиной М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания N 43а от 26.02.2016
третье лицо, открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1"
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" - Серикова В.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2016; Головинкин А.А., представитель по доверенности от 11.05.2016;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
третьего лица, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"- не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", ОГРН 1071038000967, ИНН 1021504593, адрес: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, ул. Строительная, д. 10 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района, ОГРН 1021001151302, ИНН 1021180042, адрес: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, ул. Советская, д. 61 (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания N 43а от 26.02.2016 по тем основаниям, что восстановление температурно-влажностного режима невозможно без увеличения температуры поставляемого ресурса ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1". В связи с отсутствием границ земельного участка, на котором расположен спорный МКД, в состав общего имущества земельный участок не входит, в обязанности Общества входит только вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО), а потому требования об уборке строительного мусора являются незаконными.
В отзыве на заявление Администрация заявленных требований не признала, считает предписание в оспариваемой части законным и обоснованным, так как Обществом нарушены требования Правил N N 170 и 491, а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2016 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - третье лицо, ОАО "ТГК-1").
В отзыве на заявление третье лицо считает заявление необоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание ответчик и третье лицо своих представителей не направил, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 17.02.2016 главой Администрации Пряжинского национального муниципального района вынесено распоряжение N 43-а "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, улица Гористая, дом 14. Основанием для проведения проверки послужил факт обращения 16.02.2016 гр. Карабаниной М.В. по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией ООО "Вега-Союз" в квартире N 1 спорного дома. По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт N 43-а от 25.02.2016 года с фототаблицей о нарушении Обществом пунктов 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.8, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.2, 4.2.4.2, 4.7.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (л.д. 11-19).
Администрацией в адрес Общества вынесено предписание от 26.02.2016 N 43а об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в срок до 31.03.2016, в том числе пунктом 1 предусмотрено в течение суток восстановить температурно-влажностный режим в квартире 1, пунктом 2 - уборка строительного мусора на придомовой территории (л.д. 9-10).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что пункты 1 и 2 оспариваемого предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно - правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае Администрация при вынесении оспариваемого предписания действовала в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно - климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно - гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания.
Из пункта 5.2.1 данных Правил следует, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Доводы заявителя о том, что ОАО "ТГК-1", предоставляющее услуги по отоплению, не соблюдает проектный температурный график отпуска тепловой энергии и отпуска теплоносителя для обеспечения нормативной температуры помещений спорного дома, подтверждаются представленными в судебном заседании доказательствами: справками Карельского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" (далее - Карельский ЦГМС - филиал ФГБУ "Северо-Западное УГМС") от 18.01.2016, 03.03.2016, 14.03.2016; свидетельством о поверке N 59-2015 комплекса метеорологического специального МКС, заводской номер 0263, принадлежащего Карельскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" от 09.06.2015.
Как следует из справки Карельского ЦГМС - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" 12.01.2016 в 15 час. по данным автоматической метеорологической станции (АМС) Пряжа температура воздуха составляла минус 13,3 градусов С. В акте замеров показателей теплоносителя систем отопления и горячего водоснабжения от 12.01.2016, время производства замеров 14 час. 05 мин. фактическая температура показателей теплоносителя составила 56 градусов С, при требуемой температуре по утвержденному графику с учетом примечания не ниже 60 градусов С, отклонение допускается в дневное время не более чем на 3 градуса С (л.д. 45). Аналогичные факты отражены в актах от 15.02.2016, 24.12.2015, 24.12.2015, 18.12.2015, 29.02.2016 (л.д. 46-50). Все акты составлены в присутствии собственников жилых помещений спорного МКД, подписи их имеются в данных актах.
Доказательств того, что температурно-влажностный режим в квартире N 1 спорного МКД не соблюдался по вине Общества в материалы дела Администрацией не представлено.
Из акта проверки от 25.02.2016 N 43а и фототаблиц к акту проверки следует, что на придомовой территории имеется скопление строительного мусора (старые двери, ванна, оконные блоки).
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 3 статьи 162 ЖК РФ). Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, как разъяснено в пункте 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В подпункте "е" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При этом в силу подпункта "в" пункта 15 Правил N 491 в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Доводы заявителя о том, что земельный участок под спорный многоквартирный дом не сформирован, государственный кадастр не проходил Администрацией не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
Между собственниками спорного МКД и ООО "Вега-Союз" (Управляющая организация) заключены договоры управления МКД (далее - Договор), в соответствии с которыми Управляющая организация по заданию собственника обязуется обеспечить управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Гористой, д. 14, пгт Пряжа.
Согласно пункту 3.2.1 Договора Управляющая организация обязана оказать услуги по управлению и обеспечить содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по перечням и в объеме работ согласно Приложениям 4, 5 и 6 к настоящему договору.
Согласно приложению 3 к Договору в состав общего имущества МКД входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 96).
Из приложения 4 к Договору следует, что Общество (Управляющая организация) не взимает с собственников и нанимателей жилых помещений в спорном многоквартирном доме плату за уборку земельного участка, законными владельцами которого являются собственники жилых помещений в многоквартирном доме (л.д. 97).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлены доказательства законности принятия предписания в оспариваемой части, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного предписания.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, а предписание в оспариваемой части - признанию недействительным.
Судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
1. Заявление удовлетворить полностью. Признать недействительными пункты 1 и 2 предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.02.2016 N 43а, как не соответствующие Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В данной части решение подлежит немедленному исполнению.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" судебные расходы в сумме 3 000 руб. 00 коп.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.07.2016 ПО ДЕЛУ N А26-1929/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу N А26-1929/2016
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горячкиной М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания N 43а от 26.02.2016
третье лицо, открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1"
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" - Серикова В.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2016; Головинкин А.А., представитель по доверенности от 11.05.2016;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
третьего лица, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"- не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", ОГРН 1071038000967, ИНН 1021504593, адрес: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, ул. Строительная, д. 10 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района, ОГРН 1021001151302, ИНН 1021180042, адрес: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, ул. Советская, д. 61 (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания N 43а от 26.02.2016 по тем основаниям, что восстановление температурно-влажностного режима невозможно без увеличения температуры поставляемого ресурса ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1". В связи с отсутствием границ земельного участка, на котором расположен спорный МКД, в состав общего имущества земельный участок не входит, в обязанности Общества входит только вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО), а потому требования об уборке строительного мусора являются незаконными.
В отзыве на заявление Администрация заявленных требований не признала, считает предписание в оспариваемой части законным и обоснованным, так как Обществом нарушены требования Правил N N 170 и 491, а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2016 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - третье лицо, ОАО "ТГК-1").
В отзыве на заявление третье лицо считает заявление необоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание ответчик и третье лицо своих представителей не направил, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 17.02.2016 главой Администрации Пряжинского национального муниципального района вынесено распоряжение N 43-а "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пгт. Пряжа, улица Гористая, дом 14. Основанием для проведения проверки послужил факт обращения 16.02.2016 гр. Карабаниной М.В. по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией ООО "Вега-Союз" в квартире N 1 спорного дома. По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт N 43-а от 25.02.2016 года с фототаблицей о нарушении Обществом пунктов 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.8, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.2, 4.2.4.2, 4.7.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (л.д. 11-19).
Администрацией в адрес Общества вынесено предписание от 26.02.2016 N 43а об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в срок до 31.03.2016, в том числе пунктом 1 предусмотрено в течение суток восстановить температурно-влажностный режим в квартире 1, пунктом 2 - уборка строительного мусора на придомовой территории (л.д. 9-10).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что пункты 1 и 2 оспариваемого предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно - правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае Администрация при вынесении оспариваемого предписания действовала в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно - климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно - гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания.
Из пункта 5.2.1 данных Правил следует, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Доводы заявителя о том, что ОАО "ТГК-1", предоставляющее услуги по отоплению, не соблюдает проектный температурный график отпуска тепловой энергии и отпуска теплоносителя для обеспечения нормативной температуры помещений спорного дома, подтверждаются представленными в судебном заседании доказательствами: справками Карельского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" (далее - Карельский ЦГМС - филиал ФГБУ "Северо-Западное УГМС") от 18.01.2016, 03.03.2016, 14.03.2016; свидетельством о поверке N 59-2015 комплекса метеорологического специального МКС, заводской номер 0263, принадлежащего Карельскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" от 09.06.2015.
Как следует из справки Карельского ЦГМС - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" 12.01.2016 в 15 час. по данным автоматической метеорологической станции (АМС) Пряжа температура воздуха составляла минус 13,3 градусов С. В акте замеров показателей теплоносителя систем отопления и горячего водоснабжения от 12.01.2016, время производства замеров 14 час. 05 мин. фактическая температура показателей теплоносителя составила 56 градусов С, при требуемой температуре по утвержденному графику с учетом примечания не ниже 60 градусов С, отклонение допускается в дневное время не более чем на 3 градуса С (л.д. 45). Аналогичные факты отражены в актах от 15.02.2016, 24.12.2015, 24.12.2015, 18.12.2015, 29.02.2016 (л.д. 46-50). Все акты составлены в присутствии собственников жилых помещений спорного МКД, подписи их имеются в данных актах.
Доказательств того, что температурно-влажностный режим в квартире N 1 спорного МКД не соблюдался по вине Общества в материалы дела Администрацией не представлено.
Из акта проверки от 25.02.2016 N 43а и фототаблиц к акту проверки следует, что на придомовой территории имеется скопление строительного мусора (старые двери, ванна, оконные блоки).
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 3 статьи 162 ЖК РФ). Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, как разъяснено в пункте 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В подпункте "е" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При этом в силу подпункта "в" пункта 15 Правил N 491 в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Доводы заявителя о том, что земельный участок под спорный многоквартирный дом не сформирован, государственный кадастр не проходил Администрацией не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
Между собственниками спорного МКД и ООО "Вега-Союз" (Управляющая организация) заключены договоры управления МКД (далее - Договор), в соответствии с которыми Управляющая организация по заданию собственника обязуется обеспечить управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Гористой, д. 14, пгт Пряжа.
Согласно пункту 3.2.1 Договора Управляющая организация обязана оказать услуги по управлению и обеспечить содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по перечням и в объеме работ согласно Приложениям 4, 5 и 6 к настоящему договору.
Согласно приложению 3 к Договору в состав общего имущества МКД входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 96).
Из приложения 4 к Договору следует, что Общество (Управляющая организация) не взимает с собственников и нанимателей жилых помещений в спорном многоквартирном доме плату за уборку земельного участка, законными владельцами которого являются собственники жилых помещений в многоквартирном доме (л.д. 97).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлены доказательства законности принятия предписания в оспариваемой части, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного предписания.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, а предписание в оспариваемой части - признанию недействительным.
Судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявление удовлетворить полностью. Признать недействительными пункты 1 и 2 предписания Администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.02.2016 N 43а, как не соответствующие Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В данной части решение подлежит немедленному исполнению.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" судебные расходы в сумме 3 000 руб. 00 коп.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Е.И.ЛЕВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)