Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы "Управа Гагаринского округа" муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Якутск" и общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2016 года по делу N А58-5350/2015 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" (ИН 1435277793, ОГРН 1141447002597, г. Якутск, ул. Кузьмина, 28, 3Г) к "Управе Гагаринского округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435227584, ОГРН 1101435003768, г. Якутск, ул. Можайского, д. 13/3Г, корпус 1) о взыскании 512 016, 20 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
общество с ограниченной ответственностью "Авиатор" (далее - истец, ООО "Авиатор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к "Управе Гагаринского округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (далее - ответчик, Управа, учреждение) о взыскании 361 398, 57 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.01.2016 с ответчика в пользу истца взыскано 169 974 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец и ответчик обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
Ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с учреждения задолженности, считает, что получатель субсидии не имел права заключать соглашение о предоставлении субсидии раньше срока выхода распоряжения, т. к. могли быть существенно изменены лимиты бюджетных обязательств и исполнитель по соглашению сам мог отказаться от выполнения работ на вновь предложенных условиях. Доказательств того, что ООО "Авиатор" приступило к обязательствам с 01.01.2015 в материалах дела не имеется, кроме представленного на оплату табеля, согласно которому обязательства истца перед ответчиком возникли с 13.02.2015, то есть с момента подписания соглашения о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск". Кроме того, одним из условий предоставления субсидии победителю являлось наличие заявленного количества дворников (12 человек), в представленном табеле учета использования рабочего времени за январь 2015 года числится 9 дворников, за февраль 2015 года - 11 дворников с указанием суммы рассчитанной на 12 человек, что нарушает одно из условий предоставления субсидии.
Истец в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований. Указывает, что он согласен с выводом суда о том, что соглашение заключено с 01.01.2015 и с этой же даты начато выполнение работ, поскольку получение субсидии было обусловлено принятием уполномоченным органом решения.
По мнению истца, все предусмотренные законом и договором документы были представлены, в связи с чем отказ ответчика от выплаты субсидии является незаконным. Считает, что при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции не применил положения статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на то, что расходы на выплату заработной платы и выплаты в бюджет налога на доходы физических лиц не является расходами истца при исполнении обязательств соглашения N 6/н от 13.02.2015, поскольку согласно прилагаемому расчету предстоящие расходы на выплату труда работников по спорному соглашению от 13.02.2015, как и выплаты в местный бюджет, являются расходами истца, в силу статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2014 Окружной администрацией города Якутска (комиссией) рассмотрены заявки и подведены итоги отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" на 2015 год, о чем составлен протокол N ПР-СД-1.
При рассмотрении заявок комиссия руководствовалась постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", распоряжением Окружной администрации города Якутска от 11.03.2014 N 289р "О комиссии по отбору юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" по жилищно-коммунальной отрасли".
По результатам рассмотрения заявок и подведения итогов отбора по лоту N 2 (заказчик - МКУ "Управа Гагаринского округа" ГО "город Якутск") победителем отбора претендентов на получением субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", признано ООО "Авиатор".
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21.01.2015 N 39 р утверждены перечень получателей и объемы субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
Указанным распоряжением внесены изменения в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств городского округа "город Якутск" на 2015 год, а также получателям бюджетных средств (в том числе МКУ "Управа Гагаринского округа" ГО "город Якутск") поручено заключить соглашения с получателями субсидии о предоставлении субсидии, обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств.
13.02.2015 между истцом (получатель субсидии) и ответчиком (получатель бюджетных средств) заключено соглашение о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения получатель бюджетных средств предоставляет получателю субсидии целевое финансирование в форме субсидии, которое направляется получателем субсидии на возмещение расходов организациям, осуществляющим выполнение работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
Субсидия предоставляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований в порядке, установленном соглашением (пункт 1.4 соглашения).
Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.5 соглашения).
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма субсидии на возмещение расходов получателю субсидии согласно распоряжения Окружной администрации города Якутска от 21.01.2015 N 39 р составляет 1 649 280 руб.
Размер субсидии определяется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год согласно приложению N 1 к соглашению (пункт 2.2 соглашения).
Пунктом 2.3 соглашения установлено, что расчет получатель бюджетных средств осуществляет после получения отчетов от получателя субсидии, путем перечисления денежных средств в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Якутской городской Думы "О бюджете городского округа "город Якутск" на 2015 год", в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа "город Якутск" и кассового плана в пределах лимитов, бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения предоставление субсидии получателю субсидии получатель бюджетных средств осуществляет в следующем порядке: 2.4.1 получатель субсидии предоставляет получателю бюджетных средств для оплаты работ, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, следующие документы:
- - акты Ф-2, Ф-3 (акт приема выполненных работ формы КС-2, подписанный заказчиком и исполнителем, справка о стоимости выполненных работ формы КС-3);
- - табель учета рабочего времени;
- - реестр путевых листов с приложением путевых листов;
- - талон на утилизацию мусора;
- - справка с МУП "Жилкомсервис" о принятии твердых бытовых отходов на утилизацию;
- - платежные документы на материально-техническое оснащение (счет, счет-фактура, акт об оказании услуг);
- - договор на закупку материалов и автотранспортные услуги (при наличии);
- 2.4.2. Ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, получатель субсидии подписывает с получателем бюджетных средств акт сверки взаимных расчетов.
