Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03-10-17.04.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2016 по делу N А55-14201/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" (ИНН 6323113073, ОГРН 1086320031390), г. Тольятти Самарской области, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" Малютина Т.В. (доверенность от 09.01.2017 N 3; до перерыва),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" (далее - ООО "ЖЭУ 26-го квартала", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган) от 05.04.2016 N ТЦр-199522.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия городского округа Тольятти.
Решением от 21.12.2016 по делу N А55-14201/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании 03.04.2017 объявлен перерыв до 10.04.2017, затем до 17.04.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Представитель ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, в выступлении представителя ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО "ЖЭУ 26-го квартала" осуществляло управление многоквартирным домом N 38а по ул. Победы в г. Тольятти Самарской области.
Административный орган вынес распоряжение от 14.03.2016 N ТЦр-199522 о проведении в отношении ООО "ЖЭУ 26-го квартала" внеплановой документарной проверки с целью проверки сведений, изложенных в обращениях от 20.02.2016.
В ходе проверки административный орган установил, что указанный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления, а также общедомовым прибором учета, учитывающим суммарный объем холодной и горячей воды. Подогрев воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Общий объем холодной и горячей воды определяется пропорционально объемам холодной и горячей воды, израсходованной в жилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативам (при отсутствии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета). Подогрев горячей воды определяется из расчета нормативного значения по подогреву - 0,066 Гкал/куб. м. Разница между показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления и расчетным подогревом используется в расчете платы за отопление.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354).
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, содержится в п. 54 Правил N 354.
В п. 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку в указанном многоквартирном доме отсутствует прибор учета горячего водоснабжения (имеется прибор, учитывающий весь потребленный домом объем воды), а также в настоящее время норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области не установлен, то, по мнению административного органа, при расчете платы за горячее водоснабжение допустимо применение нормативов, установленных Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
При расчете платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды ООО "ЖЭУ 26-го квартала" придерживается ограничений, установленных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды" (далее - Приказ N 89), только по объему воды, потребленной для нужд горячего водоснабжения, а объем тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на общедомовые нужды распределяется на указанный объем воды без ограничений, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 05.04.2016 N ТЦр-199522 и вынес предписание от 05.04.2016 N ТЦр-199522, которым обязал ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в трехмесячный срок со дня получения предписания устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в инспекцию сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: производить начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (тепловая энергия для нужд ГВС) на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, 38а, в соответствии с требованиями п. 54 Правил N 354 с учетом Приказа N 89.
Не согласившись с предписанием административного органа, ООО "ЖЭУ 26-го квартала" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, не учел следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, содержится в п. 54 Правил N 354.
Расчет размера платы для потребителей в этом случае осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном данными Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
П. 44 Правил N 354 установлено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В предписании от 05.04.2016 N ТЦр-199522 указано, что поскольку в многоквартирном доме отсутствует прибор учета горячего водоснабжения (имеется прибор, учитывающий весь потребленный домом объем воды), а также в настоящее время норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области не установлен, административный орган счел возможным при расчете платы за горячее водоснабжение применять нормативы, установленные Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Между тем Постановление N 3815-1/п утратило силу 30.11.2010, в связи с чем применению не подлежит.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что в период, когда нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не установлены, у управляющей организации отсутствуют основания для начисления платы на общедомовые нужды, поскольку отсутствует норматив, ограничивающий сверхнормативное потребление. Следовательно, любое начисление на общедомовые нужды исходя из показаний общедомовых приборов учета является начислением платы в полном объеме. Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из коллективного (общедомового) прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В силу п. 6.2 ст. 155, п. 1 ст. 157 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп."а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, и обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 33 и 34 Правил N 354).
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и полученные коммунальные услуги.
Действующее законодательство не предусматривает полного освобождения собственника помещения в многоквартирном доме от оплаты полученного коммунального ресурса.
В целях стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе качественному предоставлению коммунальных услуг п. 44 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг предусматривает начисление платы за объем указанных услуг с учетом установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.
Как уже указано, норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в г. Тольятти Самарской области не установлен.
В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды ООО "ЖЭУ 26-го квартала" взималась исключительно на основании приборов учета, то есть по факту, что административным органом не опровергнуто.
Кроме того, п. 5.2.3 договора управления, заключенного между ООО "ЖЭУ 26-го квартала" и собственниками помещений многоквартирного дома, предусматривает, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается исходя из фактически предъявленных объемов ресурсоснабжающими организациями за вычетом показаний индивидуальных приборов учета, а также среднего и нормативного потребления в отдельных помещениях. Определенный таким образом фактически потребленный объем распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционального размеру площади каждого помещения в полном объеме.
Условия договора управления утверждены общим собранием собственников помещений (протокол общего собрания от 30.10.2014).
При таких обстоятельствах примененный ООО "ЖЭУ 26-го квартала" порядок расчета платы за горячее водоснабжение не противоречит действующему законодательству.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А72-2527/2015, решении Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 31.01.2017 по делу N 2-793/2017.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ЖЭУ 26-го квартала", в связи с чем признает его незаконным.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с административного органа в пользу ООО "ЖЭУ 26-го квартала" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб., понесенные обществом при обращении в суды первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ возвращает ООО "ЖЭУ 26-го квартала" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 16.02.2017 N 106 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу N А55-14201/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 05 апреля 2016 года N ТЦр-199522.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2017 N 11АП-1530/2017 ПО ДЕЛУ N А55-14201/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2017 г. по делу N А55-14201/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03-10-17.04.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2016 по делу N А55-14201/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" (ИНН 6323113073, ОГРН 1086320031390), г. Тольятти Самарской области, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" Малютина Т.В. (доверенность от 09.01.2017 N 3; до перерыва),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" (далее - ООО "ЖЭУ 26-го квартала", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган) от 05.04.2016 N ТЦр-199522.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия городского округа Тольятти.
