Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" и Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 июня 2016 г. по делу N А34-1185/2016 (судья Леонова Ю.А.).
- В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" - Феоктистова Н.С. (доверенность от 12.01.2016);
- Администрации города Кургана - Ярушина Н.С. (доверенность N 1539 от 05.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Газинвест" (далее - заявитель, ООО "Газинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 30.11.2015 N 8780 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и принять постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 6019 кв. м с кадастровым номером 45:25:070207:99, расположенным по адресу: г. Курган, ул. Пушкина - Зорге, в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), для размещения двадцатипятиэтажного многоквартирного жилого дома в виде отклонения от максимального процента застройки земельного участка с 45% до 75% (с учетом подземного паркинга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2016 (резолютивная часть объявлена 16.06.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780, а также в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Газинвест" обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление общества от 31.08.2015 о предоставлении разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Газинвест" с принятым судебным актом не согласилось в части избрания судом способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение в указанной части отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя будет являться обязание Администрации принять постановление о предоставлении ООО "Газинвест" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. С выводом суда о том, что общество, самостоятельно изменяя вид разрешенного использования приобретенного на аукционе земельного участка, обязан был предусмотреть возможность строительства объекта иного назначения, заявитель не согласен.
От Администрации также поступила апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, в котором заинтересованное лицо указывает, что заключение комиссии по публичным слушаниям от 22.10.2015 не было положительным, касалось только подземного паркинга. Данная рекомендация не является доказательством положительного решения Комиссии по заявлению ООО "Газинвест". Подземный паркинг не является самостоятельным объектом, а является встроено-пристроенным помещением, то есть входит в состав многоквартирного дома. Таким образом, все ограничения, установленные Правилами для многоквартирного дома повышенной этажности, распространяются на подземный паркинг. Судом первой инстанции неверно дана оценка протоколу публичных слушаний. Выступления граждан о несогласии со строительством дома повышенной этажности является несогласием с увеличением плотности застройки.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельный участок, расположенный в районе пересечения улиц Пушкина - Р.Зорге формировался для строительства административного здания. Постановлением Администрации г. Кургана от 26.05.2014 N 3872 после проведения процедуры публичных слушаний было дано разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка для размещения объекта административно-делового назначения.
В июле 2014 г. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области провел аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 45:25:070207:99 площадью 6019 кв. м для строительства административного здания (т. 1, л.д. 105).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 14.07.2014 N 1 ООО "Газинвест" приобрело земельный участок площадью 6019 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:070207:99 для строительства административного здания, расположенного в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5) (т. 1, л.д. 11-13).
Правообладателем земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "для размещения административного здания" на вид "для размещения жилого дома выше 9 этажей", что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка (т. 1 л.д. 80-85).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318, для многоквартирных жилых домов выше 12 этажей, расположенных в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), установлен максимальный процент застройки земельного участка - 45 (т. 2 л.д. 121).
ООО "Газинвест" 21.04.2015 обратилось с заявлением в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана (далее также - Комиссия) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в виде уменьшения минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлениям на северо-восток - 3 м, на юго-восток - 3 м, на юго-запад - 3 м в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлению на северо-запад и в виде увеличения процента застройки с 45 до 85 процентов (т. 1, л.д. 106), которое было рассмотрено на комиссии 22.04.2015 (протокол N 9) и было принято решение направить документы Главе города Кургана в целях назначения публичных слушаний (т. 1, л.д. 107-114).
Вопрос был рассмотрен на публичных слушаниях 23.06.2015, Комиссией было принято решение рекомендовать Руководителю Администрации отказать ООО "Газинвест" в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров (т. 1, л.д. 115-144).
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 23.06.2015, постановлением Администрации от 03.08.2015 N 5802 заявителю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
ООО "Газинвест" 31.08.2015 вновь обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана по вопросу возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части установления максимального процента застройки земельного участка с учетом подземного паркинга в размере 75% (т. 1, л.д. 10).
По данному вопросу 19.10.2015 были проведены публичные слушания.
Заключением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от 22.10.2015 руководителю Администрации рекомендовано предоставить отклонение от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга с сохранением процента жилой застройки 45% для размещения 25 этажного многоквартирного дома (пункт 1.17) (т. 1, л.д. 55-59).