Соглашение вступает в действие с момента подписания его сторонами и действует по 30.06.2015 (пункт 6.1 соглашения).
Утвержден следующий план-график предоставления субсидии (приложение N 2 к соглашению), согласно которому на выполнение работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий запланировано выделение субсидии в январе в сумме 274 880, 04 руб., в феврале - 274 880, 04 руб., в марте - 274 880, 04 руб., в апреле 274 880, 04 руб., в мае - 274 880, 04 руб., в июне - 274 880, 04 руб.
Истец с 01.01.2015 приступил к выполнению обязательств в соответствии с условиями конкурсной документации.
24.02.2015 истец направил в адрес ответчика отчет о проделанной работе, акты отчетности по форме КС-2, КС-3, копии квитанций, подтверждающий расход, а также счет на оплату за январь 2015 года на сумму 239 781, 10 руб.
03.03.2015 истец направил в адрес ответчика отчет о проделанной работе, акты отчетности по форме КС-2, КС-3, копии квитанций, подтверждающий расход, а также счет на оплату за февраль 2015 года на сумму 272 145, 10 руб.
Ответчик письмом от 03.03.2015 N 263 отказал в возмещении расходов за январь, февраль 2015 года.
В связи с не предоставлением ответчиком субсидии за январь и февраль 2015 года, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, руководствовался статьями 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29 п.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям 7 товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Выплата истцу субсидий в настоящем деле производится на основании Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", являющегося приложением к постановлению Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29п и соглашения о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" от 13.02.2015.
В связи с представлением истцом в соответствии с пунктами 2.3, 2.4.1 соглашения от 13.02.2015 ответчику документов для выплаты субсидии, что подтверждается материалами дела, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии на стороне ответчика обязательства по выплате субсидии в размере 169 974 руб.
Доводы истца о необоснованном отклонении судом первой инстанции требования о выплате субсидии в сумме 36 000 руб. на оплату труда Арутюнян М.В. судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку доказательства о наличии трудовых отношений между истцом и указанным лицом не представлены.
Факт проверки ООО "Авиатор" по вопросу соблюдения обществом трудового законодательства не может быть принято судом в качестве доказательства наличия таких отношений в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд не находит оснований для взыскания в качестве субсидий суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1).
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) (пункт 3).
Истец, требуя с ответчика расходы по уплате налогов и сборов в бюджет, фактически требует предоставления ему налоговую льготу, однако льготы по налогам и сборам могут устанавливаться только указанными в пункте 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации органами, поэтому оснований для удовлетворения требования о взыскании субсидии на уплату налогов и сборов не имеется.
Кроме того, суд не принимает доводы истца о применении в настоящем деле положений статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку между сторонами на основании соглашения о предоставлении субсидий из бюджета возникли бюджетные правоотношения, которые регулируются бюджетным законодательством, а не нормами гражданского права о причинении лицу убытков.
Доводы заявителя апелляционной жалобы - ответчика о неправомерном установлении судом первой инстанции даты возникновения обязательства по выплате субсидии с 01.01.2015 судом апелляционной инстанции не принимаются как необоснованные, поскольку процедура отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" на 2015 год, начата в 2014 году, денежные средства из бюджета выделялись для предоставления субсидии на 2015 год, график предоставления субсидии был сторонами согласован приложением N 2 к соглашению от 13.02.2015, согласно которому субсидии выделяются с января по июнь 2015 года (т. 1, л.д. 75).
Кроме того, суд относится критически к доводам ответчика о том, что истцом не представлены иные документы, подтверждающие расходы истца, представленные документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете", поскольку предусмотренные пунктами 2.3, 2.4.1 соглашения от 13.02.2015 документы ответчику переданы, представление иных документов указанным соглашением либо законом о предоставлении субсидий не предусмотрено, наличие изъянов в составлении документов не влечет их недействительность для бюджетно-правовых отношений, доказательства, опровергающие указанные в документах истца сведения ответчиком не представлены.
