Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик ошибочно исходил из необходимости представления административным истцом документов, наличие которых не является обязательным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: В.В. Ершов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (в дальнейшем - Москомстройинвест) и апелляционной жалобе представителя М.И. *** по доверенности Ч. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года по делу по административному исковому заявлению М.И. *** к Москомстройинвесту об оспаривании решений об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, которым заявленные требования удовлетворены частично
установила:
М.И. *** обратился в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с его решениями об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из необходимости представления административным истцом документов, наличие которых не является обязательным: вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования административного истца о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица.
М.И. *** полагал, что имеется иной критерий для включения в реестр, в подтверждение чего представил постановление о признании его потерпевшим по уголовному делу.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года постановлено: заявленные требования М.И. *** удовлетворить частично.
- Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 26 февраля 2015 года N 77-08-65/5-2 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены;
- Возложить обязанность на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление М.И. *** о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу М.И. *** 200 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В апелляционной жалобе представителя М.И. *** по доверенности Ч. ставится вопрос об изменении решения суда в части способа устранения допущенных Москомстройинвестом нарушений при вынесении оспариваемого решения и обязании Москомстройинвеста включить *** М.И. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В заседании судебной коллегии М.И. *** и его представитель Ч., действующая на основании доверенности от 24 ноября 2015 года, просили об изменении решение суда по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Москомстройинвеста по доверенности А.Е., доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что между Правительством Москвы и ЗАО "Энергостройкомплект-М" заключен инвестиционный контракт N 189 от 10.12.2001, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству жилого дома с пристройкой по адресу: ул. ***, вл. 33 с ориентировочным объемом инвестиций 180 000 000 млн. рублей; в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести строительство жилого дома общей площадью 19500 кв. м по указанному выше адресу; дата ввода объекта в эксплуатацию 4 квартал 2003 года. С учетом дополнительного соглашения от 10.11.2010, установлен срок действия контракта до 31 декабря 2011 (л.д. 78).
24.10.2005 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "Энергостройкомплект-М" заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-08-506590, предметом которого является земельный участок площадью 5744 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 4, предоставленный в пользование на условиях аренды для проектирования и начала строительства.
28.05.2008 застройщику ЗАО "Энергостройкомплект-М" выдано разрешение на строительство, срок действия которого истек 29.09.2008.
30.10.2012 между Департаментом градостроительной политики г. Москвы, Департаментом строительства г. Москвы, Москомстройинвестом и ГУП г. Москвы "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" заключен договор о предоставлении субсидий от 30.10.2012 на строительство жилого дома по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 1А (л.д. 84).
Распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 04.04.2014 N 106-рп был утвержден адрес жилого дома, возведенного по ул. *** вл. 33 на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0010003:74 - ул. ***, вл. 33, корп. 1А, стр. 6. Данный адрес жилого дома тождествен ранее присвоенному адресу данного жилого дома: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 4. (л.д. 95 - 100, 155 - 156).
Между М.И. *** и ЗАО "Энергостройкомплект-М" 30.10.2006 заключен предварительный договор о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры. Согласно которому ЗАО "Энергостройкомплект-М" передаст М.И. *** в собственность двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33. корп. 4, секция 1, этаж 21, ориентировочной площадью 69, 50 кв. м. Ориентировочный срок сдачи корпуса, в котором будет расположена квартира, установлен на 4 квартал 2007 года.
Основной договор, в соответствии с п. 2.1 должен быть заключен не позднее 45 рабочих дней после даты регистрации ЗАО "Энергостройкомплект-М" своего права собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33. корп. 4, секция 1, этаж 21.
В соответствии с ним ЗАО "Энергостройкомплект-М" как инвестор привлекал денежные средства в строительство многоквартирного дома.
М.И. *** в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства в полном объеме в размере 5 278 525 руб., которые впоследствии перечислены на расчетный счет ЗАО "Энергостройкомплект-М".
Постановлением от 11 мая 2011 года Старшего следователя СЧ ГСУ при ГУВД по городу Москве майора юстиции Б. М.И. *** признан потерпевшим по уголовному делу N 62613 из материалов которого следует, что ЗАО "Энергостройкомплект-М" привлекало денежные средства граждан под инвестирование строительства жилого объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ***, владение 33.
Причиненный М.И. *** материальный ущерб составляет 5 386 250 миллионов рублей.
10.02.2015 М.И. *** обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья, о признании его потерпевшим в рамках уголовного дела.
Решением Москомстройинвеста от 26.02.2015 N 77-08-65/5-2 М.И. *** отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных в п. 6 ст. 10 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении М.И. *** в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (пп. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп. 6).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявителем).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства заявителя суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного "Москомстройинвестом" и вынести законное и обоснованное решение.
Действительно, "Москомстройинвестом" фактически не рассмотрен вопрос о наличии либо отсутствии критериев для включения М.И. *** в Реестр, в связи с чем суд обоснованно усмотрел наличие оснований, свидетельствующих о необходимости повторного рассмотрения "Москомстройинвестом" доводов административного истца.