По итогам рассмотрения заявления общества Администрацией 30.11.2015 издано постановление N 8780 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (т. 1, л.д. 9).
Полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Газинвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия заинтересованным лицом оспариваемого постановления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Таким образом, законодатель предусмотрел специальную процедуру, предваряющую стадию подготовки рекомендаций комиссии - проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Указанная стадия означает открытое обсуждение обозначенного вопроса с привлечением всех заинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что ООО "Газинвест" обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части установления максимального процента застройки земельного участка с учетом подземного паркинга в размере 75%.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесен максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки.
В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*).
Таким образом, в случае предоставления разрешения на отклонение максимального процента застройки земельного участка по проекции подземного паркинга до 75%, заявитель вправе будет увеличить площадь застройки до 75% и надземной части (в данном случае жилого дома).
Из указанного также следует, что показатель площади застройки земельного участка для здания с паркингом не определяется отдельно для надземной части (жилого дома) и подземной части (паркинга), для такого здания площадь застройки определяется по максимальной проекции.
Администрацией 19.10.2015 проведены публичные слушания для решения вопроса по заявлению ООО "Газинвест" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070207:99 (протокол - т. 1, л.д. 64-78).
По результатам публичных слушаний Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана дала заключение от 22.10.2015 и рекомендации от 22.10.2015, которыми рекомендовала руководителю Администрации принять решение о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на вышеуказанном земельном участке для размещения двадцатипятиэтажного многоквартирного жилого дома, в виде отклонения от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга с сохранением процента жилой застройки - 45% (пункт 2.11, т. 1, л.д. 60-63).
Из толкования частей 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
На обязательность учета мнения населения, выраженного в результате общественных слушаний, указывается также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Оценив протокол публичных слушаний от 19.10.2015 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в результате проведенных публичных слушаний выработана рекомендация сохранить максимальный процент застройки земельного участка по надземной части здания 45% (пункт 9 протокола публичных слушаний от 19.10.2015, т. 1 л.д. 73-76), что и отражено в рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана.
Поскольку максимальный процент застройки земельного участка не устанавливается отдельно для надземной и подземной частей здания, то разрешение отклонения от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга не будет соответствовать результатам публичных слушаний и рекомендациям Комиссии.
Поскольку согласно части 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации должен принимать решение о предоставлении разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства на основании заключения комиссии о результатах публичных слушаний, то в данном случае администрация не имела права выдать разрешение на испрашиваемое отклонение.
Доводы ООО "Газинвест" о том, что Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана рекомендовала руководителю Администрации принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, ошибочны.
Рекомендация Комиссии содержит волеизъявление участников публичных слушаний на сохранение максимальной площади застройки земельного участка для надземной части не более 45% от общей площади предоставленного земельного участка. При данном показателе невозможно увеличение площади застройки паркинга до 75%, поскольку это приведет к увеличению показателя максимального процента застройки земельного участка до 75% и не будет соответствовать решению публичных слушаний.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства соответствует действующему законодательству.
Довод заявителя, что оспариваемое постановление необоснованно и немотивированно, отклоняется, поскольку в тексте данного ненормативного правового акта имеются ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых он принят - Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Правила землепользования и застройки города Кургана, а также ссылка на Протокол публичных слушаний, состоявшихся 19.10.2015. Указание иных оснований для принятия оспариваемого постановления кроме как на результат публичных слушаний в данном случае не требуется.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780 является законным, доводы апелляционной жалобы Администрации являются обоснованными.
Между тем заявителем доказательств нарушения оспариваемым предписанием его законных прав в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Доводы апелляционной жалобы заявителя не принимаются по выше приведенным мотивам.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя по настоящему делу.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований ООО "Газинвест", а также апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО "Газинвест" относятся на подателя и взыскиваются в федеральный бюджет в сумме 3000 руб. Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20 июня 2016 г. по делу N А34-1185/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" (ОГРН 1074501001530) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2016 N 18АП-10288/2016, 18АП-10290/2016 ПО ДЕЛУ N А34-1185/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. N 18АП-10288/2016, 18АП-10290/2016
Дело N А34-1185/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" и Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 июня 2016 г. по делу N А34-1185/2016 (судья Леонова Ю.А.).