Иные приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2016 года по делу N А58-5350/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2016 N 04АП-949/2016 ПО ДЕЛУ N А58-5350/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. по делу N А58-5350/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы "Управа Гагаринского округа" муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Якутск" и общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2016 года по делу N А58-5350/2015 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" (ИН 1435277793, ОГРН 1141447002597, г. Якутск, ул. Кузьмина, 28, 3Г) к "Управе Гагаринского округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435227584, ОГРН 1101435003768, г. Якутск, ул. Можайского, д. 13/3Г, корпус 1) о взыскании 512 016, 20 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авиатор" (далее - истец, ООО "Авиатор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к "Управе Гагаринского округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (далее - ответчик, Управа, учреждение) о взыскании 361 398, 57 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.01.2016 с ответчика в пользу истца взыскано 169 974 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец и ответчик обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
Ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с учреждения задолженности, считает, что получатель субсидии не имел права заключать соглашение о предоставлении субсидии раньше срока выхода распоряжения, т. к. могли быть существенно изменены лимиты бюджетных обязательств и исполнитель по соглашению сам мог отказаться от выполнения работ на вновь предложенных условиях. Доказательств того, что ООО "Авиатор" приступило к обязательствам с 01.01.2015 в материалах дела не имеется, кроме представленного на оплату табеля, согласно которому обязательства истца перед ответчиком возникли с 13.02.2015, то есть с момента подписания соглашения о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск". Кроме того, одним из условий предоставления субсидии победителю являлось наличие заявленного количества дворников (12 человек), в представленном табеле учета использования рабочего времени за январь 2015 года числится 9 дворников, за февраль 2015 года - 11 дворников с указанием суммы рассчитанной на 12 человек, что нарушает одно из условий предоставления субсидии.
Истец в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований. Указывает, что он согласен с выводом суда о том, что соглашение заключено с 01.01.2015 и с этой же даты начато выполнение работ, поскольку получение субсидии было обусловлено принятием уполномоченным органом решения.
По мнению истца, все предусмотренные законом и договором документы были представлены, в связи с чем отказ ответчика от выплаты субсидии является незаконным. Считает, что при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции не применил положения статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на то, что расходы на выплату заработной платы и выплаты в бюджет налога на доходы физических лиц не является расходами истца при исполнении обязательств соглашения N 6/н от 13.02.2015, поскольку согласно прилагаемому расчету предстоящие расходы на выплату труда работников по спорному соглашению от 13.02.2015, как и выплаты в местный бюджет, являются расходами истца, в силу статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2014 Окружной администрацией города Якутска (комиссией) рассмотрены заявки и подведены итоги отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" на 2015 год, о чем составлен протокол N ПР-СД-1.
При рассмотрении заявок комиссия руководствовалась постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", распоряжением Окружной администрации города Якутска от 11.03.2014 N 289р "О комиссии по отбору юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" по жилищно-коммунальной отрасли".
По результатам рассмотрения заявок и подведения итогов отбора по лоту N 2 (заказчик - МКУ "Управа Гагаринского округа" ГО "город Якутск") победителем отбора претендентов на получением субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", признано ООО "Авиатор".
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21.01.2015 N 39 р утверждены перечень получателей и объемы субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
Указанным распоряжением внесены изменения в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств городского округа "город Якутск" на 2015 год, а также получателям бюджетных средств (в том числе МКУ "Управа Гагаринского округа" ГО "город Якутск") поручено заключить соглашения с получателями субсидии о предоставлении субсидии, обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств.
13.02.2015 между истцом (получатель субсидии) и ответчиком (получатель бюджетных средств) заключено соглашение о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения получатель бюджетных средств предоставляет получателю субсидии целевое финансирование в форме субсидии, которое направляется получателем субсидии на возмещение расходов организациям, осуществляющим выполнение работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск".
Субсидия предоставляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований в порядке, установленном соглашением (пункт 1.4 соглашения).
Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.5 соглашения).
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма субсидии на возмещение расходов получателю субсидии согласно распоряжения Окружной администрации города Якутска от 21.01.2015 N 39 р составляет 1 649 280 руб.
Размер субсидии определяется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год согласно приложению N 1 к соглашению (пункт 2.2 соглашения).
Пунктом 2.3 соглашения установлено, что расчет получатель бюджетных средств осуществляет после получения отчетов от получателя субсидии, путем перечисления денежных средств в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Якутской городской Думы "О бюджете городского округа "город Якутск" на 2015 год", в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа "город Якутск" и кассового плана в пределах лимитов, бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения предоставление субсидии получателю субсидии получатель бюджетных средств осуществляет в следующем порядке: 2.4.1 получатель субсидии предоставляет получателю бюджетных средств для оплаты работ, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, следующие документы:
- - акты Ф-2, Ф-3 (акт приема выполненных работ формы КС-2, подписанный заказчиком и исполнителем, справка о стоимости выполненных работ формы КС-3);
- - табель учета рабочего времени;
- - реестр путевых листов с приложением путевых листов;
- - талон на утилизацию мусора;
- - справка с МУП "Жилкомсервис" о принятии твердых бытовых отходов на утилизацию;
- - платежные документы на материально-техническое оснащение (счет, счет-фактура, акт об оказании услуг);
- - договор на закупку материалов и автотранспортные услуги (при наличии);
- 2.4.2. Ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, получатель субсидии подписывает с получателем бюджетных средств акт сверки взаимных расчетов.
