Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 ПО ДЕЛУ N А52-1714/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А52-1714/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Собрания депутатов Порховского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 февраля 2017 года по делу N А52-1714/2016 (судья Буянова Л.П.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157714180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, проспект Комсомольский, дом 18, строение 3; далее - общество, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Собранию депутатов Порховского района (ОГРН 1076030000200, ИНН 6017010382; место нахождения: 182620, Псковская область, Порховский район, город Порхов, проспект Ленина, дом 14; далее - собрание) о признании незаконным действия по отказу в установлении размера платы за содержание жилых помещений государственного жилищного фонда, изложенном в письме председателя Собрания депутатов Порховского района от 01.07.2016 N 16; о возложении на ответчика обязанности установить размер платы за содержание жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, расположенных в городе Порхов Порховского района Псковской области, в/ч 17646-П, дома N 14 и 15, а также по переулку Загородный, дом N 10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; место нахождения: 119160, город Москва, улица Знаменка, дом 19; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13 февраля 2017 года по делу N А52-1714/2016 заявленные требования удовлетворены.
Собрание с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку на дату принятия обществом обязательств по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, уже действовало постановление администрации Порховского района от 15.12.2014 N 883 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), содержание и ремонт жилого помещения с 18 февраля 2015 года" (далее - постановление N 883), то заявителю надлежало руководствоваться указанным ненормативным актом.
ООО "ГУЖФ" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 24.04.2015 обществу Государственным комитетом Псковской области по строительному и жилищному надзору выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Заявителем и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, в соответствии с которым общество приняло на себя обязательства по управлению закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации жилищным фондом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества гражданам, проживающим в домах данного жилищного фонда.
Пунктом 2.1 данного договора определено, что целью его заключения является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - жилищный фонд), а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
В силу пункта 3.1.1 договора управления общество обязано осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах заказчика и в соответствии с целями, указанными в пунктах 2.1, 2.2 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, иных правовых актов.
Из пункта 1.2 договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 и Перечня зданий к договору (том 2, л.д. 74 - 76) следует, что ООО "ГУЖФ" осуществляет управление жилыми домами, в том числе расположенными по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, в/ч 17646-П, дома N 14, 15, Загородный переулок, дом N 1.
Согласно пункту 4.1 договора управления ООО "ГУЖФ" обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за найм), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании Приложения N 2-10 к Договору (том 1, листы 114 - 117).
На обращение общества от 30.06.2016 (исх. N 886) о рассмотрении и установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилого фонда по указанным выше адресам ответчик письмом от 01.07.2016 N 16 сообщил, что поскольку указанные в представленных документах многоквартирные дома находятся в управлении ООО "ГУЖФ" и собственниками жилых помещений не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации на срок не менее чем один год.
Не согласившись с таким отказом, ООО "ГУЖФ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Статья 2 ЖК РФ устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ, в редакции, действующей с 01.01.2017, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установление органами местного самоуправления размера платы за пользование и содержание жилым помещением, в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ, направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия, произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
До изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, часть 3 статьи 156 ЖК РФ устанавливала, что органами местного самоуправления размер платы устанавливался не только за содержание, но и за ремонт жилого помещения.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения.
Подпунктом 13 статьи 17 главы 4 Устава муниципального образования "Порховский район" Псковской области (принят постановлением Собрания депутатов Порховского района от 20.12.1996, зарегистрирован в Администрации Псковской области 24.06.2005 N 175-р) к полномочиям собрания отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Ссылка собрания на то, что обществу следовало руководствоваться постановлением N 883 не может быть принята, поскольку в силу норм ЖК РФ, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 N 6175-АД/14, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме, учитывая особенности спорных многоквартирных домов, в связи с этим размер платы, установленный названным постановлением, не применим к спорному жилому фонду.
Аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.02.2016 N 303-КГ15-19744.
Как отмечалось ранее, в силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества поставлено в зависимость от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (пункт 11 Правил N 491).
В силу пункта 29 названных Правил, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу вышеперечисленных правовых норм размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что ООО "ГУЖФ" направило собранию на утверждение экономически обоснованный расчет размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, учитывая именно дифференцированный подход. При том, что само постановление N 883 такого подхода в себе не содержит, что не отрицается и собранием.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконными действия собрания, выразившиеся в отказе установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, выраженного в письме от 01.07.2016 N 16.
Приняв во внимание положения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, а также то, что с 01.01.2017 в силу части 3 статьи 156 ЖК РФ органом местного самоуправления плата устанавливается только за содержание жилого помещения, с учетом позиции заявителя относительно способа восстановления нарушенного права, суд первой инстанции правомерно возложило на собрание обязанность установить размер платы за содержание жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, расположенных в городе Порхов Порховского района Псковской области, в/ч 17646-П, дома N 14 и N 15, а также по переулку Загородный, дом N 10, находящихся в управлении заявителя по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 13 февраля 2017 года по делу N А52-1714/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Порховского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)