- В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" - Феоктистова Н.С. (доверенность от 12.01.2016);
- Администрации города Кургана - Ярушина Н.С. (доверенность N 1539 от 05.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Газинвест" (далее - заявитель, ООО "Газинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 30.11.2015 N 8780 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и принять постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 6019 кв. м с кадастровым номером 45:25:070207:99, расположенным по адресу: г. Курган, ул. Пушкина - Зорге, в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), для размещения двадцатипятиэтажного многоквартирного жилого дома в виде отклонения от максимального процента застройки земельного участка с 45% до 75% (с учетом подземного паркинга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2016 (резолютивная часть объявлена 16.06.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780, а также в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Газинвест" обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление общества от 31.08.2015 о предоставлении разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Газинвест" с принятым судебным актом не согласилось в части избрания судом способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение в указанной части отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя будет являться обязание Администрации принять постановление о предоставлении ООО "Газинвест" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. С выводом суда о том, что общество, самостоятельно изменяя вид разрешенного использования приобретенного на аукционе земельного участка, обязан был предусмотреть возможность строительства объекта иного назначения, заявитель не согласен.
От Администрации также поступила апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, в котором заинтересованное лицо указывает, что заключение комиссии по публичным слушаниям от 22.10.2015 не было положительным, касалось только подземного паркинга. Данная рекомендация не является доказательством положительного решения Комиссии по заявлению ООО "Газинвест". Подземный паркинг не является самостоятельным объектом, а является встроено-пристроенным помещением, то есть входит в состав многоквартирного дома. Таким образом, все ограничения, установленные Правилами для многоквартирного дома повышенной этажности, распространяются на подземный паркинг. Судом первой инстанции неверно дана оценка протоколу публичных слушаний. Выступления граждан о несогласии со строительством дома повышенной этажности является несогласием с увеличением плотности застройки.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельный участок, расположенный в районе пересечения улиц Пушкина - Р.Зорге формировался для строительства административного здания. Постановлением Администрации г. Кургана от 26.05.2014 N 3872 после проведения процедуры публичных слушаний было дано разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка для размещения объекта административно-делового назначения.
В июле 2014 г. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области провел аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 45:25:070207:99 площадью 6019 кв. м для строительства административного здания (т. 1, л.д. 105).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 14.07.2014 N 1 ООО "Газинвест" приобрело земельный участок площадью 6019 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:070207:99 для строительства административного здания, расположенного в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5) (т. 1, л.д. 11-13).
Правообладателем земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "для размещения административного здания" на вид "для размещения жилого дома выше 9 этажей", что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка (т. 1 л.д. 80-85).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318, для многоквартирных жилых домов выше 12 этажей, расположенных в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), установлен максимальный процент застройки земельного участка - 45 (т. 2 л.д. 121).
ООО "Газинвест" 21.04.2015 обратилось с заявлением в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана (далее также - Комиссия) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в виде уменьшения минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлениям на северо-восток - 3 м, на юго-восток - 3 м, на юго-запад - 3 м в виде отсутствия минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства по направлению на северо-запад и в виде увеличения процента застройки с 45 до 85 процентов (т. 1, л.д. 106), которое было рассмотрено на комиссии 22.04.2015 (протокол N 9) и было принято решение направить документы Главе города Кургана в целях назначения публичных слушаний (т. 1, л.д. 107-114).
Вопрос был рассмотрен на публичных слушаниях 23.06.2015, Комиссией было принято решение рекомендовать Руководителю Администрации отказать ООО "Газинвест" в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров (т. 1, л.д. 115-144).
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 23.06.2015, постановлением Администрации от 03.08.2015 N 5802 заявителю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
ООО "Газинвест" 31.08.2015 вновь обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана по вопросу возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части установления максимального процента застройки земельного участка с учетом подземного паркинга в размере 75% (т. 1, л.д. 10).
По данному вопросу 19.10.2015 были проведены публичные слушания.
