Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-30052/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. по делу N А60-30052/2017


Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Глубоковских, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом" (ИНН 6611013131, ОГРН 1096611000287)
к Администрации МО "город Ирбит", Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора от 01.06.2017 N 29-21-04-188
при участии в судебном заседании
от заявителя: Костарев А.В., представитель по доверенности N 1д/2017 от 04.04.2017.
Департамент и Администрация в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Департамент представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, которое судом удовлетворено
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ООО "Ваш дом" обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 01.06.2017 N 29-21-04-188 о прекращении нарушений обязательных требований, которым обществу как управляющей компании предписано созвать общее собрание собственников помещений для решения вопроса оборудования контейнерной площадки по вывозу ТБО.
Полагая данное требование незаконным, заявитель ссылается на то, что спорная контейнерная площадка расположена на земельном участке, находящемся в собственности МО "Город Ирбит", земельный участок не поставлен на кадастровый и регистрационный учет, контейнерная площадка не относится к общему имуществу собственником МКД, в связи с чем общество не несет ответственность за ее содержание при управлении многоквартирным домом.
Заявитель также указывает на то, что незаконность возложения на управляющую компанию обязанности по организации площадки для ТБО установлена при рассмотрении Арбитражным судом Свердловской области требований ООО "Ваш дом" о признании незаконным соответствующего предписания Департамента (дело А60-52976/2015), а также Ирбитским районным судом по делу N 5179/2015 об административном правонарушении.
Департамент в своем письменном отзыве указывает на то, что на управляющую компанию не возлагается обязанность по обустройству площадки для вывоза ТБО, заявителю лишь предписано организовать проведение общего собрания собственников жилья по этому вопросу, поскольку содержание мест накопления отходов входит в комплекс работ по содержанию имущества многоквартирного жилого дома.
Заявитель также пояснил, что самостоятельных требований к Администрации не имеет, указание ее в качестве заинтересованного лица связано с необходимостью установления лица, обязанного организовать места складирования отходов на территории городского округа.
Администрация МО "город Ирбит" отзыв и пояснения не представила.
Суд с учетом отсутствия возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В связи с обращением жителей на бездействие управляющей организации ООО "Ваш дом" по вопросу оборудования контейнерной площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов на придомовой территории многоквартирного дома, Департаментом в период с 29.05.2017 по 01.06.2017 на основании приказа N 29-21-02-188 от 26.05.2017 29-21-02-188 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Ваш дом" на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, д. 30.
В ходе проверки было установлено, что контейнерная площадка на придомовой территории этого дома не оборудована, контейнеры для твердых бытовых отходов стоят на земле, что является нарушением обязательных, установленных пунктами 3.7.1. 3.7.8. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; установлено также, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, д. 30, осуществляет управляющая компания "Ваш дом" (акт проверки от 01.06.2017 N 29-21-03-188).
По результатам проверки Департаментом в отношении управляющей компании вынесено предписание от 01.06.2017 N 29-21-04-188 о прекращении нарушений обязательных требований, которым ООО "Ваш дом" в срок до 03.07.2017 предписано созвать общее собрание собственников помещений многоквартирных домов N 30 и N 34 по ул. 50 лет Октября для принятия решения по вопросу оборудования контейнерной площадки по вывозу ТБО и направить данную информацию в адрес Департамента.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в рамках предоставленных полномочий.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, следовательно, в числе прочего имущества, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.02.2017) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Постановление N 290) утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26(1) Постановления N 290 одним из видов услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме являются работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Подпунктами 3.7.1., 3.7.4., 3.7.15 вышеназванных Правил определена обязанность управляющих компаний по оборудованию контейнерной площадки для установления мусоросборников, обеспечению установки бункеров накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечению установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организации места для сборов и накопления отходов 1 - IV - класса опасности.
Помимо этого, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) определены санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и установлено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры, а пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Таким образом, действующим законодательством на общество как на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твердых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, что определяет также и обязанность принятия мер по организации такой площадки в составе общего имущества.
Из материалов дела следует, что ООО "Ваш дом" является организацией, управляющей многоквартирным домом N 30 по ул. 50 лет Октября на основании протокола общего собрания собственников и заключенного договора управления, в силу чего Общество приняло на себя обязательства от своего имени совершать юридические и фактические действия по предоставлению собственникам помещений многоквартирного дома комплекс услуг и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, в том числе, уборку придомовой территории, благоустройство прилегающей территории, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, содержание контейнерной площадки.
При этом общество обязано осуществлять мероприятия по организации и содержанию прилегающей к дому территории независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет, в том числе, содержать места накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, а фактическое нахождение контейнерной площадки на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "город Ирбит", обязывает заявителя соблюдать также требования муниципальных Правил благоустройства.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и, в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 7 статьи 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и является лицом, действующим в данных отношениях в интересах собственников помещений, управляющая компания правомочна предложить собственникам помещений в доме N 30 в г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, провести общее собрание по вопросу организации места временного хранения ТБО "Контейнерной площадки), то есть инициировать проведение общего собрания собственников.
Оспариваемым предписанием Департамент не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для общества; управляющей организации необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом, а исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, управляющая организация вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости.
Из материалов дела следует, что в данном случае необходимость решения вопроса об организации и устройстве контейнерной площадки имелась, что следует из обращения собственников указанного дома в адрес Департамента, в связи с чем, являясь лицом, действующим в интересах собственников помещений, управляющая компания правомочна предложить собственникам, менее юридически грамотными в соответствующем вопросе, проведение такого собрания.
При таких обстоятельствах предписание обществу провести (то есть инициировать проведение) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью принятия собственниками решения по указанному вопросу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы управляющей организации.
Ссылки заявителя на судебные акты подлежат отклонению, поскольку в указанных обществом делах рассматривались и устанавливались иные обстоятельствами, не связанные с содержанием оспариваемого предписания.
Так, Решением Ирбитского районного суда Свердловской области N 5-179/2015 от 24.11.2015 отменено предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 22.10.2015, содержащее требование ООО "Ваш дом" оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарникам и) по периметру на прилегающей территории к жилому дому по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, д. 30.
Однако, в указанном деле, как и в деле А60-52976/2015, рассмотренном Арбитражным судом Свердловской области, не исследовались вопросы о инициировании проведения общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома для принятия собственниками решения по вопросу оборудования контейнерной площадки по вывозу ТБО, что является содержанием оспариваемого предписания.
Таким образом, основания для признания недействительным предписания Департамента от 01.06.2017 N 29-21-04-188и отсутствуют, к данному предписанию Администрация отношения не имеет и не является в силу этого лицом, за него ответственным, поэтому требования общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.П.ВОРОНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)