Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.03.2016 N Ф02-67/2015 ПО ДЕЛУ N А10-3753/2014

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность оборудовать многоквартирный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, квартиры оснастить индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, поставить их на коммерческий учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу N А10-3753/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Пушменцова А.П. (доверенность от 11.01.2016 N 7), Брюхова А.Ф. (доверенность от 11.01.2016 N 133),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года по делу N А10-3753/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ботоева В.И.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (г. Улан-Удэ, ИНН: 7534018889, ОГРН: 1047550031242, далее - ПАО "ТГК N 14", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - Служба, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене предписания N 416/14-А от 24.06.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2015 года названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
При новом рассмотрении дела определением суда первой инстанции от 12 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5" (далее - ООО "ЖЭУ-5").
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных ПАО "ТГК N 14" требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года решение суда от 17 сентября 2015 года оставлено без изменения.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Республиканской службы государственной жилищной инспекции на Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК N 14" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, невыполнения указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 01 апреля 2015 года, неправильного применения норм жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ПАО "ТГК N 14" поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2016 года рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 24 марта 2016 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2015 года произведена замена судьи Шелеминой М.М. на судью Соколову Л.М. Рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК N 14" поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в целях проверки сообщения председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 4, о нарушении законодательства при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, изложенных в обращении N 001-001026/14-00 от 06.05.2014. Службой издано распоряжение N 416-р от 03.06.2014 о проведении в отношении ПАО "ТГК-14" внеплановой документарной проверки.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения частей 9 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а именно: многоквартирный дом N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, квартиры N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47 и 66 не оснащены индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 416/14-А от 24.06.2014.
По результатам внеплановой проверки Службой выдано предписание N 416/14-А от 24.06.2014, в соответствии с которым на ПАО "ТГК N 14" возложена обязанность в срок до 24.06.2014 устранить допущенные нарушения, а именно: оборудовать многоквартирный дом N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставить его на коммерческий учет (пункт 1); квартиры N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 оснастить индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, поставить их на коммерческий учет (пункт 2).
Отказывая обществу в удовлетворении требований о признании незаконным предписания, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1).
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Частью 12 статьи 13 названного Закона установлено, что до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
С учетом приведенного правового регулирования суды двух инстанций пришли к правильным выводам о том, что в силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, а также корреспондирующего ей пункта 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России N 149 от 07.04.2010, установку приборов учета обеспечивают организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией многоквартирные дома, по заявке собственника помещения многоквартирного дома либо лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом из части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что в отсутствие оферты (согласия) на заключение договора, поданной до 1 июля 2010 года, ресурсоснабжающая организация в срок до 1 июля 2013 года обязана совершить действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов с отнесением расходов на собственников помещений дома, а собственники помещений обязаны оплатить произведенные ресурсоснабжающей организацией расходы.
Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), также установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 1 июля 2013 года оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса, в случае установления коллективного (общедомового) прибора учета оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
ПАО "ТГК N 14" является сетевой организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии и горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ через систему, имеющую непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного дома. Кроме того, общество выступает в качестве ресурсоснабжающей организации (то есть организации, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов - тепловой энергии, горячей воды) жителям данного дома, которые оплачивают их обществу.
Следовательно, обязанность по установке коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета в данном многоквартирном доме в силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ возложена на ПАО "ТГК-14" как на организацию, осуществляющую передачу и снабжение дома тепловой энергией и горячей водой через сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
При таких условиях требования, изложенные в оспариваемом предписании Службы, соответствуют законодательству об энергосбережении.
Не соглашаясь с судами, заявитель кассационной жалобы указывает, что собственниками дома по ул. Пушкина заключен договор на управление многоквартирным домом и в силу положений статей 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме мероприятия по энергоснабжению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома; юридическая обязанность по его оснащению общедомовым прибором учета возложена на управляющую компанию (ООО "ЖЭУ-5", третье лицо по делу); опровергает утверждения судов о непосредственном присоединении внутриквартирного оборудования к сетям ПАО "ТГК-14".
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут.
Как установили суды, факт непосредственного присоединения тепловых сетей ПАО "ТГК-14" к внутридомовым инженерным сетям дома N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ подтверждается схемой тепловых сетей, представленной Комитетом по архитектуре, градостроительству и землепользованию г. Улан-Удэ (т. 2, л.д. 124), в которой указана тепловая камера ТК-10-1, находящаяся у стены дома N 4 по улице Пушкина; в дополнительной документации к проекту узла учета тепловой энергии и теплоносителя жилого дома по улице Пушкина, дом 4, согласованной с "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14", также указано, что источником тепла является ТЭЦ N 1, т/м N 3, ТК-10-1 (т. 2, л.д. 125).
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают мотивированные выводы судов о том, что ПАО "ТГК-14", являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение тепловой энергией и горячей водой многоквартирного жилого дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 4, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования потребителей тепловой энергии, подлежащих оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета, в силу положений частей 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ имеет обязанность по оснащению данного многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет (в данном случае тепловой энергии), а также индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общедомовой прибор учета был уже установлен и суды фактически возложили на собственников многоквартирного дома обязанность повторно оплатить его установку, проверены.
Как правильно указал в этой связи суд апелляционной инстанции, собственно установка на объекте (в многоквартирном доме) общедомового прибора учета еще не означает его постановку на коммерческий учет; надлежащее оснащение общедомовым прибором учета многоквартирного дома означает организацию коммерческого учета тепловой энергии, которая состоит из нескольких этапов, включающих, в частности, физическую установку приборов учета и ввод в эксплуатацию узла учета.
Выполняя законное требование пункта 1 предписания о постановке общедомового прибора на коммерческий учет, ПАО "ТГК-14" лишь 13.11.2014 составлен акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина.
В кассационной жалобе также приводятся доводы о том, что Служба не проводила надлежащую проверку по вопросам наличия в квартирах индивидуальных приборов учета; у общества не было информации об оснащенности квартир индивидуальными приборами учета; отсутствовала техническая возможность установления индивидуальных приборов учета в квартире N 5 дома N 4 по ул. Пушкина.
Названные доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций; оснований для переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Не нашли подтверждения в материалах дела и ссылки заявителя кассационной жалобы на невыполнение судами указаний суда кассационной инстанции, содержащихся в постановлении от 01 апреля 2015 года. Суды пришли к верным выводам о том, что оспариваемое предписание (с учетом определения об исправлении опечаток) является исполнимым, факт отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина, а также индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в квартирах N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47 и 66 указанного многоквартирного дома установлен в ходе проверки и отражен в соответствующем акте от 24 июня 2014 года N 416/14-А.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При обращении с кассационной жалобой ПАО "ТГК-14" уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей по платежному поручению от 10 декабря 2015 года N 23516.
Поскольку в соответствии с пунктами 3, 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате подлежала государственная пошлина в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченная госпошлина в размере 1 500 рублей на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года по делу N А10-3753/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 23516 от 10 декабря 2015 года. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
Д.И.ШЕЛЕГ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)