Соглашение вступает в действие с момента подписания его сторонами и действует по 30.06.2015 (пункт 6.1 соглашения).
Утвержден следующий план-график предоставления субсидии (приложение N 2 к соглашению), согласно которому на выполнение работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий запланировано выделение субсидии в январе в сумме 274 880, 04 руб., в феврале - 274 880, 04 руб., в марте - 274 880, 04 руб., в апреле 274 880, 04 руб., в мае - 274 880, 04 руб., в июне - 274 880, 04 руб.
Истец с 01.01.2015 приступил к выполнению обязательств в соответствии с условиями конкурсной документации.
24.02.2015 истец направил в адрес ответчика отчет о проделанной работе, акты отчетности по форме КС-2, КС-3, копии квитанций, подтверждающий расход, а также счет на оплату за январь 2015 года на сумму 239 781, 10 руб.
03.03.2015 истец направил в адрес ответчика отчет о проделанной работе, акты отчетности по форме КС-2, КС-3, копии квитанций, подтверждающий расход, а также счет на оплату за февраль 2015 года на сумму 272 145, 10 руб.
Ответчик письмом от 03.03.2015 N 263 отказал в возмещении расходов за январь, февраль 2015 года.
В связи с не предоставлением ответчиком субсидии за январь и февраль 2015 года, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, руководствовался статьями 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29 п.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям 7 товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Выплата истцу субсидий в настоящем деле производится на основании Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск", являющегося приложением к постановлению Окружной администрации города Якутска от 28.02.2014 N 29п и соглашения о предоставлении из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" от 13.02.2015.
В связи с представлением истцом в соответствии с пунктами 2.3, 2.4.1 соглашения от 13.02.2015 ответчику документов для выплаты субсидии, что подтверждается материалами дела, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии на стороне ответчика обязательства по выплате субсидии в размере 169 974 руб.
Доводы истца о необоснованном отклонении судом первой инстанции требования о выплате субсидии в сумме 36 000 руб. на оплату труда Арутюнян М.В. судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку доказательства о наличии трудовых отношений между истцом и указанным лицом не представлены.
Факт проверки ООО "Авиатор" по вопросу соблюдения обществом трудового законодательства не может быть принято судом в качестве доказательства наличия таких отношений в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд не находит оснований для взыскания в качестве субсидий суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1).
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) (пункт 3).
Истец, требуя с ответчика расходы по уплате налогов и сборов в бюджет, фактически требует предоставления ему налоговую льготу, однако льготы по налогам и сборам могут устанавливаться только указанными в пункте 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации органами, поэтому оснований для удовлетворения требования о взыскании субсидии на уплату налогов и сборов не имеется.
Кроме того, суд не принимает доводы истца о применении в настоящем деле положений статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку между сторонами на основании соглашения о предоставлении субсидий из бюджета возникли бюджетные правоотношения, которые регулируются бюджетным законодательством, а не нормами гражданского права о причинении лицу убытков.
Доводы заявителя апелляционной жалобы - ответчика о неправомерном установлении судом первой инстанции даты возникновения обязательства по выплате субсидии с 01.01.2015 судом апелляционной инстанции не принимаются как необоснованные, поскольку процедура отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по санитарной очистке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов городского округа "город Якутск" на 2015 год, начата в 2014 году, денежные средства из бюджета выделялись для предоставления субсидии на 2015 год, график предоставления субсидии был сторонами согласован приложением N 2 к соглашению от 13.02.2015, согласно которому субсидии выделяются с января по июнь 2015 года (т. 1, л.д. 75).
Кроме того, суд относится критически к доводам ответчика о том, что истцом не представлены иные документы, подтверждающие расходы истца, представленные документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете", поскольку предусмотренные пунктами 2.3, 2.4.1 соглашения от 13.02.2015 документы ответчику переданы, представление иных документов указанным соглашением либо законом о предоставлении субсидий не предусмотрено, наличие изъянов в составлении документов не влечет их недействительность для бюджетно-правовых отношений, доказательства, опровергающие указанные в документах истца сведения ответчиком не представлены.
Иные приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2016 года по делу N А58-5350/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Е.М.БУШУЕВА
Е.М.БУШУЕВА
Судьи
Л.В.КАПУСТИНА
А.В.МАКАРЦЕВ
Л.В.КАПУСТИНА
А.В.МАКАРЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)