Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 1 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Головановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пронькиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" (ИНН 5802004778, ОГРН 1155802000144) к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ИНН 5836013072, ОГРН 1035803005732), третьи лица: Общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (ИНН 5802008155, ОГРН 1095802000920), Общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (ИНН 5802008148, ОГРН 1095802000910),
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Селюжицкой Н.А. (доверенность от 05.11.2015), от ответчика - Молева М.Г. (доверенность N 1-15-44 от 13.01.2016), от Общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" - Севостьяновой Н.А. (доверенность N 6 от 23.03.2015),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области N ПР-280 от 13.11.2015, полагая, что оно вынесено с нарушением требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответчик в письменном отзыве по делу заявленные требования отклонил, считая оспариваемое предписание законным (т. 2 л.д. 76-79).
Определением арбитражного суда от 18.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки", Общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети".
Третье лицо - ОДО "Сети водоотведения города Каменки" в письменном отзыве на заявление просило отказать в удовлетворении требований заявителя, считая оспариваемое предписание законным, основанным на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 91-96).
Третье лицо - ОДО "Каменские водопроводные сети", извещенное о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на заявление не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие неявившегося третьего лица.
На основании статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил признать оспариваемое предписание недействительным по основаниям, подробно изложенным в заявлении и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 4-5, т. 2 л.д. 42-44, 135-136), указывая, что оно вынесено ответчиком при отсутствии в действиях общества нарушений действующего законодательства. Заявитель указал, что в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в городе Каменка у собственников помещений сохранились прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые действовали как при непосредственном управлении собственниками помещений, так и на момент вступления Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 в законную силу. По мнению заявителя, до момента расторжения прямых договоров требование Госжилстройтехинспекции Пензенской области о заключении обществом договоров с ресурсоснабжающими организациями является незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на заявление (т. 2 л.д. 76-79), считая, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям в многоквартирном жилом доме. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в городе Каменка не принималось решения о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с пунктом 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ.
Представитель третьего лица - Общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" полностью поддержал позицию ответчика, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве на заявление (т. 2 л.д. 91-96).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" (далее - общество) 06.04.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1155802000144 (т. 1 л.д. 8). Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 9) основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда (код 70.32.1).
Как следует из материалов дела, 17.06.2015 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в г. Каменка, проведенного в форме заочного голосования, общество выбрано в качестве управляющей организации данного многоквартирного дома с 01.07.2015, утвержден проект договора управления с ООО "УК "Городок" и все существенные условия договора управления, представителю собственников помещений (председателю Совета МКД) в многоквартирном доме поручено заключить договор управления многоквартирным домом. Указанное решение отражено в пунктах 7, 10, 11 протокола общего собрания от 17.06.2015 (т. 2 л.д. 13-16).
19.10.2015 в Госжилстройтехинспекцию поступило заявление Ковалевой А.И. - собственника кв. 184 дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка по вопросу самоустранения ООО "УК "Городок" от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями (т. 2 л.д. 3).
В целях проверки фактов, изложенных в названном обращении, исполняющим обязанности начальника Госжилстройтехинспекции издан приказ от 29.10.2015 N ПУ-1202 о проведении в отношении ООО "УК "Городок" внеплановой документарной проверки (т. 2 л.д. 6).
В ходе анализа представленных документов должностным лицом Госжилстройтехинспекции было установлено, что договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, а именно, ООО "ТНС энерго Пенза", ОДО "Сети водоотведения города Каменки", ОДО "Каменские водопроводные сети" и МУП "КГЭТС" управляющей организацией не заключены, о чем составлен акт проверки от 13.11.2015 (т. 2 л.д. 9).
По результатам проведенной проверки должностным лицом Госжилстройтехинспекции обществу выдано предписание N ПР-280 от 13.11.2015, в соответствии с которым ООО "УК "Городок" предписано в срок до 25.12.2015 заключить договоры ресурсоснабжения: на отведение сточных бытовых вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки" (п. 1), на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети" (п. 2), на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС" (п. 3), на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией ООО "ТНС энерго Пенза" (п. 4) (т. 2 л.д. 10).
Считая, что предписание Госжилстройтехинспекции N ПР-280 от 13.11.2015 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пункт 4 Положения предусматривает, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Судом установлено, что деятельность Госжилстройтехинспекции в спорный период осуществлялась на основании Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 N 167-пП (далее - Положение об управлении).
