Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Энергоснабжающая организация ссылается на то, что управляющая компания не представила требуемые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" на решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года по делу N А68-9233/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоРесурс" (ОГРН 1157154017602, ИНН 7104068567, г. Тула; далее - общество "ТеплоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к закрытому акционерному обществу "Грицовский коммунальщик" (ОГРН 1087154038333, ИНН 7123500510, пос. Грицовский Веневского р-на Тульской обл.; далее - общество "Грицовский коммунальщик") об обязании предоставить документы в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик" и указанных в приложении N 1 к договору от 06.10.2015 N 4-тэ/15 (далее - договор): протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принято решение о выборе управляющей организации общества "Грицовский коммунальщик"; договоров управления многоквартирными домами; технических паспортов на многоквартирные дома.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года, иск удовлетворен (суд первой инстанции: Литвинов А.В.; апелляционный суд: Селивончик А.Г., Токарева М.В., Грошев И.П.).
В кассационной жалобе общество "Грицовский коммунальщик" просило отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами п. 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731), п. 8 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "Грицовский коммунальщик" указало на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска при раскрытии всей истребуемой информации, ошибочность вывода апелляционного суда о разъяснении неправильного решения о передаче подлинных документов, а не их копий, а также неправомерном освобождении истца от доказывания наличия истребуемых документов.
В отзыве общество "ТеплоРесурс" возразило против доводов заявителя, указав на установленную в законе обязанность управляющей организации передать ресурсоснабжающей организации копии истребуемых документов, наличие которых подтверждается их размещением в сети интернет при раскрытии информации, а также предполагается в силу обязанности управляющей организации принимать, хранить, восстанавливать документацию.
Общество "ТеплоРесурс", общество "Грицовский коммунальщик" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления NN 24800016160305, 24800016160299), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по договору общество "ТеплоРесурс" обязалось поставлять тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть центрального теплоснабжения потребителям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик".
В соответствии с п. п. 3.3.6 - 3.3.7 договора исполнитель обязуется не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора предоставить энергоснабжающей организации документы, перечисленные в п. 6 Правил N 124, а в случае заключения договоров управления в отношении домов, не указанных в приложении N 1 к договору, предоставить информацию с приложением соответствующих документов.
Управляющая организация не выполнила указанную обязанность и требования энергоснабжающей организации о предоставлении документов (письма от 21.08.2015 N 30/15, от 06.10.2015 N 6-10-2015, от 24.11.2015 N 78-112015, от 31.08.2016 N 404-08/2016).
Согласно п. 6 Правил N 124 в редакции, действующей в спорный период, к заявке (оферте) прилагаются следующие документы:
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
В соответствии с п. 6 Правил N 124 в редакции, действующей в спорный период, документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются:
а) для управляющей организации:
- если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
- если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
- если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;
б) для товарищества или кооператива:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом;
- устав товарищества или кооператива.
Таким образом, отклоняется довод заявителя о раскрытии всей истребуемой информации, поскольку данное обстоятельство не освобождает его от установленной п. 6 Правил N 124 обязанности предоставить соответствующие документы.
Довод заявителя о неправомерном указании на предоставление документов, а не их копий также отклоняется, поскольку в силу п. 8 Правил N 124 документы, указанные в п. п. 6 и 7 указанных Правил, представляются в виде копий, которые должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов. Исполнитель вправе представить ресурсоснабжающей организации одновременно оригиналы и копии документов, указанных в п. п. 6 и 7 указанных Правил. После сверки идентичности копии и оригинала документа оригинал возвращается исполнителю.
Следовательно, в силу указанных норм в любом случае ресурсоснабжающая организация возвращает исполнителю оригиналы документов.
Довод заявителя о неправомерном освобождении истца от доказывания наличия истребуемых документов отклоняется в связи со следующим.
Согласно пп. "а" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее по тексту - Правил N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил N 491), ввиду чего отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности, поскольку в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Как указал апелляционный суд, направленность действий истца, инициировавшего с учетом уклонения ответчика от исполнения своей обязанности, предусмотренной п. 3.3.6 договора и пунктом 6 Правил N 124, судебное разбирательство обусловлена намерением обеспечить нормальное оказание услуг по теплоснабжению, основанным на осведомленности истца относительно предусмотренных к предоставлению документов, являющихся основанием для управления многоквартирными домами и определяющих его техническое состояние и эксплуатационные характеристики, ввиду чего, не имея вследствие отрицательной позиции общества "Грицовский коммунальщик" возможности предварительного ознакомления с указанной документацией, общество "ТеплоРесурс" не могло заявить требование более конкретно, чем указано в просительной части искового заявления с учетом его уточнения, поскольку объективно не обладает необходимой информацией и требует предоставления документации в соответствии с требованиями п. 6 Правил N 124.
