Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 02АП-7685/2017 ПО ДЕЛУ N А31-6829/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А31-6829/2017


Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черных Л.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
на решение в виде резолютивной части (ст. 229 АПК) Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2017 по делу N А31-6829/2017, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Паниной С.Л.
по иску муниципального унитарного предприятия города Костромы "Городская управляющая компания"

к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы

о взыскании денежной суммы,
установил:

муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Городская управляющая компания" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление) 182 242 рублей 69 копеек неосновательного обогащения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Костромской области, резолютивная часть которого принята 29.08.2017 и полный текст изготовлен 21.09.2017, исковые требования удовлетворены: с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления в пользу Предприятия взыскано 182 242 рубля 69 копеек неосновательного обогащения, возникшего вследствие уклонения от оплаты услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества в жилых домах по адресам: г. Кострома, ул. Войкова, д. 2/33, ул. Калиновская, д. 43, ул. Московская, д. 29, ул. Осыпная, д. 4, ул. Островского, д. 6, ул. Островского, д. 4.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что помещение N 2 в доме N 2/33 по ул. Войкова не находится в собственности у муниципального образования с 18.06.2013 (исключено из реестра муниципального имущества города Костромы распоряжением начальника Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества от 18.07.2013 N 522-р). В отношении помещений в доме N 29 по ул. Московская ответчик ведет работу по установлению нанимателей данных помещений в спорные периоды, следовательно, указанное обстоятельство подлежит выяснению. Помещение N 18 в доме N 4 по ул. Осыпной с 21.03.2014 предоставлено на праве хозяйственного ведения МУП города Костромы "Костромагортранс". Помещение N 8 в доме N 6 по ул. Островского, помещение N 1 в доме N 4 по ул. Островского переданы по договорам безвозмездного пользования и договору аренды, которыми предусмотрена обязанность ссудополучателей и арендатора заключить со специализированными организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, вывоз мусора, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, ответчик считает, что судом первой инстанции необоснованно проигнорировано ходатайство Управления о рассмотрении настоящего дела по правилам общего производства.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.09.2017 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.10.2017 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 153, частью 2 статьи 154, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1 статьи 1102, пунктом 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование городской округ город Кострома является собственником помещений:
- N 2 площадью 8,5 кв. м в доме N 2/33 по ул. Войкова;
- N 2 площадью 31 кв. м в доме N 43 по ул. Калиновская;
- N 2 площадью 23,3 кв., N 4 площадью 29,2 кв. м, N 5 площадью 15,2 кв. м, N 6 площадью 83,3 кв. м, N 7 площадью 23,8 кв. м, N 8 площадью 49,1 кв. м, N 9 площадью 16,2 кв. м, N 11 площадью 29,5 кв. м, N 12 площадью 30,5 кв. м, N 13 площадью 15 кв. м, N 14 площадью 38,9 кв. м, N 15 площадью 35,9 кв. м, N 16 площадью 37,1 кв. м, N 18 площадью 49,6 кв. м, N 19 площадью 49,3 кв. м, N 25 площадью 36,4 кв. м, N 28 площадью 15 кв. м в доме N 29 по ул. Московской;
- N 18 площадью 17,8 кв. м, N 17 площадью 35,3 кв. м в доме N 4 по ул. Осыпной;
- N 8 площадью 134,8 кв. м в доме N 6 по ул. Островского;
- N 1 площадью 25,7 кв. м в доме N 4 по ул. Островского.
Предприятие осуществляет управление указанными многоквартирными домами.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что собственник помещений в лице Управления плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах не вносил.
Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах правильно определен истцом на основании соответствующих тарифов, подлежащих применению в рассматриваемом случае, исходя из площади помещений, находящихся в собственности ответчика, периода просрочки применительно в каждому многоквартирному дому и составляет за период с 01.07.2014 по 31.05.2017 общую сумму 182 242 рубля 69 копеек.
При предъявлении настоящего иска истец представил в материалы дела сведения о зарегистрированных правах по указанные помещения.
В частности, помещение N 18 общей площадью 17,8 кв. м в доме N 4 по ул. Осыпной в г. Костроме с 21.03.2014 передано в хозяйственное ведение МУП города Костромы "Костромагортранс", о чем в едином государственном реестр прав сделана соответствующая запись (лист дела 32).
Требование о взыскании 7 383 рублей 09 копеек платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении данного помещения заявлено истцом за период с 01.05.2015 по 31.05.2017 (лист дела 14).
В указанный период помещение находится в хозяйственном ведении МУП города Костромы "Костромагортранс".
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ наряду с правом собственности право хозяйственного ведения относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Статьями 294, 295 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества.
Учитывая изложенное, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении данного помещения не может быть взыскана с собственника помещения.
Документам о нахождении спорного помещения в хозяйственном ведении, доводам ответчика об этом обстоятельстве (лист дела 80) судом первой инстанции не дано оценки при принятии решения.
Поскольку в спорный период помещение N 18 в доме N 4 по ул. Осыпной в г. Костроме находилось в хозяйственном ведении МУП города Костромы "Костромагортранс", отсутствуют правовые основания для взыскания платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая по расчету истца составляет 7 383 рубля 09 копеек за период с 01.05.2015 по 31.05.2017 (лист дела 14), с ответчика в лице Управления.
Довод ответчика о том, что помещение N 2 в доме N 2/33 по ул. Войкова исключено из реестра муниципального имущества города Костромы распоряжением начальника Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества от 18.07.2013 N 522-р, подлежит отклонению, поскольку по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 06.06.2017 спорное помещение находится в собственности муниципального образования городской округ город Кострома с 28.03.2008 (лист дела 24).
Ссылки ответчика на то, что помещение N 8 в доме N 6 по ул. Островского, помещение N 1 в доме N 4 по ул. Островского переданы по договорам безвозмездного пользования и договору аренды иным лицам, подлежат отклонению, поскольку договорные отношения между ссудополучателем (арендатором) и истцом, возлагающие обязанность на ссудополучателя и арендатора оплатить за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, отсутствуют. В силу приведенных норм права собственник несет бремя содержания имущества.
Доводы ответчика о том, что в отношении помещений в доме N 29 по ул. Московской Управление ведет работу по установлению нанимателей данных помещений в спорные периоды, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку доказательств того, что помещения в указанном многоквартирном доме были заселены, переданы по договору найма, ответчиком не представлено. Ходатайств об истребовании соответствующих доказательств в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Требование ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства не может быть принято во внимание, поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не имелось и не имеется (статья 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления в пользу Предприятия подлежит взысканию 174 859 рублей 60 копеек задолженности. В удовлетворении исковых требований о взыскании 7 383 рублей 09 копеек задолженности (по плате в отношении помещения N 18 в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, ул. Осыпная, д. 4) следует отказать. Решение Арбитражного суда Костромской области подлежит соответствующему изменению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В суде первой инстанции истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление (ответчик) освобождено от уплаты государственной пошлины.
В пунктах 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области в виде резолютивной части (ст. 229 АПК) от 29.08.2017 (изготовленного в полным объеме 21.09.2017) по делу N А31-6829/2017 изменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы в пользу Муниципального унитарного предприятия города Костромы "Городская управляющая компания" 174 859 рублей 60 копеек задолженности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Костромской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Л.И.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)