Заключением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от 22.10.2015 руководителю Администрации рекомендовано предоставить отклонение от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга с сохранением процента жилой застройки 45% для размещения 25 этажного многоквартирного дома (пункт 1.17) (т. 1, л.д. 55-59).
По итогам рассмотрения заявления общества Администрацией 30.11.2015 издано постановление N 8780 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (т. 1, л.д. 9).
Полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Газинвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия заинтересованным лицом оспариваемого постановления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Таким образом, законодатель предусмотрел специальную процедуру, предваряющую стадию подготовки рекомендаций комиссии - проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Указанная стадия означает открытое обсуждение обозначенного вопроса с привлечением всех заинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что ООО "Газинвест" обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части установления максимального процента застройки земельного участка с учетом подземного паркинга в размере 75%.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесен максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки.
В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*).
Таким образом, в случае предоставления разрешения на отклонение максимального процента застройки земельного участка по проекции подземного паркинга до 75%, заявитель вправе будет увеличить площадь застройки до 75% и надземной части (в данном случае жилого дома).
Из указанного также следует, что показатель площади застройки земельного участка для здания с паркингом не определяется отдельно для надземной части (жилого дома) и подземной части (паркинга), для такого здания площадь застройки определяется по максимальной проекции.
Администрацией 19.10.2015 проведены публичные слушания для решения вопроса по заявлению ООО "Газинвест" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070207:99 (протокол - т. 1, л.д. 64-78).
По результатам публичных слушаний Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана дала заключение от 22.10.2015 и рекомендации от 22.10.2015, которыми рекомендовала руководителю Администрации принять решение о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на вышеуказанном земельном участке для размещения двадцатипятиэтажного многоквартирного жилого дома, в виде отклонения от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга с сохранением процента жилой застройки - 45% (пункт 2.11, т. 1, л.д. 60-63).
Из толкования частей 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
На обязательность учета мнения населения, выраженного в результате общественных слушаний, указывается также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Оценив протокол публичных слушаний от 19.10.2015 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в результате проведенных публичных слушаний выработана рекомендация сохранить максимальный процент застройки земельного участка по надземной части здания 45% (пункт 9 протокола публичных слушаний от 19.10.2015, т. 1 л.д. 73-76), что и отражено в рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана.
Поскольку максимальный процент застройки земельного участка не устанавливается отдельно для надземной и подземной частей здания, то разрешение отклонения от максимального процента застройки до 75% для подземного паркинга не будет соответствовать результатам публичных слушаний и рекомендациям Комиссии.
Поскольку согласно части 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации должен принимать решение о предоставлении разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства на основании заключения комиссии о результатах публичных слушаний, то в данном случае администрация не имела права выдать разрешение на испрашиваемое отклонение.
Доводы ООО "Газинвест" о том, что Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана рекомендовала руководителю Администрации принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, ошибочны.
Рекомендация Комиссии содержит волеизъявление участников публичных слушаний на сохранение максимальной площади застройки земельного участка для надземной части не более 45% от общей площади предоставленного земельного участка. При данном показателе невозможно увеличение площади застройки паркинга до 75%, поскольку это приведет к увеличению показателя максимального процента застройки земельного участка до 75% и не будет соответствовать решению публичных слушаний.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства соответствует действующему законодательству.
Довод заявителя, что оспариваемое постановление необоснованно и немотивированно, отклоняется, поскольку в тексте данного ненормативного правового акта имеются ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых он принят - Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Правила землепользования и застройки города Кургана, а также ссылка на Протокол публичных слушаний, состоявшихся 19.10.2015. Указание иных оснований для принятия оспариваемого постановления кроме как на результат публичных слушаний в данном случае не требуется.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации от 30.11.2015 N 8780 является законным, доводы апелляционной жалобы Администрации являются обоснованными.
Между тем заявителем доказательств нарушения оспариваемым предписанием его законных прав в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Доводы апелляционной жалобы заявителя не принимаются по выше приведенным мотивам.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя по настоящему делу.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований ООО "Газинвест", а также апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО "Газинвест" относятся на подателя и взыскиваются в федеральный бюджет в сумме 3000 руб. Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20 июня 2016 г. по делу N А34-1185/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газинвест" (ОГРН 1074501001530) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)