При таких обстоятельствах, истцу не может быть вменено в обязанность доказывание фактического наличия документов во владении ответчика на момент рассмотрения спора, поскольку при избранной последним правовой позиции такой правовой подход означал бы, по сути, отказ в судебной защите.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям п. 6 Правил N 124 является неприменимым, отклоняется как противоречащий требованиям и смыслу действующего законодательства в рассматриваемой сфере регулирования, поскольку каких-либо нормативных положений о том, что в случае если оферта направляется ресурсоснабжающей организацией, то у исполнителя коммунальных услуг отсутствует обязанность по предоставлению документов, указанных в п. 6 Правил N 124, не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для обязания исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации документы в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик" и указанных в приложении N 1 к договору.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года по делу N А68-9233/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2017 N Ф10-4837/2017 ПО ДЕЛУ N А68-9233/2016
Требование: Об обязании представить документы в отношении многоквартирных домов: протоколы общих собраний о выборе способа управления жилыми домами, договоры управления домами и технические паспорта на многоквартирные дома.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Энергоснабжающая организация ссылается на то, что управляющая компания не представила требуемые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А68-9233/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" на решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года по делу N А68-9233/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоРесурс" (ОГРН 1157154017602, ИНН 7104068567, г. Тула; далее - общество "ТеплоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к закрытому акционерному обществу "Грицовский коммунальщик" (ОГРН 1087154038333, ИНН 7123500510, пос. Грицовский Веневского р-на Тульской обл.; далее - общество "Грицовский коммунальщик") об обязании предоставить документы в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик" и указанных в приложении N 1 к договору от 06.10.2015 N 4-тэ/15 (далее - договор): протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принято решение о выборе управляющей организации общества "Грицовский коммунальщик"; договоров управления многоквартирными домами; технических паспортов на многоквартирные дома.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года, иск удовлетворен (суд первой инстанции: Литвинов А.В.; апелляционный суд: Селивончик А.Г., Токарева М.В., Грошев И.П.).
В кассационной жалобе общество "Грицовский коммунальщик" просило отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами п. 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731), п. 8 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "Грицовский коммунальщик" указало на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска при раскрытии всей истребуемой информации, ошибочность вывода апелляционного суда о разъяснении неправильного решения о передаче подлинных документов, а не их копий, а также неправомерном освобождении истца от доказывания наличия истребуемых документов.
В отзыве общество "ТеплоРесурс" возразило против доводов заявителя, указав на установленную в законе обязанность управляющей организации передать ресурсоснабжающей организации копии истребуемых документов, наличие которых подтверждается их размещением в сети интернет при раскрытии информации, а также предполагается в силу обязанности управляющей организации принимать, хранить, восстанавливать документацию.
Общество "ТеплоРесурс", общество "Грицовский коммунальщик" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления NN 24800016160305, 24800016160299), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по договору общество "ТеплоРесурс" обязалось поставлять тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть центрального теплоснабжения потребителям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик".
В соответствии с п. п. 3.3.6 - 3.3.7 договора исполнитель обязуется не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора предоставить энергоснабжающей организации документы, перечисленные в п. 6 Правил N 124, а в случае заключения договоров управления в отношении домов, не указанных в приложении N 1 к договору, предоставить информацию с приложением соответствующих документов.
Управляющая организация не выполнила указанную обязанность и требования энергоснабжающей организации о предоставлении документов (письма от 21.08.2015 N 30/15, от 06.10.2015 N 6-10-2015, от 24.11.2015 N 78-112015, от 31.08.2016 N 404-08/2016).
Согласно п. 6 Правил N 124 в редакции, действующей в спорный период, к заявке (оферте) прилагаются следующие документы:
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
В соответствии с п. 6 Правил N 124 в редакции, действующей в спорный период, документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются:
а) для управляющей организации:
- если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
- если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
- если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;
б) для товарищества или кооператива:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом;
- устав товарищества или кооператива.
Таким образом, отклоняется довод заявителя о раскрытии всей истребуемой информации, поскольку данное обстоятельство не освобождает его от установленной п. 6 Правил N 124 обязанности предоставить соответствующие документы.
Довод заявителя о неправомерном указании на предоставление документов, а не их копий также отклоняется, поскольку в силу п. 8 Правил N 124 документы, указанные в п. п. 6 и 7 указанных Правил, представляются в виде копий, которые должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов. Исполнитель вправе представить ресурсоснабжающей организации одновременно оригиналы и копии документов, указанных в п. п. 6 и 7 указанных Правил. После сверки идентичности копии и оригинала документа оригинал возвращается исполнителю.
Следовательно, в силу указанных норм в любом случае ресурсоснабжающая организация возвращает исполнителю оригиналы документов.
Довод заявителя о неправомерном освобождении истца от доказывания наличия истребуемых документов отклоняется в связи со следующим.
Согласно пп. "а" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее по тексту - Правил N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил N 491), ввиду чего отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности, поскольку в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Как указал апелляционный суд, направленность действий истца, инициировавшего с учетом уклонения ответчика от исполнения своей обязанности, предусмотренной п. 3.3.6 договора и пунктом 6 Правил N 124, судебное разбирательство обусловлена намерением обеспечить нормальное оказание услуг по теплоснабжению, основанным на осведомленности истца относительно предусмотренных к предоставлению документов, являющихся основанием для управления многоквартирными домами и определяющих его техническое состояние и эксплуатационные характеристики, ввиду чего, не имея вследствие отрицательной позиции общества "Грицовский коммунальщик" возможности предварительного ознакомления с указанной документацией, общество "ТеплоРесурс" не могло заявить требование более конкретно, чем указано в просительной части искового заявления с учетом его уточнения, поскольку объективно не обладает необходимой информацией и требует предоставления документации в соответствии с требованиями п. 6 Правил N 124.
При таких обстоятельствах, истцу не может быть вменено в обязанность доказывание фактического наличия документов во владении ответчика на момент рассмотрения спора, поскольку при избранной последним правовой позиции такой правовой подход означал бы, по сути, отказ в судебной защите.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям п. 6 Правил N 124 является неприменимым, отклоняется как противоречащий требованиям и смыслу действующего законодательства в рассматриваемой сфере регулирования, поскольку каких-либо нормативных положений о том, что в случае если оферта направляется ресурсоснабжающей организацией, то у исполнителя коммунальных услуг отсутствует обязанность по предоставлению документов, указанных в п. 6 Правил N 124, не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для обязания исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации документы в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Грицовский коммунальщик" и указанных в приложении N 1 к договору.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2017 года по делу N А68-9233/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ПЛАТОВ
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Н.В.ПЛАТОВ
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)