В соответствии с п. 1.1 названного Положения Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4.2.5 Положения об управлении должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Следовательно, Госжилстройтехинспекция Пензенской области в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий вправе осуществлять контрольные мероприятия и выдавать предписания.
Из материалов дела усматривается, что управление многоквартирным домом N 1 по ул. Белинская в г. Каменка в спорный период осуществлялось ООО "УК "Городок".
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 3 названной статьи ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (пункт 9 Правил N 354).
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Как следует из пункта 2.1.2 договора управления спорным многоквартирным домом от 22.06.2015, управляющая организация обязана оказывать коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе: по обеспечению отоплением и горячим водоснабжением, холодным водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, услугами по вывозу ТБО (т. 2 л.д. 17 оборотная сторона).
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как уже было указано выше, по условиям договора управления многоквартирным домом от 22.06.2015 общество, как управляющая организация, обязано оказывать коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка.
Пунктом 5 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке (оферте), установлен пунктом 6 Правил N 124, к числу которых относятся документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте).
При этом документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен) (п. 7 Правил N 124).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном случае именно на заявителе, как на управляющей организации спорным многоквартирным домом, лежит обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июля 2015 года по делу N 310-КГ14-8259.
Заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями ввиду того, что между собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые в силу пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. При этом заявитель считает, что факт наличия прямых договоров ресурсоснабжения между собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями подтверждается платежными документами, предъявляемыми для оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями напрямую собственникам (т. 1 л.д. 74-145, т. 2 л.д. 57-73), а также письмами ресурсоснабжающих организаций: МУП "Каменская горэлектротеплосеть", ООО "ТНС энерго Пенза" (т. 2 л.д. 49,50).
Суд находит указанные доводы необоснованными, противоречащими законодательству и материалам дела.
В частности, из содержания пунктов 1.2, 1.4, 2.1, 2.1.2 договора управления многоквартирным домом от 22.06.2015, заключенного между ООО "УК "Городок" и собственниками помещений спорного многоквартирного дома, который подписан уполномоченным представителем собственников, усматривается желание собственников получать коммунальные услуги именно от управляющей организации, то есть от заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации определении от 6 июля 2015 года по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано в названном определении Верховного Суда РФ, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Ссылка заявителя на пункт 17 статьи 12 Федерального закона N 176 от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" как на основание освобождения управляющей организации от обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, судом отклоняется, как не имеющая правового значения для разрешения настоящего спора.
Пунктом 17 статьи 12 названного закона предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Суд считает, что вышеприведенные нормативные положения не препятствуют заключению между управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вопреки позиции заявителя, из указанного нормативного акта не усматриваются основания для освобождения управляющей организации от заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Также судом отклоняется как необоснованный довод заявителя об отсутствии у управляющей организации обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями ввиду того, что решением общего собрания собственников от 06.05.2015 был сохранен порядок оплаты коммунальных услуг, при котором плата за все коммунальные услуги вносится собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В пункте 27 Правил N 124 перечислены условия, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Вместе с тем, принятие такого решения не освобождает общество, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
Частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Исходя из анализа вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что применение положений части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ в части наличия у собственников помещений многоквартирного дома права на принятие решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, возможно только в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015.
Таким образом, положения части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ действуют только с 30.06.2015 и распространяется на случаи принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации после указанной даты.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что после 30.06.2015 собственниками помещений в спорном многоквартирном доме было принято соответствующее решение.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что Госжилстройтехинспекция Пензенской области в оспариваем предписании правомерно возложила на заявителя обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения на отведение сточных бытовых вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки", на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети", на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС", на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией ООО "ТНС энерго Пенза".