Решением от 21.12.2016 по делу N А55-14201/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании 03.04.2017 объявлен перерыв до 10.04.2017, затем до 17.04.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Представитель ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, в выступлении представителя ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО "ЖЭУ 26-го квартала" осуществляло управление многоквартирным домом N 38а по ул. Победы в г. Тольятти Самарской области.
Административный орган вынес распоряжение от 14.03.2016 N ТЦр-199522 о проведении в отношении ООО "ЖЭУ 26-го квартала" внеплановой документарной проверки с целью проверки сведений, изложенных в обращениях от 20.02.2016.
В ходе проверки административный орган установил, что указанный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления, а также общедомовым прибором учета, учитывающим суммарный объем холодной и горячей воды. Подогрев воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Общий объем холодной и горячей воды определяется пропорционально объемам холодной и горячей воды, израсходованной в жилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативам (при отсутствии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета). Подогрев горячей воды определяется из расчета нормативного значения по подогреву - 0,066 Гкал/куб. м. Разница между показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления и расчетным подогревом используется в расчете платы за отопление.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354).
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, содержится в п. 54 Правил N 354.
В п. 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку в указанном многоквартирном доме отсутствует прибор учета горячего водоснабжения (имеется прибор, учитывающий весь потребленный домом объем воды), а также в настоящее время норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области не установлен, то, по мнению административного органа, при расчете платы за горячее водоснабжение допустимо применение нормативов, установленных Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
При расчете платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды ООО "ЖЭУ 26-го квартала" придерживается ограничений, установленных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды" (далее - Приказ N 89), только по объему воды, потребленной для нужд горячего водоснабжения, а объем тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на общедомовые нужды распределяется на указанный объем воды без ограничений, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 05.04.2016 N ТЦр-199522 и вынес предписание от 05.04.2016 N ТЦр-199522, которым обязал ООО "ЖЭУ 26-го квартала" в трехмесячный срок со дня получения предписания устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в инспекцию сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: производить начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (тепловая энергия для нужд ГВС) на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, 38а, в соответствии с требованиями п. 54 Правил N 354 с учетом Приказа N 89.
Не согласившись с предписанием административного органа, ООО "ЖЭУ 26-го квартала" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, не учел следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, содержится в п. 54 Правил N 354.
Расчет размера платы для потребителей в этом случае осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном данными Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
П. 44 Правил N 354 установлено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В предписании от 05.04.2016 N ТЦр-199522 указано, что поскольку в многоквартирном доме отсутствует прибор учета горячего водоснабжения (имеется прибор, учитывающий весь потребленный домом объем воды), а также в настоящее время норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области не установлен, административный орган счел возможным при расчете платы за горячее водоснабжение применять нормативы, установленные Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Между тем Постановление N 3815-1/п утратило силу 30.11.2010, в связи с чем применению не подлежит.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что в период, когда нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не установлены, у управляющей организации отсутствуют основания для начисления платы на общедомовые нужды, поскольку отсутствует норматив, ограничивающий сверхнормативное потребление. Следовательно, любое начисление на общедомовые нужды исходя из показаний общедомовых приборов учета является начислением платы в полном объеме. Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из коллективного (общедомового) прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В силу п. 6.2 ст. 155, п. 1 ст. 157 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп."а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, и обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 33 и 34 Правил N 354).
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и полученные коммунальные услуги.
Действующее законодательство не предусматривает полного освобождения собственника помещения в многоквартирном доме от оплаты полученного коммунального ресурса.
В целях стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе качественному предоставлению коммунальных услуг п. 44 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг предусматривает начисление платы за объем указанных услуг с учетом установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.
Как уже указано, норматив на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в г. Тольятти Самарской области не установлен.
В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды ООО "ЖЭУ 26-го квартала" взималась исключительно на основании приборов учета, то есть по факту, что административным органом не опровергнуто.
Кроме того, п. 5.2.3 договора управления, заключенного между ООО "ЖЭУ 26-го квартала" и собственниками помещений многоквартирного дома, предусматривает, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается исходя из фактически предъявленных объемов ресурсоснабжающими организациями за вычетом показаний индивидуальных приборов учета, а также среднего и нормативного потребления в отдельных помещениях. Определенный таким образом фактически потребленный объем распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционального размеру площади каждого помещения в полном объеме.
Условия договора управления утверждены общим собранием собственников помещений (протокол общего собрания от 30.10.2014).
При таких обстоятельствах примененный ООО "ЖЭУ 26-го квартала" порядок расчета платы за горячее водоснабжение не противоречит действующему законодательству.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А72-2527/2015, решении Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 31.01.2017 по делу N 2-793/2017.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ЖЭУ 26-го квартала", в связи с чем признает его незаконным.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с административного органа в пользу ООО "ЖЭУ 26-го квартала" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб., понесенные обществом при обращении в суды первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ возвращает ООО "ЖЭУ 26-го квартала" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 16.02.2017 N 106 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2016 года по делу N А55-14201/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 05 апреля 2016 года N ТЦр-199522.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)