В связи с этим довод жалобы М.И. *** о несогласии со способом устранения нарушения его прав в виде возложения обязанности на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление М.И. *** о включении в Реестр является необоснованным, так как вопрос о восстановлении права административного истца может быть решен только по результатам повторного рассмотрения "Москомстройинвестом" поданного М.И. *** заявления.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33А-45095/2015
Требование: Об оспаривании решений об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик ошибочно исходил из необходимости представления административным истцом документов, наличие которых не является обязательным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2015 г. по делу N 33а-45095
судья: В.В. Ершов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (в дальнейшем - Москомстройинвест) и апелляционной жалобе представителя М.И. *** по доверенности Ч. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года по делу по административному исковому заявлению М.И. *** к Москомстройинвесту об оспаривании решений об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, которым заявленные требования удовлетворены частично
установила:
М.И. *** обратился в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с его решениями об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из необходимости представления административным истцом документов, наличие которых не является обязательным: вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования административного истца о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица.
М.И. *** полагал, что имеется иной критерий для включения в реестр, в подтверждение чего представил постановление о признании его потерпевшим по уголовному делу.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года постановлено: заявленные требования М.И. *** удовлетворить частично.
- Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 26 февраля 2015 года N 77-08-65/5-2 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены;
- Возложить обязанность на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление М.И. *** о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу М.И. *** 200 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В апелляционной жалобе представителя М.И. *** по доверенности Ч. ставится вопрос об изменении решения суда в части способа устранения допущенных Москомстройинвестом нарушений при вынесении оспариваемого решения и обязании Москомстройинвеста включить *** М.И. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В заседании судебной коллегии М.И. *** и его представитель Ч., действующая на основании доверенности от 24 ноября 2015 года, просили об изменении решение суда по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Москомстройинвеста по доверенности А.Е., доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что между Правительством Москвы и ЗАО "Энергостройкомплект-М" заключен инвестиционный контракт N 189 от 10.12.2001, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству жилого дома с пристройкой по адресу: ул. ***, вл. 33 с ориентировочным объемом инвестиций 180 000 000 млн. рублей; в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести строительство жилого дома общей площадью 19500 кв. м по указанному выше адресу; дата ввода объекта в эксплуатацию 4 квартал 2003 года. С учетом дополнительного соглашения от 10.11.2010, установлен срок действия контракта до 31 декабря 2011 (л.д. 78).
24.10.2005 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "Энергостройкомплект-М" заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-08-506590, предметом которого является земельный участок площадью 5744 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 4, предоставленный в пользование на условиях аренды для проектирования и начала строительства.
28.05.2008 застройщику ЗАО "Энергостройкомплект-М" выдано разрешение на строительство, срок действия которого истек 29.09.2008.
30.10.2012 между Департаментом градостроительной политики г. Москвы, Департаментом строительства г. Москвы, Москомстройинвестом и ГУП г. Москвы "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" заключен договор о предоставлении субсидий от 30.10.2012 на строительство жилого дома по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 1А (л.д. 84).
Распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 04.04.2014 N 106-рп был утвержден адрес жилого дома, возведенного по ул. *** вл. 33 на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0010003:74 - ул. ***, вл. 33, корп. 1А, стр. 6. Данный адрес жилого дома тождествен ранее присвоенному адресу данного жилого дома: г. Москва, ул. ***, вл. 33, корп. 4. (л.д. 95 - 100, 155 - 156).
Между М.И. *** и ЗАО "Энергостройкомплект-М" 30.10.2006 заключен предварительный договор о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры. Согласно которому ЗАО "Энергостройкомплект-М" передаст М.И. *** в собственность двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33. корп. 4, секция 1, этаж 21, ориентировочной площадью 69, 50 кв. м. Ориентировочный срок сдачи корпуса, в котором будет расположена квартира, установлен на 4 квартал 2007 года.
Основной договор, в соответствии с п. 2.1 должен быть заключен не позднее 45 рабочих дней после даты регистрации ЗАО "Энергостройкомплект-М" своего права собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33. корп. 4, секция 1, этаж 21.
В соответствии с ним ЗАО "Энергостройкомплект-М" как инвестор привлекал денежные средства в строительство многоквартирного дома.
М.И. *** в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства в полном объеме в размере 5 278 525 руб., которые впоследствии перечислены на расчетный счет ЗАО "Энергостройкомплект-М".
Постановлением от 11 мая 2011 года Старшего следователя СЧ ГСУ при ГУВД по городу Москве майора юстиции Б. М.И. *** признан потерпевшим по уголовному делу N 62613 из материалов которого следует, что ЗАО "Энергостройкомплект-М" привлекало денежные средства граждан под инвестирование строительства жилого объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ***, владение 33.
Причиненный М.И. *** материальный ущерб составляет 5 386 250 миллионов рублей.
10.02.2015 М.И. *** обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва, ул. ***, вл. 33, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья, о признании его потерпевшим в рамках уголовного дела.
Решением Москомстройинвеста от 26.02.2015 N 77-08-65/5-2 М.И. *** отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных в п. 6 ст. 10 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении М.И. *** в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (пп. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп. 6).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявителем).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства заявителя суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного "Москомстройинвестом" и вынести законное и обоснованное решение.
Действительно, "Москомстройинвестом" фактически не рассмотрен вопрос о наличии либо отсутствии критериев для включения М.И. *** в Реестр, в связи с чем суд обоснованно усмотрел наличие оснований, свидетельствующих о необходимости повторного рассмотрения "Москомстройинвестом" доводов административного истца.
В связи с этим довод жалобы М.И. *** о несогласии со способом устранения нарушения его прав в виде возложения обязанности на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление М.И. *** о включении в Реестр является необоснованным, так как вопрос о восстановлении права административного истца может быть решен только по результатам повторного рассмотрения "Москомстройинвестом" поданного М.И. *** заявления.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)