Оспариваемое по настоящему делу предписание Госжилстройтехинспекции выдано в пределах предоставленных ей законом полномочий и с соблюдением установленной процедуры, каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом, на общество не возлагает, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону и нарушение актом прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено совокупности таких условий, в связи с чем, не имеется законных оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области N ПР-280 от 13.11.2015.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья
Н.В.ГОЛОВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.04.2016 ПО ДЕЛУ N А49-13724/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу N А49-13724/2015
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 1 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Головановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пронькиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" (ИНН 5802004778, ОГРН 1155802000144) к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ИНН 5836013072, ОГРН 1035803005732), третьи лица: Общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (ИНН 5802008155, ОГРН 1095802000920), Общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (ИНН 5802008148, ОГРН 1095802000910),
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Селюжицкой Н.А. (доверенность от 05.11.2015), от ответчика - Молева М.Г. (доверенность N 1-15-44 от 13.01.2016), от Общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" - Севостьяновой Н.А. (доверенность N 6 от 23.03.2015),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области N ПР-280 от 13.11.2015, полагая, что оно вынесено с нарушением требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответчик в письменном отзыве по делу заявленные требования отклонил, считая оспариваемое предписание законным (т. 2 л.д. 76-79).
Определением арбитражного суда от 18.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки", Общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети".
Третье лицо - ОДО "Сети водоотведения города Каменки" в письменном отзыве на заявление просило отказать в удовлетворении требований заявителя, считая оспариваемое предписание законным, основанным на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 91-96).
Третье лицо - ОДО "Каменские водопроводные сети", извещенное о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на заявление не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие неявившегося третьего лица.
На основании статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил признать оспариваемое предписание недействительным по основаниям, подробно изложенным в заявлении и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 4-5, т. 2 л.д. 42-44, 135-136), указывая, что оно вынесено ответчиком при отсутствии в действиях общества нарушений действующего законодательства. Заявитель указал, что в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в городе Каменка у собственников помещений сохранились прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые действовали как при непосредственном управлении собственниками помещений, так и на момент вступления Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 в законную силу. По мнению заявителя, до момента расторжения прямых договоров требование Госжилстройтехинспекции Пензенской области о заключении обществом договоров с ресурсоснабжающими организациями является незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на заявление (т. 2 л.д. 76-79), считая, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям в многоквартирном жилом доме. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в городе Каменка не принималось решения о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с пунктом 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ.
Представитель третьего лица - Общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" полностью поддержал позицию ответчика, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве на заявление (т. 2 л.д. 91-96).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" (далее - общество) 06.04.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1155802000144 (т. 1 л.д. 8). Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 9) основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда (код 70.32.1).
Как следует из материалов дела, 17.06.2015 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Белинская в г. Каменка, проведенного в форме заочного голосования, общество выбрано в качестве управляющей организации данного многоквартирного дома с 01.07.2015, утвержден проект договора управления с ООО "УК "Городок" и все существенные условия договора управления, представителю собственников помещений (председателю Совета МКД) в многоквартирном доме поручено заключить договор управления многоквартирным домом. Указанное решение отражено в пунктах 7, 10, 11 протокола общего собрания от 17.06.2015 (т. 2 л.д. 13-16).
19.10.2015 в Госжилстройтехинспекцию поступило заявление Ковалевой А.И. - собственника кв. 184 дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка по вопросу самоустранения ООО "УК "Городок" от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями (т. 2 л.д. 3).
В целях проверки фактов, изложенных в названном обращении, исполняющим обязанности начальника Госжилстройтехинспекции издан приказ от 29.10.2015 N ПУ-1202 о проведении в отношении ООО "УК "Городок" внеплановой документарной проверки (т. 2 л.д. 6).
В ходе анализа представленных документов должностным лицом Госжилстройтехинспекции было установлено, что договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, а именно, ООО "ТНС энерго Пенза", ОДО "Сети водоотведения города Каменки", ОДО "Каменские водопроводные сети" и МУП "КГЭТС" управляющей организацией не заключены, о чем составлен акт проверки от 13.11.2015 (т. 2 л.д. 9).
По результатам проведенной проверки должностным лицом Госжилстройтехинспекции обществу выдано предписание N ПР-280 от 13.11.2015, в соответствии с которым ООО "УК "Городок" предписано в срок до 25.12.2015 заключить договоры ресурсоснабжения: на отведение сточных бытовых вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки" (п. 1), на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети" (п. 2), на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС" (п. 3), на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией ООО "ТНС энерго Пенза" (п. 4) (т. 2 л.д. 10).
