Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
- от заявителя: не явились, извещены;
- от ответчика: не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия (регистрационный номер 13АП-20135/2016) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2016 по делу N А26-4049/2016
(судья Таратунин Р.Б.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ТСЖ "Центральное"
к ГЖИ Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
ТСЖ "Центральное" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ГЖИ) N 16-20/45-16 от 05.04.2016 о привлечении к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные ТСЖ "Центральное" требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции N 16-20/45-16 от 05.04.2016 о привлечении ТСЖ "Центральное" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Государственная жилищная инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что товарищество с момента составления акта технического состояния дома самостоятельно не осуществляло надлежащие меры по текущему и капитальному ремонту здания. Данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии товариществом всех возможных мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2016 N 63 государственным жилищным инспектором была проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Центральное", находящегося по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. N 26. Проверка проводилась с целью проверки фактов, изложенных в обращении председателя Карельской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Чистая вода" о ненадлежащем содержании общего имущества данного дома, в том числе, неудовлетворительном состоянии лепнины на фасаде дома и непринятии мер для предотвращения ее обрушения.
17.02.2016 по результатам проверки составлен акт N 63, в котором зафиксированы нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), а именно:
- - пункта 4.2.1.1, согласно которому организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- - пункта 4.2.1.3, согласно которому не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей;
- - пункта 4.2.1.5, согласно которому не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя;
- - пункта 4.2.3.1, согласно которому местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту;
- - пункта 4.2.3.2, согласно которому с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять, отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения, поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией;
- - пункта 2.6.2, согласно которому при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности стен и фасадов;
- - приложения N 2, согласно которому предельный срок устранения неисправности стен в виде утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением, составляет одни сутки с немедленным ограждением опасной зоны.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 02.03.2016 должностным лицом ГЖИ в отношении ТСЖ "Центральное" протокола об административном правонарушении N 000042 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
05.04.2016 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление о привлечении ТСЖ "Центральное" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Товарищество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в своих действиях состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с доводами товарищества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания и ремонта жилых домов урегулированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, согласно которым обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда возложено на собственников и организации различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
За нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия при проведении осмотра объекта жилищного фонда по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. N 26 были установлены нарушения п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 2.6.2, Приложения N 2.
Выявленные дефекты, деформации конструкций здания являются нарушениями требований п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 2.6.2, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., и, по мнению специалистов Государственной жилищной инспекции, могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций, обрушению или нарушению нормальной эксплуатации здания. Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Государственная жилищная инспекция в рамках административного дела не выясняла способы устранения выявленных дефектов и виновным лицом в ненадлежащем содержании жилищного фонда признала ТСЖ "Центральное".
Материалами дела подтверждается, что работы по восстановлению разрушенных участков штукатурного слоя в местах разрушений и отдельных участков (фрагментов) декоративной лепнины карнизов кровли и балконов носят капитальный характер и не могут быть выполнены фрагментами. Для обеспечения безопасности граждан ТСЖ "Центральное" регулярно выполняет указанные в пункте 4.2.3.2 Правил работы.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно администрация несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязана принимать участие в надлежащем содержании и ремонте.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 2 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценив обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие вины ТСЖ "Центральное", в вышеназванном правонарушении.
Таким образом, Государственная жилищная инспекция не доказала как факт совершения правонарушения, так и вину ТСЖ "Центральное", не обосновав правомерность привлечения его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2016 по делу N А26-4049/2016, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2016 N 13АП-20135/2016 ПО ДЕЛУ N А26-4049/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. N 13АП-20135/2016
Дело N А26-4049/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
- от заявителя: не явились, извещены;
- от ответчика: не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия (регистрационный номер 13АП-20135/2016) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2016 по делу N А26-4049/2016
(судья Таратунин Р.Б.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ТСЖ "Центральное"
к ГЖИ Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ТСЖ "Центральное" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ГЖИ) N 16-20/45-16 от 05.04.2016 о привлечении к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные ТСЖ "Центральное" требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции N 16-20/45-16 от 05.04.2016 о привлечении ТСЖ "Центральное" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Государственная жилищная инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что товарищество с момента составления акта технического состояния дома самостоятельно не осуществляло надлежащие меры по текущему и капитальному ремонту здания. Данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии товариществом всех возможных мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2016 N 63 государственным жилищным инспектором была проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Центральное", находящегося по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. N 26. Проверка проводилась с целью проверки фактов, изложенных в обращении председателя Карельской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Чистая вода" о ненадлежащем содержании общего имущества данного дома, в том числе, неудовлетворительном состоянии лепнины на фасаде дома и непринятии мер для предотвращения ее обрушения.
17.02.2016 по результатам проверки составлен акт N 63, в котором зафиксированы нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), а именно:
- - пункта 4.2.1.1, согласно которому организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- - пункта 4.2.1.3, согласно которому не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей;
- - пункта 4.2.1.5, согласно которому не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя;
- - пункта 4.2.3.1, согласно которому местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту;
- - пункта 4.2.3.2, согласно которому с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять, отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения, поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией;
- - пункта 2.6.2, согласно которому при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности стен и фасадов;
- - приложения N 2, согласно которому предельный срок устранения неисправности стен в виде утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением, составляет одни сутки с немедленным ограждением опасной зоны.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 02.03.2016 должностным лицом ГЖИ в отношении ТСЖ "Центральное" протокола об административном правонарушении N 000042 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
05.04.2016 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление о привлечении ТСЖ "Центральное" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Товарищество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в своих действиях состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с доводами товарищества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания и ремонта жилых домов урегулированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, согласно которым обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда возложено на собственников и организации различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
За нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия при проведении осмотра объекта жилищного фонда по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. N 26 были установлены нарушения п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 2.6.2, Приложения N 2.
Выявленные дефекты, деформации конструкций здания являются нарушениями требований п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 2.6.2, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., и, по мнению специалистов Государственной жилищной инспекции, могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций, обрушению или нарушению нормальной эксплуатации здания. Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Государственная жилищная инспекция в рамках административного дела не выясняла способы устранения выявленных дефектов и виновным лицом в ненадлежащем содержании жилищного фонда признала ТСЖ "Центральное".
Материалами дела подтверждается, что работы по восстановлению разрушенных участков штукатурного слоя в местах разрушений и отдельных участков (фрагментов) декоративной лепнины карнизов кровли и балконов носят капитальный характер и не могут быть выполнены фрагментами. Для обеспечения безопасности граждан ТСЖ "Центральное" регулярно выполняет указанные в пункте 4.2.3.2 Правил работы.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно администрация несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязана принимать участие в надлежащем содержании и ремонте.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 2 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценив обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие вины ТСЖ "Центральное", в вышеназванном правонарушении.
Таким образом, Государственная жилищная инспекция не доказала как факт совершения правонарушения, так и вину ТСЖ "Центральное", не обосновав правомерность привлечения его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2016 по делу N А26-4049/2016, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)