Считая, что предписание Госжилстройтехинспекции N ПР-280 от 13.11.2015 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пункт 4 Положения предусматривает, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Судом установлено, что деятельность Госжилстройтехинспекции в спорный период осуществлялась на основании Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 N 167-пП (далее - Положение об управлении).
В соответствии с п. 1.1 названного Положения Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4.2.5 Положения об управлении должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Следовательно, Госжилстройтехинспекция Пензенской области в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий вправе осуществлять контрольные мероприятия и выдавать предписания.
Из материалов дела усматривается, что управление многоквартирным домом N 1 по ул. Белинская в г. Каменка в спорный период осуществлялось ООО "УК "Городок".
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 3 названной статьи ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (пункт 9 Правил N 354).
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Как следует из пункта 2.1.2 договора управления спорным многоквартирным домом от 22.06.2015, управляющая организация обязана оказывать коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе: по обеспечению отоплением и горячим водоснабжением, холодным водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, услугами по вывозу ТБО (т. 2 л.д. 17 оборотная сторона).
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как уже было указано выше, по условиям договора управления многоквартирным домом от 22.06.2015 общество, как управляющая организация, обязано оказывать коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка.
Пунктом 5 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке (оферте), установлен пунктом 6 Правил N 124, к числу которых относятся документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте).
При этом документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен) (п. 7 Правил N 124).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном случае именно на заявителе, как на управляющей организации спорным многоквартирным домом, лежит обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Белинская в г. Каменка.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июля 2015 года по делу N 310-КГ14-8259.
Заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями ввиду того, что между собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые в силу пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. При этом заявитель считает, что факт наличия прямых договоров ресурсоснабжения между собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями подтверждается платежными документами, предъявляемыми для оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями напрямую собственникам (т. 1 л.д. 74-145, т. 2 л.д. 57-73), а также письмами ресурсоснабжающих организаций: МУП "Каменская горэлектротеплосеть", ООО "ТНС энерго Пенза" (т. 2 л.д. 49,50).
Суд находит указанные доводы необоснованными, противоречащими законодательству и материалам дела.
В частности, из содержания пунктов 1.2, 1.4, 2.1, 2.1.2 договора управления многоквартирным домом от 22.06.2015, заключенного между ООО "УК "Городок" и собственниками помещений спорного многоквартирного дома, который подписан уполномоченным представителем собственников, усматривается желание собственников получать коммунальные услуги именно от управляющей организации, то есть от заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации определении от 6 июля 2015 года по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано в названном определении Верховного Суда РФ, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Ссылка заявителя на пункт 17 статьи 12 Федерального закона N 176 от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" как на основание освобождения управляющей организации от обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, судом отклоняется, как не имеющая правового значения для разрешения настоящего спора.
Пунктом 17 статьи 12 названного закона предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Суд считает, что вышеприведенные нормативные положения не препятствуют заключению между управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вопреки позиции заявителя, из указанного нормативного акта не усматриваются основания для освобождения управляющей организации от заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Также судом отклоняется как необоснованный довод заявителя об отсутствии у управляющей организации обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями ввиду того, что решением общего собрания собственников от 06.05.2015 был сохранен порядок оплаты коммунальных услуг, при котором плата за все коммунальные услуги вносится собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В пункте 27 Правил N 124 перечислены условия, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Вместе с тем, принятие такого решения не освобождает общество, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
Частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Исходя из анализа вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что применение положений части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ в части наличия у собственников помещений многоквартирного дома права на принятие решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, возможно только в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015.
Таким образом, положения части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ действуют только с 30.06.2015 и распространяется на случаи принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации после указанной даты.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что после 30.06.2015 собственниками помещений в спорном многоквартирном доме было принято соответствующее решение.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что Госжилстройтехинспекция Пензенской области в оспариваем предписании правомерно возложила на заявителя обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения на отведение сточных бытовых вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки", на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети", на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС", на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией ООО "ТНС энерго Пенза".
Оспариваемое по настоящему делу предписание Госжилстройтехинспекции выдано в пределах предоставленных ей законом полномочий и с соблюдением установленной процедуры, каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом, на общество не возлагает, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону и нарушение актом прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено совокупности таких условий, в связи с чем, не имеется законных оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городок" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области N ПР-280 от 13.11.2015.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья
Н.В.ГОЛОВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)